7. Сравнительно-историческое языкознание: цель, предмет, метод.
19 в. - начало 20 в. Существует по сей день. Накопились знания о языках. В конце 18 века узнали о существовании языка-предка -санскрита (индийский), думали, что это самый древний язык, тк в санскрите много корней, общих с большинством европейских языков. Все европейские языки имеют общий язык-предок.
Работы Ф.Бопп, Я.Гримм, Раск, А.Х. Востоков - работы по сравнительно-историческому языкознанию с целью выявления сходств праязыка.
Также выработаны методики установления родства. Строение морфем (личные окончания глаголов - Ф.Бопп - выявлено их материальное сходство). Сравниваются грамматические системы, тк они не заимствуются. В каждом языке есть — 100 слов, которые образуют исконную лексику.
Метод: - частичного сходства
- регулярных фонетических соответствий.
Цель: реконструировать архетип, восстановить проформу.
-Шлейхер: генеалогическая классификация языков + развитие языков в динамике (язык молодой -далее стремится к упрощению). При сравнении языков важно: значения слов не обязательно должны совпадать, они могут расходиться по законам полисемии; сопоставлять и корневые, и аффиксальные морфемы; сопоставлять данные письм памятников мертвых языков с данными живых; особо выделять заимствования; замечать звуковое оформление сравниваемого (частичное совпадение и расхождение звуков).
8. Структурализм: цель, предмет, метод; школы.
20-е гг. 20 века
точные науки испытывают расцвет.
Язык - система знаков, в которой каждый элемент должен быть описан через отношение этой единицы с другими единицами того же языка, т.е. через ее положение в системе.
Значение - значимость (положение в системе)
Предок - Фердинанд де Соссюр
Цель: разработать строгий подход синхронного описания языков. Отсюда повышенный интерес к структуре плана выражения, к описанию различных отношений между элементами системы. Метод: использование структурного анализа, моделирования, формализации лингвистических процедур.
Школы:
1. Пражская лингвистическая школа (1926-1929)
Тезисы пражского кружка функциональность, цель. Н. Трубецкой написал «Основы фонологии», где охарактеризовал внутреннее устройство фонем языка как систему их оппозиций. Трубецкой впервые показал системность в строении звукового уровня языка.
2. Глоссематика (Дания) - абстракция, формализм, математика. Создание теории, не зависимой от практического опыта:
-отметание идеального
-чистая форма
-в языке нет ничего, кроме различий
-фонема - пучок взаимных зависимостей.
-язык в самом себе и для себя
Метод: сегментация языка (деление на более мелкие единицы языка).
Луи (язык должен быть описан с точки зрения min составляющих его единиц), Йельмелев.
3. Американский дескриптивизм (США).
Практики, Цель: Исследование коренных языков.
Метод:
- сегментация и описание статуса единиц.
- дистрибуция: окружение для того или иного варианта
- субституция - метод подстановки о и а, подставляем и выясняем, меняется ли значение слова при перестановке.
9. Теории происхождения языка,
Вопрос о происхождении языка до сих пор остается в языкознании областью общих предположений и гипотез.
1. логосическая теория (logos - понятие, разум, мысль). Это божественная теория происхождения языка. Существует в нескольких разновидностях: ведической, библейской, конфуцианской. Согласно этой теории, язык создан божественным, духовным началом и имена вещам даны всевышним. Идея божественного происхождения языка проходит через всю историю языкознания (Платон, Г.Нисский, Вильгельм фон Гумбольт).
2. теория звукоподражания Эта теория вышла из древнегреческой философии - стоицизма - и получила поддержку в 19 веке. Суть этой теории в том, что слова возникли из стремления человека к подражанию звукам окружающего его мира – шуму ветра, крику птиц, реву зверей. Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, однако таких слов в языках относительно немного. В 18 веке звук-ю теорию поддержал знаменитый ученый В.Лейбниц.
3. междометная теория Эта теория берет начало у эпикурейцев, противников стоиков. Ее суть состоит в том, что слово возникло как выражение душевных состояний человека. Первобытные люди инстинктивные выкрики превратили в естественные звуки - междометия, сопровождающие эмоции, откуда и произошли все иные слова. На сегодняшний день связь между звучанием слова и эмоциональным состоянием человека стала лишь косвенной.
В 18 веке междометная теория получила развитие у И.Гердера. (теория рефлексий)
19 век - Г.Штейнталь, А.А.Потебня, Я.Гримм.
4. теория происхождения языка из жестов
19 в. В.Вундт - основатель. Близка к междометной теории, но дополняет и расширяет ее. Вундт считал, что первоначально существовало 2 языка - язык звуков (физические движения языка и губ) и язык жестов (движение рук, головы, тела, мышц лица). Звуками выражались чувства, эмоц. состояние, жестами - представления о предметах, воля человека. Нем. филолог Л.Гейдер выдвинул свой вариант теории в 19 веке.
5. теория общественного договора
18 век, опиралась на античность, во многом отвечала рационализму (Ж.Ж.Руссо). Язык возник в результате коллективного соглашения, когда первобытным людям «пришло в голову» давать названия вещам
6. трудовых выкриков и трудовая теория
Л.Нуаре, К.Бюхер. (19 век) Основная суть теории сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Выкрики и возгласы облегчали и организовывали действия первобытных людей. В более сложном виде эта теория сформулирована Ф.Энгельсом.
10. Коммуникативная функция языка
Важнейшая общественная функция языка -коммуникативная, в которой язык выступает универсальным средством общения людей. С помощью языка люди передают друг другу мысли, чувства, волеизъявления, душевные переживания, тем самым воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание. Язык дает возможность людям понять друг друга, организовать совместную дея-ть во всех сферах жизни, оставаясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
11. Язык и знание: когнитивная функция языка
Второй основной социальной функцией языка является когнитивная (накопление) функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта и знаний, средством формирования и развития материальной и духовной культуры. В языке, письменных текстах накапливается и передается информация от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Эта информация несет в себе знание о законах природы и общества, содержит эстетическую и культурную ценность. Каждое поколение людей развивает доставшееся ему в наследство знание и тем самым удовлетворяет потребности роста культуры, науки, производства, изменяет общественное сознание.
12. Определение знака, свойства знака.
Определения знака:
1. Знак имеет социальную природу. Знак - любой чувственно-воспринимаемый объект, явление, событие, которое выступает в качестве представителя другого предмета или явления.
2. 50-60 гг сложилось более широкое понятие знака. Знак - социально-значимый предмет коммуникации, который складывается в определенную эпоху в определенном коллективе.
3.общее значение. Знак – абсолютно любой предмет, который указывает на другие предметы, не элемент человеческой коммуникации, а проистекающее из природы вещей.
4.основное значение для я-я. Знак - предмет человеческой коммуникации.
Свойства знака:
1.Любой знак является материальным, чувственно воспринимаемым.
2.Знак состоит из - плана выражения (чел. встал)
- плана содержания (выражение уважения)
3.Ассиметричностъ знака (плана выр-я и содерж.: 1 ед. плана выр-я - неск единиц плана содержания).
4.Знак обладает свойствами воспринимаемости и объясняемости (значение можно истолковать, объяснить).
5.Свойство интерпретируемости (можно истолковать по-разному).
6.Знак существует только в системе, его можно объяснить только в системе, так как разные системы имеют разные толкования (желтый цв. 1. светофор 2. обман)
7.Конвенциональность (имеет договорную основу) и произвольность. Человек может приписать любому выражению любое содержание. В знаке нет сущностно-необходимой связи между планом выражения и планом содержания.
8.Мотивированность - разная степень обусловленности плана содерж. и плана выраж., (сложн. слова можно объяснить через их составляющие, простые чаще из-за исторической традиции).
Звукоподражание и звукосимволизм. Блуфильд написал работы по звукосимволизму
13. Модели знака, виды знаков.
Модели:
1. Двусторонняя модель Ф. де Соссюра. Знак:
- означаемое (образ предмета в сознании чел-ка)
- означающее (акустический образ, образ слова в сознании) Обе стороны знака находятся в сознании человека, они одинаково психичны.
2. Треугольник Пирса и Морриса Знак имеет трехчленную структуру.
- имя (тело знака) - материальная сущность
- вещь, которая существует в окружающем мире.
- мысль о вещи, сознание.
3.тот же треугольник + имя связано с целым классом вещей (денотат)
4.на настоящий момент: имя, вещь, сознание +интерпретанты знака (то, что мы знаем о вещах, о самом имени).
Виды:
1.иконические: когда план выражения почти полностью соответствует плану содержания.
2.знак-индекс - подобие план выражения и план содержания частично утрачивает. Пр.: дорожные знаки, в языке - местоимения.
3.знаки-символы - абсолютно производны, нет связи п.в. и п.с.
Также есть
1.сложные/простые
2.служебные/знаменательные
3. языковые (слова, пр-я., морфемы)/неязыковые (цвета)
14. Семиотика как дисциплина. Разделы семиотики. Язык как знаковая система.
Семиотика - наука о любых объектах знакового характера, несущих в своем материальном воплощении определенный смысл или содержание. (учение о знаках и знаковых системах)
Изучали Лейбниц, Гумбольт, Соссюр. В 20-30 гг. семиотика сложилась как наука. В это время предметом ее исследования был не знак, а его устройство, строение, структура, типы, разновидности. В 50-60гг. стали изучаться знаковые системы. В это время семиотика достигла наивысшего развития (Лотман).Не только язык, но и культура является системой знаков. Семиотика присутствует во всех сферах деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8