Вопрос 5. Иные обстоятельства, устраняющие преступность деяния (ст.ст. 40-42 УК РФ)
Физическое иди психическое принуждение (ст.40 УК РФ).
Данное обстоятельство, исключающее преступность деяния, в настоящем Кодекса получило свое законодательное закрепление впервые. Ч.1 ст.40 УК говорят о том, что “не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не может руководить своими действиями (бездействиями)”.
Принуждение лица к причинению вреда правоохраняемым интересам заключается в применении по отношений к нему незаконных методов физического или психического воздействия. Оно может выражаться:
1) в физическом насилии (побои, пытки) и
2) психическом воздействии (угрозы);
1) прямом воздействии на психику лица (путем использования различных психотропных веществ, звуковых высокочастотных генераторов, гипноза и т. п.).
Цель - принудить к совершению общественно опасных действий.
Данная норма охватывает ситуации, которые рассматриваются по правилам исключающей уголовную ответственность непреодолимой силы или крайней необходимости.
Физическое принуждение - болезненное воздействие на человеческий организм. Оно может быть:
1) непреодолимое - когда лицо полностью лишается возможности действовать по своему усмотрению;
2) преодолимое, то есть у лица сохраняется возможность выбора поведения. ч. 1 ст.40 УК РФ имеет в виду только непреодолимое принуждение.
Часть 2 ст.41 УК РФ решает вопрос об ответственности лица за причинение вреда правоохраняемым интересам в результате психического принуждения. В этом случае вопрос решается по правилам крайней необходимости (ст.39 УК РФ).
Психическое принуждение - это воздействие на волю лица словом, символами, жестами, демонстрацией оружия или его макетов, т.е. угрозой.
Если при психическом принуждении причиненный вред будет меньшим по сравнению с предотвращенным, совершенное лицом деяние не является преступлением, а если он окажется большим, ответственность наступает на общих основаниях.
В тех случаях, когда предотвращенный вред оказался предотвращенный вред оказался больше причиненного, ответственность наступает на общих основаниях. Например, Б. и С., готовя хищение ценных бумаг в учреждении, потребовали от главного бухгалтера учреждения В. отключить на ночь сигнализацию под угрозой разоблачения ее супружеской неверности. Та выполнила их требование, тем самым хищением причинила государству крупный ущерб. Суд обоснованно не признал, что В. действовала в состоянии крайней необходимости. (БВС РФ . 1999. № 6 с.15).
Исполнение приказа или распоряжения (ст.42 УК РФ).
Приказ или распоряжение - это основанное на законе или подзаконных актах властное требование управомоченного лица выполнить какие – либо действия, адресованные лицу обязанному.
Ранее, в связи с отсутствием нормативного регулирования рассматриваемой проблемы, специалистами в области уголовного права высказывались разнообразные точки зрения по данному вопросу. Так, А.Н. Трайнин не считал нужным включать исполнение приказа в число обстоятельств, исключающих уголовную ответственность. Он отмечал, что специфических уголовно-правовых проблем в связи с этим не существует, поскольку выполнение законного приказа обязательно и общественно полезно, и вопрос об уголовной ответственности не возникает, если же приказ явно преступный, ответственности подлежат и лицо, отдавшее приказ, и лицо, выполнившее его.
Иной позиции придерживался И.И. Слуцкий, глубоко исследовавший проблему обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, и считавший логичным включение исполнения приказа в круг этих обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 42 УК не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.
Данная норма способствует охране отношений власти и подчинения. Без выполнения законных приказов и распоряжений государственная, производственная и иная дисциплина становится недостижимой, происходят сбои в деятельности различных организаций, и наступает анархия. В связи с этим представляется справедливой точка зрения, высказанная В.И. Ткаченко, об общественной целесообразности признания непреступным причинения вреда при исполнении приказа.
Каковы же условия правомерности причинения вреда при исполнении приказа или распоряжения?
Во-первых, приказ или распоряжение должны быть обязательными для исполнителя. Это означает, что лицо, отдающее приказ или распоряжение, обладает властными полномочиями по отношению к исполнителю, а исполнитель по службе или в связи с конкретной ситуацией находится в его подчинении и обязан повиноваться. Следовательно, приказ или распоряжение должны отдаваться надлежащим лицом и адресоваться лицу, обязанному подчиняться, которое находится в основанной на правовых нормах зависимости от лица, отдающего приказ или распоряжение. Так, представители власти наделены в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Поэтому они могут отдавать распоряжения о совершении каких-либо действий или воздержании от их совершения иным лицам. Например, инспектор ГИБДД обязывает водителя остановиться и предъявить документы. Если такое распоряжение сделано в условиях напряженного дорожного движения, не исключено создание аварийной обстановки и причинение вреда. Водитель, остановивший машину по требованию сотрудника ГИБДД, ответственности за причиненный вред не несет, поскольку он выполнял обязательное для него требование представителя власти.
Вторым признаком приказа (распоряжения) является его законность. Содержание приказа или распоряжения должно основываться на законе или нормативном акте, и лицо, отдающее его, должно обладать необходимой компетенцией на издание такого приказа или распоряжения, а исполнитель должен быть наделен правом совершения предписанных ему приказом или распоряжением действий (бездействия). Обязанность исполнителя подчиняться приказу или распоряжению имеет нормативный характер.
Приказом или распоряжением традиционно признается акт управления, имеющий властный характер и изданный в рамках компетенции государственного органа или должностного лица. Такой акт управления имеет обязательную силу для лиц, которым адресован,
Форма приказа или распоряжения может быть различной: устная, письменная, путем передачи властных требований через иных лиц, по телефону или с помощью иных средств связи, посредством жеста (например, инспектор ГИБДД останавливает машину с помощью движения жезла). Форма приказа или распоряжения имеет значение в случае, если она установлена нормативным актом. Поскольку такое требование о соблюдении формы предписания имеет место не всегда, можно согласиться с мнением о том, что форму следует считать факультативным условием, характеризующим приказ или распоряжение.
Обязательным для исполнения является только приказ (распоряжение), который не воспринимается исполнителем как заведомо незаконный. Возможны различные варианты незаконного приказа (распоряжения). Так, властные предписания могут быть отданы ненадлежащим лицом, которое либо не обладает компетенцией для их принятия, либо выходит за пределы своей возможной власти. Незаконный приказ (распоряжение) могут быть отданы лицу, не обязанному подчиняться. Могут быть нарушены требования к форме и процедуре приказа или распоряжения. Наиболее опасной разновидностью незаконного приказа является приказ, сопряженный с требованием совершения исполнителем деяния, нарушающего уголовный закон. Такой приказ является преступным.
Особое правовое значение имеет приказ, который не осознается исполнителем как заведомо незаконный. Исполнение такого приказа может привести к причинению вреда правоохраняемым интересам. Именно эти случаи подпадают под признаки ч. 1 ст. 42 УК. Действия (бездействие) исполнителя в этом случае преступлением не являются, и исполнение приказа или распоряжения относится к для уголовного обстоятельствам, исключающим преступность деяния.. Ответственность за него, если приказ незаконен, несет лицо, отдавшее приказ или распоряжение. Эта незаконность не осознается исполнителем, действующим невиновно.
Лицо, отдавшее обязательное для исполнения распоряжение и таким образом использовавшее другое лицо, действовавшее невиновно, в соответствии с ч. 2 ст. 33 УК признается исполнителем преступления.
Необходимо учитывать, что при причинении вреда охраняемым законом интересам уголовная ответственность лица, отдавшего приказ или распоряжение, имеет место все же не всегда, поскольку необходимо наличие его вины. Вместе с тем не исключается возможность невиновного причинения вреда. В последнем случае лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение, уголовной ответственности не несет в силу ст. 28 УК.
Встречаются случаи, когда при исполнении приказа или распоряжения причинен вред правоохраняемым интересам, и при этом исполнитель вышел за рамки предписанного ему поведения. Поскольку незаконные действия (бездействие) диктовались приказом (распоряжением), а вышли за его границы, нет оснований для вывода о том, что вред причинен при исполнении приказа. Ответственность за причинение вреда личности, обществу, государству в этом случае на общих основаниях несет сам исполнитель. Например, следователь, которому поручено расследование уголовного дела, оказывает незаконное давление на подозреваемого, подпадающее под признаки ст. 302 УК (принуждение к даче показаний). Лицо, отдавшее распоряжение следователю о расследовании уголовного дела, но не предъявлявшее незаконных требований об оказании воздействия на подозреваемого, привлекаться к уголовной ответственности за подстрекательство к этому преступлению не должно.
Как известно, обязательность приказа или распоряжения для исполнителя в разных сферах различна. Так, наиболее высока она в армии, внутренних войсках, пограничных войсках, милиции, налоговой полиции, федеральной службе безопасности.
Порядок прохождения воинской службы требует подчиненности и основывается на единоначалии. Согласно ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации "Единоначалие является одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.