В Росси проблема утилизации отходов производства и потребления отражена в следующих законах: 1) «Об охране окружающей и природной среды»;2) «Об экологической экспертизе»;3) «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;4) «О недрах»;5) «О плате за землю»;6) «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;7) «О защите прав потребителя»;8) «О стандартизации»;9) «О сертификации продукции и услуг»;10) «Об инвестиционной деятельности»;11) «О конверсии оборонной промышленности»;12) «Об обороне».
Утилизация отходов привела к появлению «второй геологии», поскольку часть отходов считается ресурсосодержащими (пример, об использовании отвального шлака).Мировой опыт по утилизации отходов включает рециклинг (10-20%), складирование на полигонах (до 80%) и уничтожение. Поэтому разработка стандартов по утилизации отходов довольно актуальна.
В зарубежных странах действуют стандарты, устанавливающие нормы и возможности переработки токсичных отходов по определенной технологии, стандарты по обезвреживанию, уничтожению, захоронению и конкретным мерам переработки отходов. Установлена юридическая ответственность производителя отходов за безопасность работы с ними.
Утилизация отходов - заключительная составляющая петли качества. Но нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии выпускаемой продукции. В США это делает Агентство по защите окружающей среды. В бывшем СССР не было создано нормативной базы по утилизации отходов, хотя эти вопросы обсуждались Госснабом с 1975г.
Важную роль в экостандартизации играло международные стандарты по охране окружающей среды. Так ИСО разработала стандарты серии 14000: 14001 и 14004.
Основополагающий стандарт ИСО 14001 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Руководство по применению» и стандарт ИСО 14004 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Общее руководство по принципам, системам и сопутствующим технологиям».Эти стандарты универсальны: их можно применять в сфере производства и обслуживания, а способы управления охраной окружающей среды могут варьировать и жестко не регламентировать.
3. Стандартизация и кодирование информации о товаре
Идея штрихового кодирования зародилась в 30-е годы в Гарвардской школе бизнеса США. Впервые с помощью штрихкода в США в 60-е годы были идентифицированы ж/д вагоны. Благодаря развитию микропроцессорной техники в 70-е годы стало возможным широко использовать штрихкодирование товаров.
Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973г., а в 1977г. появилась Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), которая сейчас применяется и за пределами Европы.
Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штрихкоды считываются сканерами - специальными оптическими устройствами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.
В зарубежных странах наличие штрихкода на упаковке товара стало обязательным, без него торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Такая система информации экономически эффективна, когда не < 85% товара кодируется. Она позволяет упорядочить и ускорить сбор и формирование заказа, учет поступления товара, его отгрузку, оформление документации и бухучет, контроль товаров при их складировании и сбыте.
EAN: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов (флаг страны), кода предприятия(фирмы) – изготовителя, кода самого товара и контрольного числа.
Код предприятия составляется соответствующим национальным органом и включает пять цифр после кода страны.
Код товара составляет сам изготовитель (5 цифр). Расшифровка кода товара не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара, либо представляют регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию
Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN.
Код EAN-8 предназначен для небольших упаковок, на которые не помещается более длинный код.
|
|
Код EAN – 8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя – регистрационный номер продукта).
Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя.
Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны. Полный штриховой код позволяет закупочным организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).
Коды EAN некоторых стран для штрихового кодирования товаров
Код страны |
Страна |
Код |
Страна |
Код |
Страна |
Код |
Страна |
93 |
Австралия |
520 |
Греция |
87 |
Нидерланды |
64 |
Финляндия |
90 - 91 |
Австрия |
57 |
Дания |
94 |
Нов. Зеландия |
30 - 37 |
Франция |
779 |
Аргентина |
729 |
Израиль |
70 |
Норвегия |
859 |
Чехия |
54 |
Бельгия и Люксембург |
539 |
Ирландия |
590 |
Польша |
780 |
Чили |
380 |
Болгария |
569 |
Исландия |
560 |
Португалия |
76 |
Швейцария |
789 |
Бразилия |
84 |
Испания |
460 – 469 |
Россия |
73 |
Швеция |
50 |
Великобритания |
80 - 83 |
Италия |
888 |
Сингапур |
860 |
Югославия |
599 |
Венгрия |
529 |
Кипр |
383 |
Словения |
880 |
Юж. Корея |
759 |
Венесуэла |
690 |
Китай |
00 - 09 |
США и Канада |
45 - 49 |
Япония |
400 - 440 |
Германия |
850 |
Куба |
869 |
Турция |
|
|
489 |
Гонконг |
750 |
Мексика |
482 |
Украина |
|
|
Введение в стране штрихового кодирования товаров создаёт условие для реализации одного из положений закона «О защите прав потребителей» - права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре. Для производственных предприятий штриховое кодирование даёт возможность: 1) облегчить освоение АСУ; 2) повысить эффективность учётных операций в сферах производства, складирования, сбыта; 3) вести анализ потребляемых ресурсов; 4) сократить объём документооборота; 5) наладить сбор достоверной информации о товародвижении и реализации продукта; 6) оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля.
Однако потребитель нуждается в более полной информации о покупаемом товаре, а не только о стране-изготовителе. Это проблема также может быть решена при помощи стандартизации. Но для этого следует расширить перечень тех обязательных требований и стандартов, которые подтверждаются путём сертификации. Пока единственным аспектом обязательной сертификации является безопасность продукта, а у продуктов детского питания при сертификации проверяется на только безопасность, но и пищевая ценность продукта. Видимо, следует более полно продумывать параметры качества при разработке стандарта для обязательной сертификации конкретного товара (или группы продукции).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19