ст. 291 УК РФ Дача взятки
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
I. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО 4
1.1. История борьбы с взяточничеством 4
1.2. Борьба с взяточничеством и коррупцией. Сегодняшние успехи и неудачи.
8
II. ДАЧА ВЗЯТКИ И ЕЁ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 13
2.1. Дача взятки 13
2.2. Алгоритм доказывания предмета взятки 20
2.3. Классификация целей взяткодателей 21
2.4. Ответственность за взяточничество 24
III. ВИДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТОК И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 29
3.1. Классификация взяток 29
3.2. Классификация способов приема-передачи взятки 32
3.3. Мотивы взяткополучателей 33
Заключение 35
Список используемых источников и литературы 38
ВВЕДЕНИЕ
"Бери, большой тут нет науки;
Бери, что можно только взять.
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать".
В. Капнист. "Ябеда" (1796 г.)
Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции -
опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы
государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет
власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан.
В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность
этого явления значительно возрастает. Посягая на деятельность
государственных учреждений, взяточничество подрывает их авторитет,
дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной
справедливости.
Опасность получения и дачи взятки обусловлена и тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем; незаконным приобретением оружия. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ указывается, что особую опасность представляют случаи получения взяток должностными лицами, действующих по предварительному сговору с расхитителями государственного имущества и другими преступниками, создающие систему круговой поруки”.
Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1996 году, предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача взятки (ст. 291 УК РФ).
Итак, вышеизложенное подводит нас к цели курсовой работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с этим злом.
Эта цель диктует и задачи:
Определиться с понятием взяточничества;
Дать характеристику даче и получению взяток;
Проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с взяточничеством;
Выделить наиболее приемлемые пути в современной России для эффективной борьбы с взяточничеством.
I. РАЗДЕЛ
1.1. История борьбы с взяточничеством
История взяточничества не уступает по древности известной нам истории
человеческой цивилизации, где бы она ни творилась - в Египте, Риме или
Иудее. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое
законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А
его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за
чрезмерность во взятках.
К временам Алексея Михайловича Романова относится практически
единственный народный бунт антикоррупционной (с точностью до используемой в
те времена терминологии) направленности. Он произошел в Москве в 1648 г. и
закончился победой москвичей: часть города сгорела вместе с немалым
количеством мирных жителей, и заодно царем были отданы на растерзание толпе
два коррумпированных "министра" - глава Земского приказа Плещеев и глава
Пушкарского приказа Траханиотов.
При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с
ней. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в
коррупции и повешен при всем истеблишменте сибирский губернатор Гагарин. А
потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала
Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.
На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась
немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников.
Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу
российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в
качестве "агента влияния") - двенадцать тысяч в той же валюте.
Есть документальные подтверждения того, что смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались предшественники большевиков) в новой административной среде.
После того как 2 мая 1918 г. Московский революционный трибунал
рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшихся во
взятках и шантаже, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения,
узнавший об этом Председатель СНК В.И.Ленин настоял на пересмотре дела.
ВЦИК повторно вернулся к этому вопросу и приговорил троих из четырех к
десяти годам лишения свободы. В архивах хранятся записка Ленина
Д.И.Курскому о необходимости немедленного внесения законопроекта о
строжайших наказаниях за взяточничество и письмо Ленина в ЦК РКП (б) с
предложением поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей,
вынесших слишком мягкие приговоры по делу о взяточниках. Декрет СНК "О
взяточничестве " от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым
актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество
(лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными
работами на тот же срок). Интересно, что в этом декрете покушение на
получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме
того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к
имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался
"к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество
подлежало конфискации.
История борьбы Советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой властью, не увенчавшись успехом. Эта борьба характеризуется несколькими интересными и важными чертами.
В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об
усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая
1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6000 случаев взяточничества,
что на 50 % больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных
групп (пример - более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем
министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров
в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и
сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о
взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах. Сообщается о наказании
руководящих партийных работников (уровень - горкомы и райкомы) за
попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.
Практически неприкосновенны были высшие советские и партийные
сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из
высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и
злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков,
КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах
следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от
представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и других
драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.
С коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это приводило к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг.
Последний шанс повлиять на положение дел в описываемой сфере
представился прежней власти в июле 1991 г., когда было принято
Постановление Секретариата ЦК КПСС "О необходимости усиления борьбы с
преступностью в сфере экономики". Но, как ни странно о взяточничестве в нем
не было ни слова.
Весь послевоенный период, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, далее - распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, наконец - крахом СССР и появлением новой страны - России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция централизованного государства сменялась "федеративным" устройством из множества коррумпированных систем.
Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:
. стремительный переход к новой экономической системе, не подкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой;
. отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;
. распад партийной системы контроля.
Ни одна страна не может считать себя застрахованной от коррупции. Так,
в 1994 г. Швейцария, которая гордилась неподкупностью своих государственных
служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг чиновника из кантона
Цюрих - ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму
почти 2 миллиона долларов.
Во Франции происходят массовые расследования коррупционных действий,
совершаемых бизнесменами и политическими деятелями. В 1993 г. премьер-
министр впервые пообещал, что не будет этому препятствовать. "Ситуация во
Франции постепенно меняется, еще 10 лет назад здесь запрещалось
расследование случаев взяток и коррупции", - утверждал французский судья
Жан-Пьер Тьери.
Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане.
В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная конференция по
проблемам борьбы с коррупцией. По представленным там материалам во многих
крупных городах ФРГ прокуратуры заняты расследованием нескольких тысяч
случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более тысячи, в Мюнхене - около
600, в Гамбурге - около 400, в Берлине - около 200. В 1995 г. было
официально зарегистрировано почти 3 тысячи случаев взяточничества. В 1994
г. перед судом оказались почти 1,5 тысячи человек, а в 1995 - более 2
тысяч, причем эксперты считают эти данные лишь вершиной айсберга. В
коррупцию вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, пункты
регистрации новых автомобилей и многие другие учреждения. Так, за наличные
деньги можно незаконно "купить" право на открытие ресторана или казино,
водительские удостоверения, лицензии на отбуксировку неверно припаркованных
автомобилей. Наиболее сильно коррупцией заражена строительная индустрия.