Синдром эмоционального выгорания как один из факторов профессиональной деформации сотрудников ОВД: диагностика и профилактика

·  определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

·  использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

·  овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь

способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

·  профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого



1 Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия . – М., 2002.

 существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

·  уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

·  эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

·  поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

·  стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

·  учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

·  проще относиться к конфликтам на работе;

·  не пытаться быть лучшим всегда и во всем.1

     Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия милиционеров абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые

 

1 Медицинская газета №43 – 8 июня 2005 г. «Синдром эмоционального выгорания.»

позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.

   Таким образом, можно сказать, что при первом подозрении СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда ,характер складывающихся взаимоотношений в коллективе,   личностные реакции и заболеваемость. Также необходимо разделять частную жизнь и профессиональную, чтобы не распространять рабочие проблемы на семью.

   Само собой, для профилактики профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, прежде всего, требуется проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.

























Выводы по главе 2.

     В этой главе мы эмпирическим путем изучили факторы, влияющие на появление синдрома эмоционального выгорания. Подробно рассмотрели методики, с помощью которых проводилось исследование. Нами были выявлены личностные качества сотрудников, а также организационные характеристики, влияющие на  формирование и развитие эмоционального выгорания. Нами была замечена такая тенденция: сотрудники, не подверженные симптому эмоционального выгорания обладают несколько иными личностными характеристиками, нежели сотрудники, у которых данное явление было диагностировано. Мы выяснили, что синдрому эмоционального выгорания в различной степени подвержены 22 респондента, т.е 66% всех опрошенных. Остальные 11 испытуемых (33% опрошенных) не показали признаков эмоционального выгорания.

    Также, мы рассмотрели методы профилактики профессиональной деформации и ее последствия. Мы узнали, что наиболее оптимальным мероприятием психологической профилактики профессиональной деформации является социально-психологический тренинг методом деловой игры. Также необходимо делать разграничение между профессиональной жизнью и частной.
















                                                Заключение.

    Представленная дипломная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания сотрудников ОВД. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления.

   Цель этой работы заключалась в том, чтобы определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников ОВД, изучить их личностные особенности, а также выработать рекомендации по профилактике профессиональной деформации.

  Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:

1.   Изучена литература по данной проблеме;

2.   Проведено эмпирическое исследование;

3.   Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома;

4.  Описаны методы профилактики синдрома эмоционального выгорания.

   В первой главе мы изучили теоретические основы эмоционального выгорания, ознакомились с историей изучения эмоционального выгорания, с понятиями «эмоциональное выгорание» и «профессиональная деформация», рассмотрели методы и методики исследования этого синдрома.

   Во второй главе мы описали проведение эмпирического исследования по выявлению эмоционального выгорания у сотрудников ОВД. С помощью метода беседы, опроса, анализа документов, а также заявленных методик, мы установили, что:

1.









     Список литературы:

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская А.Л. «Зарубежная социальная психология ХХ столетия.» М., 1978.

2. Беребин М. А. «Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ.» Автореф. канд. дисс, СПб 1996.

3. Бойко Виктор Васильевич. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. – 472 с.)

4. Буданов А.В., 1992. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации: Практическое пособие для руководящих работников УВД, ОВД, служб по работе с личным составом, подразделений морально-психологического обеспечения деятельности ОВД М.: ГУВД г. Москвы.

5. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек—человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2001.

6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С.   Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с: ил. — Серия «Практическая психология».

7. Гельгорн Э., ДЖ. Луфборроу «Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование». ИЗДАТЕЛЬСТВО   «МИР» Москва    1966.

8. Дубов Г.В., Опалев А.В. (ред.) Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие. М., 1998.

9. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.

10. Ильин Е. П. И46     Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

11. Л.А. Китаев-Смык «Психология стресса — 2: Психологическая антропология стресса». Второе издание переработанное и дополненное. Опубликовано в журнале «Вопросы психологии экстремальных ситуаций», 2007, № 4, с. 2-21

12.  Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия . – М., 2002.

13. Медведев В.С., 1991. Психология профессиональной деформации сотрудников внутренних дел. Автореф. …дисс. докт. психол. наук, Киев.

14. Медицинская газета №43 – 8 июня 2005 г. «Синдром эмоционального выгорания.»

15. Митюрина Н.Ю. Проблемы профессиональной деформации личности сотрудников ОВД в контексте уголовно-правовых отношений // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов, 2008, № 4. - С. 180-186

16. «Психологическое обеспечение трудовой деятельности». Под ред. А.А. Крылова, Л., 1987.

17. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: Методическое пособие / Под общ.ред. В.М. Бурыкина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 144 с.

18. Л. Н. Собчик МЦВ — Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство.

19. Совкова (Тарасова) И.Ю., 2003. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности// Психопедагогика в правоохранительных органах.. 2003, №1 (19), с. 73-81

20. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел / Под общ. ред. М.И. Марьина. – Казань, 2003. – 89 с.

21. Трунов Д.Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме.  Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89


Ресурсы интернета:

Сайт «www.fos.ru»

Сайт «revolution.allbest.ru»

Сайт «psyfacor.ru»


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать