Краснодара летом 1997 года, для занятий коммерческой деятельностью. Левшин занимался реализацией видеотехники совместно с жителем города Краснодар, по имени Сергей.
В связи с изложенным прошу поручить подчиненным Вам оперативным сотрудникам провести следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Установить род занятий Левшина и цель его приезда в г. Сочи
2. Установить круг знакомых Левшина в г. Сочи и проверить указанных лиц на причастность к убийству;
3. Установить личность парня по имени Сергей, совместно с которым
Левшин занимался коммерцией и проверить его причастность к убийству
Левшина49.
Необходимость дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех
этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от
характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению,
конкретной следственной и оперативной си-
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
48 Там же. -С. 14.
49Архив прокуратуры Краснодарского краевого суда уголовное дело № 62900/98
36 туации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных мер.
Если же преступление совершено в условиях полной очевидности, а преступник застигнут на месте преступления или пойман с поличным, к тому же является местным жителем, ранее ни в чем предосудительном замечен не был, то в таких случаях, как правило, расследование производится без оперативно- розыскных возможностей органов дознания50.
Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии
с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от
12.08.95. является
1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание проведения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач;
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения: а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или экологической безопасности РФ; в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания; г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.
Все эти основания делятся на 2 группы:
1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1
ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) СЗРФ,
-1995. -№ 33. -Ст. 3349;
_________________________________________________________________
50 Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98
38
2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)
В следственной практике встречаются различные варианты оперативно- розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно- розыскным путем.
Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление.
С учетом этого в деятельности оперативных подразделений разведывательно-поискового сопровождения требуют дела51:
1. возбуждаемые по материалам оперативной проверки;
2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых остались не установленными.
В первом случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения пробелов оперативной проверки, выявленных предварительным расследованием, а также выявления фактов. Могущих стать доказательствами.
Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необходимы для значительного повышения эффективности следственный действий, направленных на собирание документов по возбужденному уголовному делу.
Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбуждением
уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и составляется план
оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц,
совершивших преступление, за счет максимального использования различных
источников информации при помощи которых
_________________________________________________________________
51 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-
розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997. -С. 228.
39 можно узнать, кто совершил преступление.
В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела- Последний изучает и анализирует представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших мероприятий.
Согласно ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие. Правомочны проводить разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей. Эти противоправные акции создают реальную потенциальную угрозу правопорядку и безопасности в стране. С учетом этого аналитическая и иные формы разведывательно-поисковой работы призваны информационно обеспечивать органы, осуществляющие оперативно-поисковую деятельность. Сведениями, имеющими:
1. упреждающий, превентивный характер к подготавливаемым или замышляемым преступлениям, что позволяет предотвращать и пресекать последние еще на ранних стадиях;
2. имеющими предпосылки для подготовки оперативно-розыскных
мероприятий, обеспечивающих раскрытие совершенных иди совершаемых
преступлений в кратчайшие сроки52.
_________________________________________________________________
52 Там же.-С. 290.
40
В п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»53 сказано, что в распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в результате разведывательно-поисковой работы может оказаться информация о криминальных фактах, допускающих двоякое толкование, т.е. не являющаяся полной. Подобного рода данные не указывают на «разумно обоснованные» признаки правонарушения, зафиксированного в уголовном или административном законодательстве. Таким образом, в распоряжении оперативного персонала оказываются данные, не свидетельствующие четко о том, что имело место противоправное деяние, преследуемое по закону, устанавливающему ответственность, адекватную содеянному. В этом случае нет достаточной основы для проведения расследования, т.к. отсутствуют основания привлечения объектов оперативно-розыскной деятельности к уголовной ответственности и в итоге нет ясности по вопросу о том, есть ли в наличии состав преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка. Так, состав преступления является уголовно-правовым основанием привлечения лиц, оказавшихся в сфере оперативно-розыскной деятельности, к уголовной ответственности.
В свою очередь, при отсутствии последнего подлежат добыванию сведения.
Которые послужили бы процессуальным основанием привлечения объектов
оперативно-розыскной деятельности в качестве обвиняемых. Эти доказательства
могут быть признаны достаточными для предъявления обвинения в соответствии
с УПК только в том случае, когда они характеризуют каждый из элементов
инкриминируемого указанным лицам состава преступления54.
В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы
безопасности в РФ» от 22.02.95 г.55 на указанную спецслужбу возложена
обязанность добывать информацию о событиях или действиях, соз-
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
55 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа
1995 г.// Собрание законодательства РФ - -1995- №33 ст. 3349 (ст.11)
54 Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений.
-М., Юрид. литература.-1991.-С. 79.
55 Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон РФ от
22 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ – 1995 - №15 Ст 1269
41 дающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обнаружены и оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»56 эти данные должны быть переданы в соответствующие подразделения ФСБ.
Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и
инфраструктуре уголовных преступлений имеют форму криминальной информации.
То проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на
установление достоверности указанной информации, сбор дополнительных
сведений о лицах и фактах.
Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной деятельности
информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, представляющих оперативный
интерес, сотрудник оперативного подразделения проверяет ее, т.к. она может
быть минимальной, противоречивой, неточной, содержать сведения сомнительной
достоверности, поступать от лиц, со стороны которых вероятно ее искажение
(воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работника
оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обоснованные» признаки
правонарушения, т.е. нет фактических обстоятельств, четко и ясно
указывающих на противоправное деяние, которое профессионально грамотной
оперативный работник принял во внимание. Решая вопрос о необходимости
проведения дознания, предварительного следствия, разбирательства по факту
административного правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка. В
связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения
перепроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между
собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся од-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12