Синдром эмоционального выгорания как один из факторов профессиональной деформации сотрудников ОВД: диагностика и профилактика

    Каждому из ответов испытуемого на утверждения шкалы невротизации присваивают соответствующий диагностический коэффициент, используя для этой цели бланк с диагностическими коэффициентами, соответствующий полу испытуемого.

   Полученный от испытуемого заполненный бланк ответов можно обрабатывать также с помощью специального «ключа». В приложении приводятся заготовки для «ключей» к опроснику УН. На копиях, снятых с этих заготовок, вырезаются свободные клетки, и таким образом изготовляются «ключи». «Ключ», соответствующий полу испытуемого, накладывается на бланк с ответами так, чтобы номера на бланке и на «ключе» совпадали.    Соответствующие диагностические коэффициенты находятся при этом. ПОД ответами. Вместо знаков (V), появившихся в прорезях, вписываются оказавшиеся под ними диагностические коэффициенты.

    Затем подсчитываются суммы положительных и отрицательных ответов по шкале невротизации (S+) и (S-) и вычисляют их алгебраическую сумму, которая и представляет собой итоговую шкальную оценку:S=(S+) + (S-).

   Оценки по шкале невротизации могут принимать значения от -98 до +84-у мужчин и от-103 до +133 -у женщин.

    Условно могут быть выделены следующие обобщенные градации итоговых оценок уровня невротизации:


Для мужчин

очень высокий уровень – - 41 балл и меньше;.

высокий уровень– от -21 до -40;.

повышенный уровень– от -11 до -20;.

неопределенный уровень – от -10 до +10;.

пониженный уровень – от + 11 до +20;.

низкий уровень– от +21 до +40;.

очень низкий уровень– + 41 балл и больше;.

Для женщин

очень высокий уровень – - 81 балл и меньше;.

высокий уровень– от -41 до-80;.

повышенный уровень – от - 21 до - 40;.

неопределенный уровень – от - 20 до +10;.

пониженный уровень– от +11 до +40;.

низкий уровень – от  +41 до +80;.

очень низкий уровень– +81 балл и больше.


    При высоком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине отрицательная оценка) может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами. Эгоцентрическая личностная направленность таких лиц проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость и, в конечном итоге, дезадаптированность в общесоциальном плане.

    При низком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине положительная оценка) отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость.

    С помощью таблиц с учетом пола испытуемого оценивается вероятность (Pneu) наличия у него невротизации, соответственно интервалу, в который попадает значение итоговой шкальной оценки, и дополнительная вероятность отсутствия невротизации (Qneu).

    Основными показаниями к применению опросника УН являются массовые скрининговые исследования различных контингентов испытуемых, проводимые в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ, в том числе с использованием современных информационных (компьютерных) технологий, для выявления групп риска психической дезадаптации с последующим более детальным клинико-психологическим обследованием в стационарных или амбулаторных условиях.

    Методика также может быть использована при диагностике и оценке уровня степени выраженности невротизации у больных неврозамии неврозоподобными расстройствами. Кроме того, методика УН может быть полезна в клинической работе для уточнения и содержательной квалификации динамики состояния больных в процессе фармакотерапии и психотерапии в клинике неврозов.

    К ограничениям опросника УН, можно отнести возраст испытуемого младше 16 лет. Кроме того, использование методики УН, как и других опросников, ограничивается: низкой степенью понимания смысла утверждений опросника (отчетливое снижение интеллекта), острые психотические состояния, а также наличие выраженных установок на симуляцию и диссимуляцию у испытуемого.

                               Восьмицветовой тест Люшера.  

    Методика представляет собой набор (таблицу) 8-ми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

    Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Тестирование проводится при естественном освещении, на цветовые таблицы не должны падать прямые солнечные лучи. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения. Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две—пять минут, предварительно перемешав их, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым в другом порядке и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

    Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется согласно правилам М. Люшера следующим образом: «явное предпочтение» обозначается знаком « + », который присваивается первым двум предпочитаемым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет «основной способ действия», а тот, что расположился на второй, — «цель», к которой стремится испытуемый. Просто «предпочтение» (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком «X» и указывает на «истинное положение вещей» (ситуацию) и «образ действия», вытекающий из данной ситуации. «Безразличие» (5-я и 6-я позиции) обозначается знаком « = » и указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. «Неприятие» (антипатия) — 7-я и 8-я позиции, им присваивается знак «—», их функциональное значение — «подавленные потребности». Таков классический подход к интерпретации цветового ряда по Люшеру.

     Как подтверждает многолетний опыт, тест не просто обрисовывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. В связи с этим методика показала себя как прекрасный инструмент психодиагностического исследования в при решении вопросов профотбора, профориентации, расстановки кадров и психологической совместимости; она нашла широкое применение как дифференциально-диагностический инструмент и в качестве индикатора степени выраженности эмоциональной напряженности, а также при изучении динамики состояния под воздействием психотерапии или медикаментозного лечения.1








1Л. Н. Собчик МЦВ — Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера.Практическое руководство.


 2.2. Анализ результатов и выводы.

    В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у сотрудников ОВД по опроснику В. В. Бойко.  Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по  количеству набранных баллов, как в отдельных симптомах, так и в фазах.

Табл. 1. Степень эмоционального выгорания у сотрудников ОВД по опроснику В. В. Бойко. 

группа

стаж

Фаза напряжения

Фаза резистенции

Фаза истощения

1

2

3

4

итог

1

2

3

4

итог

1

2

3

4

итог

Менее 3-х лет

1

1

15

6

3

26

50

15

10

2

18

45

14

12

6

8

38

2

2,5

17

6

0

18

41

10

6

8

24

48

8

16

5

14

43

3

2

0

3

0

2

5

0

3

0

0

3

0

5

0

2

7

4

2,5

12

3

13

12

40

17

13

2

15

47

10

15

8

3

36

5

0,5

0

0

2

0

2

5

5

2

6

18

0

5

0

0

5

6

2

4

0

1

3

8

10

7

2

2

21

0

3

0

6

11

7

>1

8

5

0

2

15

4

3

0

0

7

15

12

0

2

29

8

>1

5

3

1

0

9

12

10

0

4

26

0

6

0

5

11

9

>1

3

0

0

5

8

15

8

0

0

23

0

8

0

0

8

10

1,5

4

8

10

13

16

15

10

2

18

45

10

14

8

6

38

11

1,5

0

6

2

0

8

5

2

2

2

11

0

2

0

2

4

12

1

2

3

0

0

5

2

5

2

3

12

3

3

5

0

11

13

1

9

5

1

3

18

20

14

0

7

41

10

10

8

8

36

14

2

14

8

0

3

25

17

10

2

8

37

10

14

2

5

31

15

2

12

6

13

5

36

15

8

8

6

37

12

10

8

8

38

16

0,5

3

3

0

3

9

2

3

2

5

12

0

2

3

5

10

Более 3-х лет

17

6

22

23

12

5

62

25

7

17

15

64

10

15

8

5

36

18

8

20

18

10

10

58

20

24

22

17

83

22

18

24

16

80

19

16

18

15

2

2

37

12

8

18

6

44

12

14

8

16

30

20

11

16

12

15

8

51

23

25

24

10

82

8

24

16

12

60

21

11

20

10

9

3

42

20

18

16

8

62

12

18

8

10

48

22

15

23

25

17

13

78

24

8

18

14

64

16

1

18

12

56

23

5

5

17

9

2

33

15

10

4

14

43

10

2

12

10

34

24

6,5

26

18

7

12

63

22

16

8

18

64

20

18

12

18

68

25

13

10

8

7

5

30

16

8

4

6

34

6

2

13

10

34

26

9

22

19

20

10

71

18

18

22

24

82

18

22

20

10

70

27

3,5

8

7

11

17

43

14

12

6

4

36

12

24

10

3

49

28

15

23

21

10

12

56

19

17

22

12

70

20

18

24

20

82

29

4,5

18

20

14

18

70

20

16

10

6

52

22

14

16

12

64

30

6

9

4

12

15

40

13

8

12

16

49

14

12

18

8

52

31

3

5

2

0

3

10

6

2

0

3

8

2

8

6

3

19

32

7

3

0

1

5

9

8

4

2

0

14

4

2

0

5

11

33

7

16

25

14

16

61

16

24

25

18

83

16

18

14

12

50

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать