Синдром эмоционального выгорания как один из факторов профессиональной деформации сотрудников ОВД: диагностика и профилактика




















Итак, уровень невротизации в 1й группе:

- низкий у 6 испытуемых (18% опрошенных);

- очень низкий у 10 испытуемых (30%).

Уровень невротизации во 2й группе:

- пониженный у 7 испытуемых (21%);

- низкий у 5 испытуемых (15%);

- очень низкий у 5 испытуемых (15%).


Теперь разделим испытуемых на 3 группы:

1-без СЭВ;

2-со слабо выраженным СЭВ;

3- с ярко выраженным СЭВ.


     Обобщая и суммируя результаты, мы отразим их в общем выводе о группах 1, 2 и 3.

1 группа. Эмоциональное истощение находится на низком уровне, эмоции достаточно насыщены, равнодушия не наблюдается. Деперсонализация, т.е. деформация отношений с другими людьми, не проявляется. Уровень конформности низкий. Редукция личных достижений на низком уровне. Позитивно оценивают себя, свои профессиональные достижения и успехи. Эмоционального дефицита, деперсонализации, а также психосоматических и психовегетативных нарушений не выявлено.

    Отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость.

2 группа. У большинства:  в фазе напряжения синдром «психотравмирующих обстоятельств» и синдром неудовлетворенности собой отсутствуют. Также отсутствуют симптомы «загнанности в клетку» и симптом тревоги.

    Складывается симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Испытуемый ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. Человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

    Складывается симптом «эмоциональной отстраненности».Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Психосоматических и психовегетативных нарушений не выявлено.

3 группа. Эмоциональное истощение находится на среднем или высоком уровне, эмоции недостаточно насыщены. Наблюдается деперсонализация, т.е. деформация отношений с другими людьми. Редукция личных достижений на высоком уровне. Проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, а также в редуцировании своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Накапливается отчаяние и негодование. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

   Как показал опрос испытуемых, беседа с работниками отдела кадров ОВД, а также анализ результатов опросников, личностные особенности «выгоревших» и «не выгоревших» сотрудников различны. А именно, сотрудники, не подверженные симптому эмоционального выгорания обладают такими качествами, как: эмоциональная устойчивость, ориентировка на собственное мнение, отсутствие шаблонности мышления, предприимчивость, уверенность в себе, здоровая самоирония. У сотрудников, имеющих признаки эмоционального выгорания, были выделены другие качества: ограниченная сфера общения, напряженность, отсутствие самокритики, неустойчивость эмоций, неуверенность в себе, эмоциональная ригидность. Это указывает на то, что на возникновение эмоционального выгорания наряду со стажем работы влияют и личностные особенности сотрудников.

     Суммировав результаты по всем методикам, мы сделали вывод о том, что синдрому эмоционального выгорания в различной степени подвержены 22 респондента, т.е 66% всех опрошенных. Остальные 11 испытуемых (33% опрошенных) не показали признаков эмоционального выгорания. Стоит заметить, что 9 из них находятся в 1й группе. Обобщенные показатели, свидетельствующие об этом, показаны на рисунке 1.

        Рис. 1. Обобщенные показатели по всем методикам.

2.3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания.

      Изучая данную проблему, мы видим, что обычно “синдром сгорания” представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе. Но Трунов Д.Г. говорит в своей статье, что нельзя однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы “сгорания”  как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам “выгорания”, как к сигналам, идущим из “внутренней сферы” в “сферу сознания”, как способу коммуникации между “скрытым” и “понятым”, неосознанным и осознанным. “В какой-то мере – это друзья профессионала помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности”. Другой аспект “позитивности” синдрома “выгорания” состоит в том,что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания”, являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию.1

     Однако, несмотря на мнение некоторых ученых о неком положительном влиянии эмоционального выгорания, следует отметить, что  оно опасно своими последствиями. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства. Чтобы не пропустить опасный поворот, за которым уже начинается синдром эмоционального выгорания, необходимо:


 

1Трунов Д.Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме.  Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89

- знать признаки опасности (ухудшение отношений с близкими, коллегами, друзьями; нарастающий негативизм к себе, своей профессии и деятельности; постоянное чувство вины и неудачи; обидчивость, раздражительность, потеря чувства юмора; повышенная утомляемость, ухудшение памяти, внимания и прочие совсем не полезные и неприятные переживания);

- уметь оказывать помощь себе самому и обращаться к специалистам, когда это необходимо;

- уметь рассчитывать и обдуманно распределять все свои нагрузки (работа - всего лишь часть жизни!);

- проще относиться к конфликтам, особенно мелким и не принципиальным;

- знать свои особенности, чтобы уметь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- знать свои неэффективные модели поведения и уметь менять их на более эффективные и менее разрушающие и еще много всего, что и является профилактикой (предупреждением) эмоционального выгорания.

В настоящее время проводится очень много консультаций, семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания. Тренинги рассчитаны как на специалистов, так и на всех, кому по роду деятельности может грозить эмоциональное выгорание. На этих тренингах учат не только определять свое настоящее состояние, но и подбирать те психологические приемы, которыми можно пользоваться самостоятельно. А заодно, и научиться помогать коллегам по работе, друзьям и близким.

Отдельным аспектом в системе предупреждения проф.деформации личности сотрудников стоит проведение профессионального психологического отбора при приеме лиц на службу. Качественно проводимые мероприятия по психологическому изучению личности будущих сотрудников, а также лиц при перемещении на различные должности позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у сотрудников в конкретных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В этой связи психологам ОВД необходимо обращать внимание на наличие у сотрудника профессионально важных качеств личности, которые бы обуславливали успешность его служебной деятельности и оказывали предупреждающее воздействие на возникновение профдеформации.

Немаловажным для профилактики профессиональной деформации личности является проведение психологических тренингов, на которых сотрудники ОВД осваивают упражнения  аутотренинга – основного метода психической саморегуляции. Эти упражнения помогают сотрудникам осуществлять регуляцию своего состояния, что особенно важно при выполнении служебных обязанностей в сложных ситуациях.1

Среди мероприятий, направленных на психологическую профилактику профессиональной деформации сотрудников ОВД, одним из наиболее оптимальных является социально-психологический тренинг методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников тренинга.2

     Кандидат психологических наук Макарова Г. А. утверждает, что профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.


1 Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: Методическое пособие / Под общ.ред. В.М. Бурыкина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 144 с.


2 Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел / Под общ. ред. М.И. Марьина. – Казань, 2003. – 89 с.

    Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень),   личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).1

     Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать