Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики

53.   Производное  слово  как  основная единица словообразования.

Словообразование ~ подсистема языка, которая отвечает за образование новых словарных единиц. Основная единица словообразования - производное слово. ПС отражает сложное знание об объекте и имеет сложную структуру. ПС членится на 2 части: отсылочную (производящую основу) и формант. Производное слово -свернутое высказывание, суждение. Напр., слово «учительская» произошло от производящей основы «учитель», а «безгрешный» от словосочетания «без греха». И так как в качестве производящей основы может служить словосочетание, лучше употреблять термин «производящий базис». Свойства производящего базиса+словообразовательные свойства=св-ва производного слова.

54.Словообразовательное значение, словообразовательный тип, словообразовательная цепочка, парадигма; словообразовательное гнездо. Понятие словообразовательной модели. Продуктивные и непродуктивные модели словообразования.

С/значение - новое значение, которое возникает при воздействии словообразовательного средства на словообразовательную основу. Свойства производящего базиса + словообразовательные свойства=св-ва производного слова.

С/тип - схема или формула строения производных слов, которые характеризуются общностью:

1. части речи производящей основы

2.семантических соотношений производного и производящего слова

3.словообразовательного форманта.

С/цепочка - ряд слов, образованных в процессе последовательного словообразования. Учить-учитель-учительская. Каждая предыдущая единица является производящей для последующей.

С/парадигма -параллельное словообразование. Она может попадать на различные блоки сл-я, кот. вкл. Различные ч/р. Снег-снежный (снежок, снежинка). «Снег»  не входит в словообразовательную парадигму.

С/гнездо - самая крупная единица с-я. Готовить, подготовить, заготовить, готовенький.|

С/модель - формальный содержательный ; образец, благодаря которому образуются новые слова. По степени продуктивности различаются:

1.       продуктивные модели - модель, по образцу которой в современном языке образуются слова. Это тесно связано с продуктивностью самих аффиксов. В р/я продуктивен способ отглагольных сущ. с суф. -ни (е), -к(а): пение, заправка,

2.       непродуктивные модели - такие модели, по образцу которых в современном языке слова не образуются или образуются редко, что также связано с продуктивностью аффиксов, -вор-, -уз,-их детвора, француз, жених.

55. Способы словообразования.

1.  морфологический. Слова образуются с помощью аффиксов, а также путем словосложения. Аффиксация является самым богатым и продуктивным видом словообразования.

а)       суффиксальное с-е. присоединяется тот или иной суффикс к производящей основе. В р/я наиболее продуктивная  разновидность(переплет-переплетчик).

б) префиксальное - присоединение приставки к целому слову. При этом, как правило, принадлежность к части речи не меняется, (читать-перечитать)

в) префиксально-суффиксальный одновременно аффикс и префикс (пере-нос-иц-а).

г)       безаффиксный, когда производное слово образуется с помощью нулевого аффикса, иногда с отсечением конечных звуков (синь от синий)

д)       сложение - сложение 2 и более основ(древнерусский)

е)       аббревиация - начальные буквы складываемых слов (МШУ)

2.  морфолого-синтаксический - переход слова или словоформы из одной части речи в другую (конверсия) (ванная, отдыхающие).

3.  лексико-семантический – способ с-я, представляющий собой изменение значения уже существующего слова, в результате чего возникают слова-омонимы, (кулак - рука, крестьянин).

4. лексико-синтаксический - создание нового слова из словосочетания путем объединения 2 и более слов (сего дня - сегодня).

56. Проблема классификации языков. Виды классификаций.

На земном шаре насчитывается от 1500 до3000 тыс. языков. Языки обладают сходными свойствами и закономерностями(языковыми универсалиями) и контрастивностъю. Единой классификации быть не может, но существуют классификации по разным направлениям.

1.      историко-генеалогическая к-я старается объединить языки по сходству, по наличию общих черт (фонетических, грамматических, лексических). Идея, положенная в  основу классификации  -происхождение языков от общего языка-предка, таким образом, языки связывались по родству. Языковую семью образует вся совокупность родственных между собой языков, то есть в структурах всех этих языков есть общие черты. Языки делятся по иерархическому принципу. Самая крупная семья - индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская. При этом внутри одних семей обнаруживаются большие, внутри других - меньшие расхождения отдельных языков. Группы языков внутри семьи называют ветвями или группами. Существуют живые и вымирающие языки. Генеалогическая классификация включает оба вида.

2. типологическая (морфологическая) к-я утверждает, что все языки мира, независимо от родства, могут быть распределены на типы по каким-то общим признакам их структуры., прежде всего морфологической структуры слова. Классификация - объединение в группы по сходству и родству. Типология -обобщение представлений о языке. В морфологической классификации учитывается:

1. аналитический строй языка(использование служебных слов – английский)/синтетический строй (формы слов, формообразующие аффиксы -русский)

2. агглютинация (границы морфем  строго видны)/фузия (сросшиеся морфемы). Существуют типы языков: 1.корневые (изолирующие - неразвитость морфологии,  преобладающий аналитический способ - китайский У инкорпорирующие (целые словосочетания и пр-я образуют I слово, комплекс - чукотско-камчатские)

3.   ареальная к-я .заключается в составлении языковой карты мира, ареалов распространения отдельных языков и групп языков. Ареал - границы распространения отдельных языков. Языковой союз - особый тип языковой общности, включающий в себя различные языки в границах одного географического пространства (балканский языковой союз).Близость языков в этой классификации не предполагает единый для всех них источник в прошлом, а является результатом последующих сближений. Элементы побежденного языка в системе языка-победителя называются субстратом. Понятие субстрата противопоставляется явлению суперстрата (явление языка-победителя). Явление адстрата -взаимовлияние и проникновение языков.

4.  функциональная к-я создается с учетом многих параметров: количество носителей живых языков, число живых и мертвых языков в мире, общественные ф-ции языков и т.п.

57. Проблема генетической классификации языков.

Историко-генеалогическая к-я старается объединить языки по сходству, по наличию общих черт (фонетических, грамматических, лексических). Идея, положенная в основу классификации — происхождение языков от общего языка-предка, таким образом, языки связывались по родству. Сравнительно-историческое язык-е - поиск праязыка. Принцип неполного соответствия (частичные соответствия в звучании и значении). Языковую семью образует вся совокупность родственных между собой языков, то есть в структурах всех этих языков есть общие черты. Языки делятся по иерархическому принципу. Самая крупная семья - индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская. При этом внутри одних семей обнаруживаются большие, внутри других - меньшие расхождения отдельных языков. Группы языков внутри семьи называют ветвями или группами. Существуют живые и вымирающие языки. Генеалогическая классификация включает оба вида.

58. Морфологическая классификация (типология) языков,

Типологическая (морфологическая) к-я утверждает, что все языки мира, независимо от родства могут быть распределены на типы по каким-то общим признакам их структуры., прежде всего морфологической структуры слова. Классификация - объединение в группы по сходству и родству. Типология -обобщение представлений о языке. В морфологической классификации учитывается:

1. аналитический строй языка (использование служебных слов -английский/синтетический строй (формы слов, формообразующие аффиксы -русский)

2. агглютинация (границы морфем строго видны)/фузия (сросшиеся морфемы). Существуют типы языков: 1.корневые (изолирующие – неразвитость морфологии, преобладающий аналитический способ –китайский)/инкорпорирующие (целые словосочетания и пр-я образуют 1 слово, комплекс - чукотско-камчатские)

59. Язык и мышление, язык и сознание.

Психологический подход. Проблема язык и мышление - одна из самых сложных и дискуссионных в язык-ии. Существовали разные взгляды на эту теорию. Подлинно научное решение вопроса о языке и мышлении дает материалистическая теория отражений, «(Мышление осуществляется в различных формах и структурах, в которых закреплен и обобщен познавательно-исторический опыт человечества)». Орудием мышления является язык, а также другие знаковые системы. Язык как знаковая система является материальной опорой для мышления, он материализует мысли и обеспечивает обмен информацией. Если мышление отражает действительность, то язык ее выражает. Мышление идеально, язык- материален. Связь языка с мышлением позволяет осуществлять ему коммуникативную и когнитивную функции: язык не только передает суждения и сообщения о предметах и явлениях внешнего мира, но и определенным образом организует наши знания об этом мире. Т.О. язык, с одной стороны, является средством выражения мысли, а с другой - орудием ее формирования.

Мышление тесно связано с познанием. Первой ступенью познания является чувственное восприятие дей-ти. На второй ступени познания понятие облекается в форму, чему служит слово, и сл-но, язык.

60. Язык и общество: социальная обусловленность варьирования языка.

Одно из базовых свойств языка повествует, что язык способен к варьированию. Варьирование бывает территориальным(диалекты), социальным и ситуативным (в зависимости от ситуации). Социальное варьирование подразумевает классы, слои, прослойки общества, язык которых отличается друг од друга. Ранее считалось, что дворянство и крестьянство говорят на разных языках. На сегодняшний день в языке можно обнаружить соц диалекты. Также существуют профессиональные разновидности речи, жаргоны, арго. Возрастные, половые различия также обуславливают жаргоны. Жаргон -разновидность языка и речи, которая складывается в результате устойчивого взаимодействия людей в определенной социальной группе. Жаргон идентификатор группы, маркер групповой принадлежности.

61. Подсистемы (формы существования) языка

1. литературный язык (не то же, что язык художественной литературы).Литературный язык - нормированный, стандартный, кодифицированный язык. Учит, как говорить правильно, л/я -наддиалектная подсистема языка, не относится к какому-либо диалекту, он объединяет общение носителей всех диалектов данного языка.

Полифункционален (может обслуживать образование/науку)

функциональные стили - исторически сложившиеся, автономные образования, которые соответствуют определенной сфере общения; это устойчивая система выбора и употребления средств языка, который соответствует определенной сфере общения.

Л/я обладает высоким престижем, консервативен, изменяется медленнее разговорного языка.

Норма   л/я       вырабатывается целенаправленно членами общества. Языковая норма - совокупность наиболее устойчивых реализаций языковых систем, отображающихся и          закрытых общественной языковой практикой (совокупность образцов, как правильно и надо говорить). Н. обязательна, это совокупность эталонов употребления языка, норме обучают, она изменчива, но изменяется медленно. Норма сопряжена с понятиями отбора (селекции).

2.территориальные диалекты

3.социальные диалекты

4. жаргон/сленг

5.       некодифицированные варианты языка(разговорный язык, просторечье).

6.   наддиалектные подсистемы (нелитературный вариант, но объединяет все диалекты - койне)

62. Литературный язык и его место среди других форм существования языка. Понятие нормы.

Литературный язык (не то же, что язык художественной литературы).

Литературный язык - нормированный, стандартный, кодифицированный язык. Учит, как говорить правильно, л/я -наддиалектная подсистема языка, не относится к какому-либо диалекту, он объединяет общение носителей всех диалектов данного языка.

Полифункционален (может обслуживать образование/науку)

Функциональные стили - исторически сложившиеся, автономные образования, которые соответствуют определенной сфере общения; это устойчивая система выбора и употребления средств языка, который соответствует определенной сфере общения.

Л/я обладает высоким престижем, консервативен, изменяется медленнее разговорного языка.

Норма л/я вырабатывается целенаправленно членами общества. Языковая норма - совокупность наиболее устойчивых реализаций языковых систем, отображающихся и закрытых общественной языковой практикой (совокупность образцов, как правильно и надо говорить). Н. обязательна, это совокупность эталонов употребления языка, норме обучают, она изменчива, но изменяется медленно. Норма сопряжена с понятиями отбора (селекции).

63. Понятие стиля. Виды стилей.

Стилевая система языка многомерна: язык представляет собой систему нескольких стилей, различающихся лексическими средствами, принципами их отбора, сферой употребления. Основу любого языка составляет общеупотребительная, стилистически нейтральная лексика. Вместе с тем в каждом языке имеется лексика, применение кот ограничено условиями речевого общения, жанрами литературы. В современных развитых языках сущ-т 3 стиля:

1.       нейтральный. Слова эмоционально-нейтральные. Они составляют основ лексической системы языка (вода, земля, делать, бежать).

2.   разговорно-бытовой.   Слова, употребляющиеся в непринужденной речи (ерунда, долговязый).

а)       общенародная лексика - известная и употребляемая всеми носителями языка. Она составляет костяк словарного запаса языка, -разговорно-литературная лексика(не нарушающая норм литературного употреблениях -просторечная (несвязанная строгими нормами)

б)       сленг. Характерен в основном молодежи. Необыкновенно подвижен и непостоянен.

в)  социально или диалектно ограниченная.

1. диалектизмы - слова, составляющие принадлежность диалектов того или иного языка

2.профессионализмы - слова, составляющие принадлежность речи той или иной профессиональной группы

3.арготизмы - слова, ограниченные в своем употреблении социально, а иногда профессионально

3. книжная. Объединяет в своем составе слова, стилистически ограниченные и закрепленные в своем употреблении принадлежащие книжным стилям речи.

64. Язык и речь.

Язык, речь - коммуникация. Исследователи пытались противопоставить и доказать единство. Соссюр выделял 3 компонента:

1. langue (система языка)

2. langage (объединяет язык и речь, представляет сложный психофизический механизм)

3. parole (собственно речь)

Л.Ельмелев. 3 аспекта:

1. язык (как система, форма, абстракция)

2. узус (речевые навыки употребления)

3. норма (совокупность употреблений, принятых обществом, нах, в центре) Язык.

Коллективен, социален, понятийно-смысловая сторона элементов, единицы языка: фонема, морфема, лексема, семема, слово, предложение; вне ситуации, виртуален, потенциален, существенен, нет цели, чистая форма, система знаков, абстрактен, средство общения, стабилен, пассивен и статичен, характерна уровневая организация, средство общения «в покое»,преобладают парадигматические отношения, идеален.

Речь.

Индивидуальна, образно-смысловая сторона элементов, единицы языка: аллофон, алломорф, аллолекс, значение, словоформа, высказывание; ситуативна, визуально слышима, истинна (ложна),побочна, случайна, целенаправленна, сплошная стихия, двустороння материальна, активна, динамична, характеризуется высокой динамичностью., линейная структура, последовательность слов, связанных в потоке, средство общения «в действии»,реализация, система навыков, преобладают синтагматические отношения, материальна.

65. Понятие речевой деятельности. Виды речевой деятельности.

Ф. де Соссюр считал язык и речь двумя сторонами более общей категории – речевой деятельности. По Соссюру, изучение речевой деятельности распадается на 2части: основная (язык, социальный и независимый от индивида), другая (речь). В речевой деятельности материализуются и реализуются элементы языка-речи. В речевой деятельности создается текст: устное или письменное речевое произведение любой протяженности. Во внутренней речи создается внутренний текст, то есть речевое пр-е, сложившееся в уме, но не воплотившееся в устной и письменной речи. Л.В. Щерба выделял основные виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Важнейшим признаком РД считается ее индивидуальный характер, она характеризуется определенными свойствами: тембром, громкостью, артикуляционной четкостью, продолжительностью, темпом, эмоциональной окрашенностью. РД конкретна, материальна, субъективна, единицы: звук, морф, леке, сема, словоупотребление, фраза.

66. Язык и письмо. Типы письма.

Письмо - система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи. Письмо гораздо моложе звукового языка. Типы:

1.       пиктографическое письмо. Рисуночное  или  картинное  письмо. Не используется как основной тип письма сегодня, но широко применяется в рекламах, дорожных знаках и т.п.

2. идеографическое письмо, (элемент -идеограмма). Фиксирует графическими знаками сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также порядок слов. Разновидности: иероглифическое письмо (высшая степень развития идеографии в Египте), клинопись.

3.     слоговое письмо. Каждый графический знак обозначает слог. Недостатки - большое количество силлабел. Хотя обучить такому виду письма значительно проще, чем идеографии.

4. буквенно-звуковое (фонемографическое). Каждый графический  знак  обозначает не целое слово и не слог, а отдельный типовой звук- фонему. Графические знаки - буквы.

а) консонантно-звуковое. Графическими знаками обозначались только согласные, гласные не имели отдельных букв.

б)       вокализовано-звуковое. Графические знаки, как для согласных, так и для гласных.

67. Виды орфографии. Транскрипция.

Орфография - система правил, устанавливающих одинаковое написание одних и тех же слов. Есть 3 принципа орфографии:

1.                  фонетический (писать как слышится)

2.                   морфологический (одинаковое написание морфемы независимо от изменения звучания)

3.                  исторический (писать слова так, как писались в прошлом)

К числу специализированных систем письма принадлежит транскрипция. Транскрипция - особая система письма, применяемая для точного обозначения звукового состава речи.

Виды:

1.     фонетическая. Обязательное однозначное соответствие используемого знака и транскрибируемою звука. Для этого в любой алфавит включаются дополнительные  транскрипционные значки.

2.      фонематическая. Передает фонемный состав слов и фонем. Главный принцип  - передача каждой фонемы независимо от ее позиции всегда одним и тем же значком. Если в фонетической транскрипции фонемы передаются во всех вариантах, то в фонематической -только основной вид. В фонематической транскрипции ударение не обозначается, а морфемы соединяются  дефисами   в пределах слова.

3. практическая. Запись иноязычных слов с учетом их произношения средствами национального алфавита.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать