5. Применение органом дознания принудительных мер в целях обеспечения
следователя возможностью производства отдельных следственных действий.
Наиболее распространенной формой этого вида взаимодействия является
доставление приводом обвиняемого (ст. 147 УПК) и свидетеля (ст. 73 УПК) в
случае их неявки без уважительной причины к следователю. Он вправе
потребовать от работников органа дознания принудительных мер по отношению к
подозреваемому, обвиняемому, свидетелю и потерпевшему в процессе
производства таких следственных действий, как освидетельствование и
получение образцов для сравнительного анализа. Речь идет о тех случаях,
когда, например, подозреваемый или обвиняемый отказывается подвергнуться
освидетельствованию с целью обнаружения на его теле укуса зубов потерпевшей
при изнасиловании или получении образцов крови, необходимых для
сравнительного анализа, а без этого установить истину по делу не
представляется возможным. Аналогичные ситуации могут быть с потерпевшим или
свидетелем. Если следователь еще до начала производства следственного
действия имеет основания полагать, что ему будет оказано противодействие,
то он заблаговременно обращается с требованием к органу дознания о
выделении необходимых работников. Если же противодействие оказалось
неожиданным, то с подобным требованием он обращается в процессе проведения
следственного действия.
6. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на
повышение эффективности производства отдельных следственных действий.
Необходимость в оказании этого содействия возникает
54 при проведении следственных действий, требующих предварительного изучения тех или иных объектов с помощью специальных средств и методов, чаще всего в период подготовки к обыску, задержанию и допросу подозреваемого. Так, органом дознания могут быть получены оперативно-розыскные данные об особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести обыск, о расположении тайников и иных мест хранения разыскиваемых предметов и т.п. Оперативно-розыскным путем можно получить и весьма ценную информацию об особенностях характера подозреваемого (обвиняемого), его привычках, склонностях, о предполагаемой линии поведения и тех уловках, к которым он может прибегнуть на допросе.
Получив соответствующую информацию следователь должен тщательно продумать как пути и способы ее использования, так и линию собственного поведения при производстве того или иного следственного действия. В этом отношении очень полезными могут оказаться советы и консультации опытных оперативных работников. Практика показывает, что некоторые оперативные работники относят на первое место по своей распространенности непосредственное их участие в производимых следователем отдельных следственных действий, что психологически вполне объяснимо77 и действительно, в большинстве случаев, повышает эффективность производства отдельных следственных действий.
Уведомление следователя о результатах оперативных мероприятий по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника. Данная процессуальная форма взаимодействия, в отличии от ранее рассматриваемых, применяется не часто. Объясняется это тем, что абсолютное большинство уголовных дел о преступлениях своей подследственности следователи органов внутренних дел возбуждают сами.
_________________________________________________________________
77 Вопросы расследования преступлении. Справочное пособие под ред. И.Н.
Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 231.
55
Ведомственными нормативными актами МВД РФ установлено, что следственные подразделения МВД РФ должны организовывать работу таким образом, чтобы дела о преступлениях, связанных с деятельностью организованных преступных групп, а также в сфере экономики, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, как правило, возбуждались ими же78 . И это правильно, поскольку «закон, устанавливая по большинству уголовных дел обязательность предварительного расследования исходит из того, что следователь, а не орган дознания наиболее подготовлен для ведения производства по этим делам»79. Однако на практике всегда имеют место случаи, когда возникает необходимость в производстве неотложных следственных действий, а следователь почему-либо не может немедленно приступить к расследованию.
Когда же следователь приступает к расследованию, он должен знать,
какая оперативно-розыскная работа проводится по делу, переданному ему
органом дознания до установления преступника. Однако следователь, по тем
или иным причинам, не всегда может быть осведомлен о результатах этой
работы, а следовательно, не может использовать их в интересах следствия.
Поэтому орган дознания должен проявлять инициативу в том, чтобы
своевременно информировать следователя о результатах принятых оперативно-
розыскных мер по такому делу80.
Нечто подобное наблюдается и по дедам, приостановленным следователем в соответствии с п.З ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР. Так, по 92% таких изученных дел, следователями на разных этапах расследования были даны органам дознания поручения о производстве розыскных действий для установления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Однако письменные ответы о результатах выполнения этих поручений имеются лишь в 45% уголовных дел.
_________________________________________________________________
78 Там же. -С. 233.
79 Проблемы эффективности предварительного следствия. -Ленинград. -1976.
-С. 95.
80 Дербенев А.П. Указ. работа- -С. 66.
56
Маловероятно, чтобы во всех случаях отсутствия в уголовных делах
соответствующих сведений оперработники действительно ничего не делали в
целях установления лиц, подлежащих привлечению в-каче-стве обвиняемых.
Более того, можно смело утверждать, что по абсолютному большинству дел о
нераскрытых преступлениях были составлены единые согласованные планы
следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые
рассматривались руководителями следственных подразделений, подразделений
уголовного розыска и ОЭП и утверждались начальниками горрайоргана. Однако,
каким бы ни был такой согласованный план, он не может заметить поручений
следователя органом дознания о производстве розыскных и следственных
действий или его требований об оказании содействия при производстве
отдельных следственных действий. Ведь план не является процессуальным
документом, и в уголовное дело его не подошьешь. Это рабочий документ,
служащий целям обеспечения согласованной работы по раскрытию преступления;
он ни в коей мере не освобождает следователя от использования
предусмотренных законом институтов поручений и требований об оказании
содействия, а тем более не освобождает орган дознания от обязанности
письменно уведомлять следователя о результатах выполнения данных ему
заданий и применяемых оперативно-розыскных мерах по установлению
преступника.
При установлении факта невыполнения органом дознания указанной обязанности следователь может прореагировать на это принятием таких мер, как:
- обращение в устной форме к оперативному работнику, занимающемуся установлением преступника;
- обращение в устной форме к непосредственному начальнику данного оперативного работника;
- напоминание в письменной форме, адресованное руководителю горрайоргана;
- выступление на служебных совещаниях, проводимых в горрай-
57 органе при обсуждении вопросов взаимодействия;
- обращение к прокурору, надзирающему за производством
предварительного следствия, для принятия необходимых мер согласно ст. 25
УПК РСФСР.
Применение любой из них может вызвать осложнения во взаимоотношениях следователя и данного оперативного работника, но эти опасения не должны приниматься во внимание когда речь идет об интересах дела, о выполнении служебного долга.
58 глава 4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами
Ранее, когда весь следственный аппарат находился в органах прокуратуры
(до 1963 г.), на практике возникла такая организованная форма, как группа
следователей. Это положение нашло свое закрепление в ст. 129 УПК РСФСР.
Разница между следственными группами и следственно-оперативными заключается в следующем81 : следственные группы создаются в случае сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и всесторонности расследования. По сравнению с группой следователей следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества:
1. Она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;
2. Обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие следователей и оперработников при расследовании конкретных уголовных дел;
3. Следственно-оперативная группа, в отличие от группы следователей может создаваться для производства только одного следственного действия, например, осмотра мета происшествия.
Создание следственно-оперативных групп стало возможным в условиях организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе органов внутренних дел.
Порядок создания следственно-оперативных групп подробно рассмотрен в главе 1, теперь необходимо также дать и их классификацию.
_________________________________________________________________
81 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации
деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР. -1986. -С. 9.
59
В следственной практике сложилось несколько видов следственно- оперативных групп, различающихся между собой по задачам (для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам, расследованию дел прошлых лет), составу (следственные органы и оперативные работники милиции и т.п.), периоду деятельности (для работы по одному делу и постоянно действующие). При этом каждая из них имеет отдельную специфику в их организации. Вместе с тем все следственно-оперативные группы, независимо от этапа и периода деятельности, имеют много общего как по составу, так и по порядку их организации82. Рассмотрим некоторые из них.
Следственно-оперативные группы по осмотру мест происшествия
(дежурная).
Для быстрого раскрытия преступлений по горячим следам большое значение
имеет осмотр места происшествия, это связано с расширением возможностей
использования в розыскных и процессуальных целях материальных следов
преступления и др. объектов осмотра, а также с внедрением в
практику экспертно-криминалистических, следственных и оперативно-
розыскных подразделений, новых видов научно-технических средств и приборов.
Следственно-оперативные группы (СОГ) по осмотру места происшествия
создаются начальником органа внутренних дел путем издания приказа,
утверждения графиков дежурства следователей, оперативных работников,
экспертов-криминалистов, кинологов. Он же определяет количество дежурных
СОГ, график их работы и отдыха исходя из штатной численности и оперативной
установки. С учетом требований действующих нормативных актов. При этом одна
группа в течение суток должна выезжать не более, чем на 2-3 преступления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12