Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики
1.Определения языка в теоретическом языкознании,
Теоретическое языкознание - все аспекты и проблемы, связанные с языком, состав и употребление, общие закономерности устройства и развития языка. Определения бывают:
1.Функциональные (с точки зрения функций) Язык -основное средство общения и передачи информации,
2.Ролевые (связанные с участниками общения, индивидом, коллективом)
Язык существует как общее коллективное знание, которое разделяют все члены коллектива, (идиолект - вариант языка, свойственный одному человеку),
3.Таксономическое (таксономия - набор элементов) Язык – набор единиц и правила их употребления, соединения.
4.Семиотическое (семиотика - наука о знаках и знаковых системах) Язык - система знаков, каждая единица - знак (язык имеет знаковую природу).
5.Субстанциональное Проблема соотношения в языке идеального и материального (я. Материален - имеет субстанцию (письменность), я. идеален - все, кроме звуков, имеет значение.
6.Системно-структурное. Язык – это система, он имеет структурно- уровневое строение, это упорядоченная структура единиц.
7.в информационных системах Язык - код, система задания соответствия.
8.Когнитивное направление Язык является основным средством
а)формирования б)обработки в)хранения г)передачи знаний
2. Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики.
Задачи. - передавать смысл и значение, знаков, установить состав единиц языка, изучить пределы варьирования. Особенности.
Теоретическое языкознание - все аспекты и проблемы, связанные с языком, состав и употребление. Теоретическое язык-е изучает человека самого себя и реальности вокруг себя. Я-е: 1.частное (изучение употребления конкретного языка) 2.общее (все языки). Общее: все языки имеют закономерности строения, нечто общее (звуки, корни). Закономерности строения -универсалии (абсолютные - присутствуют во всех языках, статистические -справедливы не для всех языков). Лингвистика: 1. внешняя (связь языка и общества, ф-ции яз. в обществе, территориальное распространение языков) 2. внутренняя (изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления). Основные направления
1. изучение состава языка
2. сравнительно-историческое яз-е
3. история языка
4. состав и структура языка
5. употребления я-я в различных ситуациях
6. прикладное языкознание
3. Биологическое и социальное, индивидуальное и коллективное, материальное и идеальное в языке,
1. биологическое и социальное Конкретный язык не передается по наследству, и на генетическом уровне не предопределено., каким именно языком будет пользоваться ребенок. Язык усваивается под влиянием окружающих - семьи, школы, воспитателей, улицы. Ребенок начинает говорить на том языке, какому его обучают => язык – явление социальное. Вместе с тем именно биологический механизм, биологическая предрасположенность человека к формированию языка вообще реализуется в каждом конкретном случае в отдельном языке. Сущность языка как биологического явления заключается, прежде всего, в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода. Генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая отдельные органы речевой аппарат, мозг - под речевой механизм. Но этот механизм запускается и формируется у ребенка только в определенных условиях - при наличии языкового окружения, социума.
2. индивидуальное и коллективное Социальная дифференциация связана с коллективным в языке. С коллективом связаны различные варианты языка, такие как а) диалект (совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей того или иного языка, распространенных на определенной территории), б) дифференциация по профессиональному признаку (проявляется в наличии профессиональной лексики и терминологии), в) жаргон (отклонения от общего языка, имеющие узкую сферу применения в той или иной соц. среде), г) арго (особый язык воров, нищих, бродяг). Язык обслуживает не только общество, коллектив, но и отдельного чел-ка. Особенности индивидуального владения языком определяются как факторами биологическими, так и социальными. Биологический фактор оказывает влияние на темп речи, ее тембр, на наличие или отсутствие дефектов речи. Этим же фактором определяется способность личности к изучению иностранных языков, степень владения устной и письменной речью. На индивидуальном языке всегда лежит налет социальности, тк индивидуальный язык не изобретается, а берется в готовом виде и на него оказывают влияние семья, языковое окружение, место проживания, образование, профессия.
3. идеальное и материальное в языке Структура идеального в языке достаточно многослойна. Она включает в себя энергию сознания, дух, энергию мышления - мысль, которые формируют идеальные же элементы языка, именуемые его внутренней формой. Идеальное в языке связано с мышлением, содержанием, значением (все, кроме звуков, имеет значение). Проявиться, обнаружить себя во внешнем мире дух может только с помощью какой-либо материальной оболочки. Сначала звуки речи послужили естественной материальной стороной языка, в которых он стал чувственно воспринимаемым для человека. Позднее людьми была создана вторая материальная форма языка графическая, в виде различных систем письма.
4. Исторические изменения языка.
Исторические изменения языка изучают 2 вида лингвистик:
1.синхронная (изучает язык в определенный период исторического времени и неизменность его в этот момент).
2.диахроническая (изучает динамику развития языка во времени).
Ф. де Соссюр. Синхрония - ось одновременности, касающаяся системных отношений, откуда исключено всякое вмешательство времени, а диахрония - ось последовательности, на которой нельзя увидеть больше одной вещи зараз, а по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями. Язык как систему изучает только синхронная лингвистика.
5. Функции языка.
Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Функция может пониматься:
-роль и назначение
-зависимость одних переменных от других
-синтаксическая позиция
В течение 19-20 вв развивалось учение о функциях языка. По Бюллеру:
1) экспрессивная ф-я (связана с говорящим) выражается лексикой, синтаксисом и интонацией
2) обращение (связана со слушающим)
3) сообщение (связана с предметом или ситуацией, о чем идет речь)
Французский ученый Мартине:
1) коммуникативная ф-я
2) выразительная ф-я
3) эстетическая ф-я
Якобсон (представитель Пражского лингвистического кружка, основа которого - функционализм) выделял 6 компонентов речевого акта:
1) эмативная ф-я (говорящий)
2) конативная ф-я (слушающий)
3) референтивная ф-я (предмет речи)
4) поэтическая ф-я (само сообщение)
5) фатическая ф-я (ф-я установления контакта)
6) метаязыковая ф-я (код). Метаязык - система выбора определенного средства языка, общего средства общения, служит для описания и характеристики самого языка.
Классификация по Степанову:
1) номинативная ф-я
2) предикативная (синтаксическая ф-я) установления связи
3) локативная ф-я (определение позиции говорящего к собственной речи)
1. внутриструктурные функции (выражение языковой формой определенного смысла, содержания).
а)мыслеформирующая язык - средство формирования и выражения мысли.
6)номинативная - слово - средство наименования предметов и явлений.
2. общественные функции (роль в человеческом обществе).
а )коммуникативная: язык - универсальное средство общения.
б)когнитивная: язык - средство познания, (накопления общественного опыта, знаний, средство формирования и развития материальной и духовной культуры.)
3. частные функции
а)экспрессивная - функция выражения
настроений и эмоции говорящего
б)контактоустанавливающая (фатическая)
в)эстетическая - литература, кино, театр
г)апеллятивная - ф-я призыва, побуждения.
д)метаязыковая (терминологическая. аппарат, язык для описания
общения).
е)оценочная
ж)аккумулятивная накопительная, накопления и передачи опыта.
6. Основные этапы изучения языка.
История языкознания с древних времен начинается с 5-8 вв. до н.э. на Востоке.
I период Описательный.5-8 вв. до н.э. - начало нашей эры. Древние грамматики описывают состояние языка, преобладает философский подход. Образец
- грамматика Панини.
- Платона и Аристотеля (Александрийская школа создала самую полную классификацию частей речи). Понятие категории - большого класса слов, звуков, кот. имеют нечто общее в своем значении (имена, глаголы). Центральная единица - слово и предложение, тк они обладают смысловой ценностью.
// период язык-е - система научных знаний 17-18 в. Я. - наука. Я. - философская концепция (рационализм. Основа любого языка универсальность, рациональность. Все описывается с тз логики).
- Декарт и Лейбниц создавали идеальный язык (каждое слово - 1 значение).
грамматика Пор-Рояль описывала системы разных языков. Основной принцип построения пр-я: субъект (то, о чем говорится) и предикат (признак или характер предмета) - Яблоко есть красное. III период сравнительно-историческое языкознание. 19 в. начало 20 в.
Существует по сей день. Узнали о существовании языка-предка -санскрита (индийский), думали, что это самый древний язык, тк в санскрите много корней, общих с большинством европейских языков. Выработаны методики установления родства. Метод: - частичного сходства - регулярных фонетических соответствий. Цель: реконструировать архетип, восстановить проформу. Генеалогическая классификация языков (Шлейхер) + развитие языков в динамике (язык молодой – далее стремится к упрощению).
IV период cmpyкmypализм.20-e гг. 20 века точные науки испытывают расцвет. Язык - система знаков, в которой каждый элемент должен быть описан через отношение этой единицы с другими единицами того же языка, т.е. через ее положение в системе. Стремление к строгому формальному описанию, главное форма, а не значение. Предтеча -Фердинанд де Соссюр
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8