Стандартизация, сертификация, аккредитация

Если философское определение качества распространяется на материальный мир и охватывает всю совокупность свойств продукции, то приводимое в действующих нормативно-методических документах (Стандарт ИСО 8402-94 Качество. Словарь. и ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения) определение качества, как совокупности свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, ориентировано только на его применение по отношению к продукции.

Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку :

- установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера нас удовлетворяло – сегодня может быть неприемлемым;

- понятие качества может быть применено к любому этапу или ряду этапов «спирали качества», что также приводит к его относительности;

- относительный характер носит и понятие «уровень качества продукции», которое используется для количественной характеристики качества и значение которого определяется путем сравнения показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца.

Поэтому при создании систем качества необходимо исходить из целей, которые ставятся при ее создании, и конкретизировать понятие качества. При этом обязательно нужно учитывать требования общества.

Качество, как совокупность характеристик объекта, может рассматриваться с разных точек зрения.

Можно назвать следующие основные характеристики для изделий:

1)                             функциональные характеристики;

2)                       надёжность – количество ремонтопригодных отказов за срок;

3)                       долговечность (срок службы) – показатель, связанный с надёжностью;

4)                       бездефектность – количество обнаруженных покупателями дефектов;

5)                       эстетические свойства;

6)                       экологичность;

7)                       безопасность.

Основными характеристиками для услуг будут следующие:

1)                       надёжность;

2)                       гарантированность;

3)                       доступность;

4)                       взаимосвязь;

5)                       отзывчивость;

6)                       вежливость;

7)                       наличие симпатий;

8)                       ощутимость.

2.2. Показатели качества и их классификация

Необходимо помнить, что качество продукции закладывается в процессе разработки проекта, а оценивается при эксплуатации (рис. 2.1). Степень качества изделий оценивается с помощью количественных показателей качества (параметров).

Параметры качества могут иметь количественные выражения (литры, км/час, см) и качественные (цвет, вкус, запах).

Показатели качества могут быть обобщены в следующие группы:

1)                      По характеризуемым свойствам:

а) – показатели назначения;

б) – показатели надёжности;

в) – показатели технологичности;

г) – эстетические показатели;

д) – эргономические показатели;

е) – показатели стандартизации и унификации;

ж) – экологические показатели;

з) – показатели безопасности;

и) – патентно-правовые показатели.

2) По способу выражения:

а) – показатели выражения в натуральных единицах (кг, м и т.д.);

б) – показатели, выраженные в безразмерных (баллах) единицах;

в) – показатели, выраженные в стоимостных единицах.

3) По количеству характеризуемых свойств:

а) – обобщающие (охватывают все единичные показатели качества);

б) – единичные (показатели назначения надёжности и др.);

в) – комплексные (характеризующие несколько свойств изделия)

4) По применению для оценки качества:

а) – базовые ;

б) – относительные;

Показатель, который выступает основным по определяющим. Показатели качества закрепляются в нормативно-технической документации и становятся основной для формирования требований к качеству изделий.

Вся информация о продукции вносится в карту технического уровня и качества продукции.

2.3. Основные факторы, влияющие на качество продукции

К основным факторам, влияющим на качество продукции, относят:

-производственные (сырье, материалы, комплектующие, оборудование, инструменты технологии);

-человеческие (навыки и знания, организованность и дисциплинированность работников);

-экономические (системы стимулирования, определение оптимальной себестоимости).

На качество влияют различные факторы: при проектировании, в процессе производства и эксплуатации.

На проектно-конструкторском этапе основные факторы следующие: а) тщательное маркетинговое исследование предполагаемых изделий; б) глубокая предпроектная разработка продукции; в) технико-экономическое обоснование продукции и эксплуатационных характеристик; г) использование стандартизированных и унифицированных деталей, узлов; д) сокращение топливных и горюче-смазочных материалов на единицу изделия и т. д.

На производственном этапе к основным факторам можно отнести: а) уровень технического перевооружения и реконструкции предприятий; б) комплексная механизация и автоматизация процессов; в) стандартизация и унификация; г) эффективный входной контроль сырья и материалов и т.д.

На стадии эксплуатации решающими факторами будут: а) строгое соблюдение режимов использования, предусмотренных технической документацией; б) максимальная загрузка с учётом номинальной мощности и т.д.

Все вышеуказанные факторы действуют в определённых условиях. К ним можно отнести формы организации труда, производственных процессов и т.д.

Факторы, влияющие на качество продукции, могут подразделяться на объективные (технический уровень производства, оборудование, уровень технологии и др.) и субъективные (личная заинтересованность в результатах труда, уровень образования, профмастерство и др).

Эволюция качества и систем управления качеством

Эволюция качества развивалась одновременно с возникновением товара и услуг. По мере развития производственных процессов, изменялось и отношение к качеству. В средние века мастерские ремесленников объединялись в цехи. Каждый из них имел свой устав, по которому продукция должна изготавливаться по определённому образцу, из хорошего сырья. За изготовление некачественной продукции в разных странах предусматривались различные меры наказания.

В Англии назначался (по закону о гильдиях) надзиратель за качеством, который имел право наказывать виновных за плохую работу. В соответствии с кодексом Хаммурапи за брак в строительстве, если это привело к гибели господина или членов его семьи, то подобная участь постигала строителей и их родственников. В России суровые методы наказания за изготовление и поставку некачественных изделий были введены при Петре I. Ниже приводится текст Закона о штрафах, действовавшего в период его царствования.

Указ царя Петра I от 11 января 1723 года чётко давал понять, что угрожало тому, кто изготавливал брак:

Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнила Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государеву продавать негодные пищали и фузеи, старшину альдермала Флора Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья.

Приказано окружной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей.

Пусть дьяки и подьячные смотрят, как альдермалы клейма ставят, буде сомнение возникнет, самим проверить и осмотром, и стрельбою.

А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортится.

Буде в войске заминка приключаться при сражении, по недогляду дьяка и подьячных, бить оных кнутами по оголенному месту. Хозяину 25 кнутов и пени по червонцу за ружьё. Старшине алдермалу – бить до бесчувствия.

Старшего дьяка отдать в унтер-офицеры. Дьяка в писари. Подьячного лишить чарки на один год.

Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подьячным избы, чтоб не хуже хозяйской были, буде хуже, пусть Демидов не обижается, повелеваю живота лишить.

Система штрафов соответствовала тому времени и служила хорошим стимулом доброкачественной работы.

Постепенно управленческая деятельность совершенствовалась, но как самостоятельное научное направление сформировалось лишь в XIX веке.

В царской России таможенную службу возглавлял только близкий родственник государя. Петр I говаривал: Кто будет чинить препятствия таможенному делу, казнить на месте, не спрашивая ранга.

Основоположниками теории научного производственного управления (производственного менеджмента) считают разных ученых, работающих в то время. Однако наибольший вклад в развитие теории менеджмента внес амер. инженер Ф. Тейлор, которого теперь называют «отцом научного управления». Разрабатываемые им в начале ХХ века принципы сохранились до сих пор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать