Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики

Любая системе коммуникации или культуры может быть представлена в системе знаков с семиотической точки зрения. Разделы:

1.       семантика (связь знаков с окружающей действительностью,      смысл, содержание, план содержания).

2.      синтактика (комбинаторика, сочетание знаков)

3.      прагматика (отношение человек-знак).

Каждое слово языка - знак, который ассоциируется в нашем сознании с определенным объектом окружающего мира. Можно даже сказать, что каждый элемент языка - знак, который служит для обозначения чего-то другого. Естественный язык - главная и наиболее сложная знаковая система, и семиотика изучает эту систему в ряду других знаковых систем.

15. Понятие системы и структуры языка. Язык как системный объект.

Система - упорядоченное, организованное определенным образом множество элементов, связанное между собой особыми отношениями, сетка которых формирует структуру. При изменении одного из участков или элементов системы изменяется вся система.

Система - сами единицы, - элементы, субстанция языка (морфемы, слова).

Структура – сетка отношений между единицами (более мелкие составляют более крупные, группы единиц).

Система - это единство - структуры, - субстанции, - функции.

Язык как системный объект. Свойства.

1.       функциональность.

Фонема (строительная, смыслоразличительная ф-ции), морфема (строительная, может выражать значение), слово (номинативная (называет), строительная), предложение (коммуникативная).

2.       целостность

свойства целого представляют собой нечто новое, те целое есть нечто большее, чем сумма составляющих его единиц.

3.       членимость

а) план выражения, план содержания б) язык членится на участки (планы, ярусы, уровни). Уровень - это крупная часть языка, состоящая из однородных единиц и включающая набор правил, регулирующих использование этих единиц, их группировку в классы и разряды. Уровнеобразующие единицы - сущность, отражающая характеристики объекта.

4.       взаимообусловленность субстанции и структуры.

Признается доминирование структуры над субстанцией (письмо дочери - значение понимается исходя из структуры).

5.       система языка динамична и подвижна (она изменчива во времени).

6.       свойство синхронного варьирования.

Язык - не монолит, а структура функциональных           подсистем.

Варьирование - выбор между моделями, вариантами.

7.       адаптивность - самоорганизованность системы языка.

Приспособление языка к человеческому общению (солнце - сонце)

8.креативность (возможность образования новых слов и тп)

9.изучаемость

16. Синтагматические отношения в языке.

Синтагматические отношения в языке –внутриуровневые отношения «рядом стояния» (Соссюр). Свойства:

1.линейность (последовательность)

2.имеют какую-либо направленность

3.основаны на комбинаторике(сочетании)

4.характерно свойство совместной встречаемости («и-и»)

5.реализуются в основном в речи (в тексте)

6.наблюдаемы

7.in praesentia

8.«горизонтальные»

9.контрастивность (чтобы легче воспринимать на слух)

Синтагма - линейная

последовательность единиц языка => синт. отношения - отношения, возникающие между последовательно расположенными единицами языка.

Правила комбинаторики на разных уровнях:

1.уровень слов - правила грамматического сочетания

2.морфологический уровень,«валентность» - относится к гл. (светает-1, читает-2, пишет-3). Валентность - способность единиц языка вступать в синтаксические связи с другими единицами яз.

1.активная/пассивная валентность

2. облигаторная/факультативная валентность.

Сочетаемость- частный случай валентности:

1.       категориальная (слова разных грамматических классов) - сущ+прил

2.       семантическая (слова определенных семантических классов). Вкусная еда (неумная)

3.       лексическая (уникальная сочетаемость конкретного слова) - полный дурак.

17. Парадигматические отношения в языке. Типы парадигм.

Парадигматические отношения в языке –это внутриуровневые отношения ассоциации. (Соссюр) Свойства:

1.      ассоциация или группировка.

2.      основаны на выборе

3.      характерно св-во взаимоисключаемости («или-или»)

4.      никогда не встречается в речи

5.      не наблюдаемы

6.      in absentia

7.      «вертикальные»

Парадигма - объединение, группа, ассоциация., элементы которой имеют что-то общее, а с другой стороны отличаются друг от друга каким-то элементом.

Типы парадигм:

1.           морфологическая. Это ряд словоизменения (стол-стола-столу-столом- о столе) - морфологическая парадигма представляет собой грамматическую категорию (падеж, число) - имеет структуру (левая часть - неизм., прав часть - изменяется (окончание).замкнутая (число ее элементов исчисляемо)

Порядок следования эл-в парадигмы не обязателен, а условен. Морф, парадигма задает какой-то языковой образец.

2.           лексическая

-не замкнута

-слова объединяются на основе общности и различии своего смысла

Виды:

- синонимические ряды (синонимы - слова, у которых есть исходный общий элемент 'значения, но что-то разное)

- иерархические (род-вид, общее-частное). Гиперо-гипонимические (дерево гипероним, береза-гипоним)

-антонимы

- тематические группы слова объединяются по близости предметной    области    их    обозначения •, (посуда - тематическая группа).

- лексико-семантические группы(лексика, обозначающая эмоции, речь)

3.           словообразовательные ряды и цепочки

образование от одного корня разных частей речи. От каждой части речи может отходить своя цепочка (стар-старый-старенький -> старик-старичок-старикашка -> старуха-старушонка)

4.           парадигма предложения изменения одного и того же пр-я по разным видам модальности, целям высказывания

18.Морфологическая парадигма, словообразовательная парадигма.

1.          морфологическая парадигма наиболее отчетлива.

это ряд словоизменения (стол-стола- столу- столом -о столе)

Свойства:

морфологическая парадигма представляет собой грамматическую категорию (падеж, число)

- имеет структуру (левая часть -неизм., прав часть - изменяется(окончание).

- замкнутая (число ее элементов исчисляемо)

Начальный элемент ряда - лексема. Порядок следования эл-в парадигмы не обязателен, а условен. Морф, парадигма задает какой-то языковой образец.

2.          словообразовательные ряды и цепочки

образование от одного корня разных частей речи. Сложно образуется, от каждой части речи может отходить своя цепочка (стар-старый-старенький -> старик-старичок-старикашка -> старуха-старушонка)

19. Парадигматические отношения в языке. Парадигма предложения.

1. лексическая

-не замкнута

-слова объединяются на основе общности и различии своего смысла

Виды:

 - синонимические ряды (синонимы -гова, у которых есть исходный общий цемент значения, но что-то разное)

иерархические (род-вид, общее-частное). Гиперо-гипонимические (дерево

- гипероним, береза-гипоним) антонимы

тематические группы. слова объединяются по близости предметной области их обозначения (посуда -тематическая группа).

- лексико-семантические группы (лексика, обозначающая эмоции, речь: шептать, кричать, говорить) 2, парадигма предложения изменения одного и того же пр-я по разным видам модальности,, целям высказывания.

19. Парадигматические отношения в лексике. Парадигма предложения.

1,       лексическая

-не замкнута

-слова объединяются на основе общности и различии своего смысла

Виды: - синонимические ряды (синонимы -слова, у которых есть исходный общий элемент значения, но что-то разное)

- иерархические (род-вид, общее-частное). Гиперо-гипонимические (дерево

- гипероним, береза-гипоним)

- антонимы

- тематические группы. слова объединяются по близости предметной области их обозначения (посуда -тематическая группа).

лексико-семантические группы (лексика, обозначающая эмоции, речь: шептать, кричать, говорить)

2.       парадигма предложения

изменения одного и того же пр-я по разным видам модальности, целям высказывания.

20. Единицы и уровни языка, шкала.

Уровень - это крупная часть языка, состоящая из однородных единиц и включающая набор правил, регулирующих использование этих единиц, их группировку в классы и разряды. Уровень характеризуется особой единицей, предельной и минимальной для каждого уровня. Уровнеобразующие единицы -сущность, отражающая характеристики объекта. Они характеризуются особой субстанцией, функциями.

Уровни:

1.       фонема.

уровень звука. Фонему можно представить в виде набора дифференциальных (отличающих) признаков. Фонема -неделимая, основная единица.

Функции -1. строительная 2. смыслоразличительная. Также фонема - класс вариантов звука (аллофонов).

а) морфонема

морфонологический уровень,  промежуточный. Морфологические чередования могут быть регулярными(повторяются в разных формах и частях речи - бегу-бежишь) и нерегулярными(встречаются в считанных случаях берегу-беречь). Нерегулярные явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка -морфонологию (раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы). Друг-друзья-дружить - представители одной морфемы, находящиеся в отношении чередования между собой (алломорфы), друг/ж/з –морфонема (морфологическая обусловленность), advise-advice (историческая)

2.    морфема

полноценная двусторонняя (имеет план выражения и план содержания) знаковая единица. М. обладает значением(лексическое,       словообразовательное, грамматическое). М. - не целостная единица, не обладает грамматической оформленностью и смысловой самостоятельностью.

Функции - 1. семасиологическая (может выражать значение) 2. строительная

3.    слово

целостная единица, обладающая морфологической оформленностью и смысловой самостоятельностью.

Функции - I. минимальная номинативная единица (может называть вещи в отличие от морфемы) 2. строительная (входит в состав словосочетания и предложения), а) производное слово, б) сложное слово, в) словосочетание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать