Законный оборот наркотических и психотропных средств

В связи с этим напрашивается вопрос - какова юридическая природа Заключений и Сводной таблицы? Является ли Комитет органом, которому законом предоставлено право  официального толкования законов? Обязательны ли для исполнения и применения акты, им принятые?

Еще в 1990 году Комитет конституционного надзора СССР принял Заключение от 29 ноября 1990 года “О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан”, согласно которому ранее принятые, но не опубликованные нормативные акты... подлежат опубликованию в трехмесячный срок со дня принятия Заключения, в противном случае по истечении этого срока утрачивают силу.

 Постановлением № 16 Комитета конституционного надзора СССР от 15 февраля1991 года “ О порядке реализации Заключения Комитета от 29 ноября 1990 года... ”[58] также подтверждено, что по истечении трехмесячного срока со дня принятия Заключения Комитета от 29 ноября 1990 года утрачивают силу те неопубликованные акты или их отдельные положения, которые ограничивают права граждан, возлагают на них обязанности и устанавливают юридическую ответственность.

Однако, как известно, ни Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР от 25 ноября 1987 года и 19 декабря 1990 года, ни Информация Минздрава СССР о Списке наркотических веществ... по состоянию на 1 июля 1990 года, ни последующие Заключения Постоянного комитета и Сводная таблица от 25 декабря 1996 года и 4 июня 1997 года опубликованы в установленном порядке не были, в связи с чем эти документы юридической силы иметь не могут. Опубликование этих документов в “Вестнике Верховного Суда СССР”, “Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации”, а также отдельными изданиями, не носит официального характера. В период существования Союза ССР официальными изданиями являлись    “Ведомости Верховного Совета СССР”, “Ведомости Верховного Совета РСФСР” (с некоторыми изменениями в наименованиях), “Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР”, “Собрание постановлений Правительства СССР”, “Собрание постановлений Правительства РСФСР”. Однако ни в одном из них вышеназванные Заключения опубликованы не были как при их принятии, так и после вынесения Заключения Комитетом конституционного надзора СССР.[59]

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года “ О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”[60] установлено, что нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (а к таковым относится упоминаемое выше ведомство, именуемое Постоянным комитетом по контролю  наркотических средств при Министерстве здравоохранения Российской Федерации) затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете “Российские вести” в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Между тем. Заключение и Сводная таблица в Минюсте РФ зарегистрированы не были, как не были опубликованы они в вышеуказанных источниках.

Постановлением Правительства Российской Федерации 13 августа 1997 года утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и их государственной регистрации,[61] которыми установлено, что:

·          структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Комитет же по контролю наркотиков, поскольку не установлено иное, является структурным подразделением Минздрава РФ и в силу этого его Заключения не могут быть признаны юридически значимыми. В официальных источниках не опубликовано Положение о вышеназванном Комитете, следовательно, такое Положение может быть издано только Минздравом РФ, вследствие чего и по этому основанию Комитет является ничем иным как структурным подразделением Минздрава. Данный Комитет также именуется . независимым экспертным органом.[62]

·          государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется? Министерством юстиции Российской Федерации. Однако при проверке статуса Заключения и Сводной таблицы по СПС   “Консультант Плюс” и по другим электронным юридическим базам данных нет сведений о том, что они зарегистрированы в Минюсте РФ. Кроме того, в ИПС “Кодекс” Сводная таблица названа нормативно-техническим документом.

·          копии   актов,   подлежащих   официальному   опубликованию,   передаются Министерством юстиции РФ в редакцию газеты “ Российские вести ”, а также в издательство “ Юридическая литература ” в течение суток после государственной регистрации

·          при опубликовании и рассылке нормативного акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным. В актах Комитета эти данные отсутствуют.

Кроме того, Министерство юстиции РФ письмом от 15 июля 1997 года № 07-02-1011-97 “О публикации нормативных актов”,[63] разъясняя Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763, отмечает, что публикация нормативных актов в других изданиях... официальной не является. Таким образом, опубликование актов Комитета в “Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации” и журнале “Российская юстиция ” не может быть признано официальным.

Изложенное позволяет признать, что статья 228 УК РФ, применяемая в обязательной и безусловной взаимосвязи с актами Постоянного комитета, противоречит ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Ст. 228 УК РФ и акты Комитета противоречат вышеназванной конституционной норме также и потому, что из ее содержания вытекает обязанность граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и закона. Отсюда следует, что при определенных условиях гражданин может и должен нести юридическую ответственность, являющуюся разновидностью юридической обязанности, за совершение того или иного деяния, противоправность и наказуемость которого установлена законом. Уголовная же ответственность по ст. 228 УК РФ наступает исключительно в связи с применением Сводной таблицы. Данная норма и ее применение совместно с актами Комитета с de facto приобретением ими статуса закона, которые фактически дополнили и изменили Уголовный кодекс РФ, находится в противоречии со ст. 15 Конституции еще и по тому основанию, что неопубликованные законы (а тем более - иные акты) не применяются.[64]

Трудно утверждать, что в вопросе установления квалифицирующих признаков, связанных с незаконном оборотом наркотиков, не существует проблем, ибо поскольку если это отрицать, то ничто не помешает, например, субъектам РФ, со ссылкой на те или иные обстоятельства, своими актами дополнять или изменять федеральное законодательство.[65]

10 декабря 1997 года Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах”, который вступил в действие с 15 апреля 1998 года. В статье второй настоящего закона определено, что наркотические средств, психотропные вещества и их прекурсоры включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:

• список наркотических средств..., оборот которых в Российской Федерации запрещен:

• список наркотических средств..., оборот которых в Российской Федерации ограничен.

Исходя из вышеизложенного полагаем, что имеет смысл сформулировать следующие обобщенные выводы:

1.  Привлечение к уголовной ответственности по ст. 228 УК РФ, осуществляемое с применением Сводной таблицы Комитета по контролю наркотических средств при Минздраве РФ, противоречит Конституции РФ;

2. Уголовное преследование указанных лиц, учитывая пробелы в указанном вопросе, должно быть прекращено по реабилитирующим основаниям, независимо от количества наркотических веществ и их свойств, так как федеральным законом пока не установлены квалифицирующие признаки деяния (крупный и особо крупный размеры). Учитывая практическую невозможность осуществления данного предложения, вполне допустимым было бы прекращение уголовных дел по ст. 6 УПК РСФСР с учетом того, что изъятые по уголовным делам наркотические средства устранены из оборота.

3. Сводную таблицу и Заключение незамедлительно представить на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ. Несомненно, что в силу п. 14 Правил подготовки нормативных правовых актов... в этом Комитету должно быть отказано, поскольку  при  проведении юридической  экспертизы  будет установлено несоответствие этого акта уголовному законодательству Российской Федерации, Закону “О наркотических средствах...” и самим Правилам. Отказ в государственной регистрации является одним из оснований для пересмотра уголовных дел лиц, в отношении которых вынесены приговоры или ведется расследование за незаконные операции с наркотическими средствами.

4. Крупный размер наркотических средств или психотропных веществ должен по крайней мере превышать однократную минимальную дозу соответствующего наркотического средства или психотропного вещества. В противном случае уголовная ответственность будет наступать за потребление соответствующих веществ, что противоречит содержанию ст.228 УК РФ и Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

2.2. Объективная сторона преступления

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 - 4 ст. 228 УК, характеризуется совершением активных действий.[66]

Законодательная конструкция составов указанных преступлений такова, что для признания их оконченными достаточно лишь установить факт совершения лицом предусмотренного законом деяния (так называемые формальные составы). Последствия же (а они могут быть самыми тяжкими) лежат за пределами состава и влияют лишь на индивидуализацию ответственности.


а) Часть 1 ст. 228 УК РФ

Объективная сторона криминального деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК, выражается в незаконном приобретении или хранении без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать