Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания
план:
стр введение……………………………….………………………………….. 3-5 глава 1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования……………………………………………………………. 6-22 глава 2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела……………………………………………………………23-35 глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования……………………………………35-58 глава 4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами……………………………..59-65 заключение……………………………………………………………….66-69 Список использованной литературы………………………………….70-72
2
ВВЕДЕНИЕ
Реформы, произошедшие в государственной и правовой системе России, связанные с переходом страны к новым экономическим отношениям, изменением политической структуры власти вызвали появление новых институтов и форм общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом преступности, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и свободам граждан, интересам общества и государства. Усиливается агрессивность и организованность преступности, появляются все новые и более опасные виды преступлений.
По данным Института государства и права РАН, в России ежегодно совершается около 10 млн. преступлений. Официально регистрируется лишь каждое четвертое, а по отдельным видам и того меньше. До судов доходит лишь каждое второе дело, 13% дел возвращается на доследование. Причем из 30 тыс. убийств и покушений на убийство, не раскрывается 6-7 тыс.
Раскрыть преступление только процессуальным путем невозможно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных органов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов, в частности органов следствия и дознания.
Однако не все обстоит гладко в области взаимодействия органов предварительного расследования. То, что каждое третье преступление в стране остается нераскрытым, обусловлено в немалой степени разобщенностью действий органов следствия и дознания, слабыми и непродуктивными формами взаимодействия, недостаточной профес-
3 сиональной подготовкой, а в ряде случаев и притуплением чувства ответственности за порученное дело у следователей и работников органов дознания, недостаточной помощью со стороны сотрудников криминальной милиции.
Зачастую сотрудники органов предварительного расследования не имеют представления, каким образом разграничивается их компетенция. В ряде органов при оформлении следователями поручений органам дознания допускается постановка задач, которые выходят за пределы компетенции конкретного учреждения, что в частности, связано с нечетким представлением следователей о правоспособности других помимо милиции органов дознания, соотношения последних с компетенцией милиции и других органов расследования.
Существование этих проблем в сложившейся ситуации (резко возросший уровень преступности в стране в последние годы), конечно же, недопустимо и, естественно является актуальным вопросом в настоящее время.
Все это свидетельствует о том, что без четко налаженного и урегулированного законодательством взаимодействия органов следствия и дознания невозможно эффективно раскрывать и расследовать преступления и в конечном итоге бороться с преступностью.
Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» я выбрал потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые трудности, возникающие в его взаимодействии с органами дознания при осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, может быть, выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения
4 уголовного дела и предварительного расследования» является полное и всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение сущности и значения правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа дознания.
Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.
5 глава 1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.
Взаимодействие - это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий.
Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства1.
Взаимодействие призвано решать следующие задачи:
1. Расследование и раскрытие преступлений;
2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;
3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению преступлений, и принятие мер по их предотвращению.
Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными предпосылками2:
- общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью.
Следователь и работники органа дознания по своему служебному положению
обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои
силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин;
взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное
осуществление этих задач;
- различием их полномочий. Действия следователя направлены на
_________________________________________________________________
[?] Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при
расследовании преступлений. М: МФЮЗО при Академии МВД СССР – 1983 С-6
2 Там же
6 получение судебных доказательств, а органа дознания - главным образом на установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных действий. Последние (за исключением осмотра места происшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно- розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу.
Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица производящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по поручению следователя может производить следственные действия;
- специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью.
Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным
законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии
средств и методов. Работа органа дознания слагается из административно-
правовой, процессуальной (в виде производства дознания) и оперативно-
розыскной деятельности. Последняя характерна только для него и занимает
наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им
при взаимодействии со следователем;
- самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость каждого из сотрудничающих органов3;
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________
3 Ефимичев С.П., Порубов Н.И. Вопросы внедрения НОТ в следственную работу.
-Волгоград. -1976.-С.47.
7
-повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений.
Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам
повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения
стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.
- Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб, осуществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет значительной дифференциации в правовом регулировании их деятельности, не исключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа, осуществляющего свои функции, предписанные законом. В процессе следователь и орган дознания принимают от имени государства властные решения, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав и обязанностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении физических и юридических лиц обладают властным характером и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе взаимодействия между органами дознания и следствия присущ метод властных предписаний.
Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия реализуются задачи, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными действиями.
Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предполагает
наличие определенного режима данного взаимодействия; поддержание этого
режима в заданном состоянии; постоянное его совершенствование в целях
обеспечения все большей эффективности непосредственной правоохранительной
деятельности4.
_________________________________________________________________
4 Вердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как
организованная систе- ма//Советское государство и право. -№ 7-77. -С. 42-
44. 9
8
Все это позволяет сделать вывод, что одним из важнейших путей активизации и оптимизации взаимодействия в сфере уголовной политики является как раз система управления борьбой с преступностью.
Одной из функций взаимодействия органов дознания и следователя является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определенное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия. Организация взаимодействия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12