Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта»[4].
В учебной литературе предложена классификация преступлений против
безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающая две их группы:
1) преступления, связанные с использованием транспортных средств; 2)иные
преступления в сфере функционирования транспорта. К первой группе относятся
преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности
движения и эксплуатации транспортных средств (ст.263, 264, 265, 266, 271
УК), ко второй – преступления, непосредственно не связанные с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст.267,
268, 269, 270 УК).
2. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Ныне действующая ст.264 УК РФ устанавливает ответственность за
нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим
транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или
средней тяжести вреда здоровью человека. В ч.2, рассматриваемой статьи,
установлена ответственность за более тяжкий вид данного преступления – «то
же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека». И наконец, ч.3 ст.
264 УК РФ устанавливает еще более строгое наказание, если действия,
предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекли по неосторожности
смерть двух и более лиц.
2.1. Объект преступления
Характер преступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ свидетельствуют о том, что рассматриваемая норма направлена на охрану безопасности движения или эксплуатации автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств.
Именно в этом состоит специфика автотранспортных преступлений.
Нарушение же правил безопасности технического обслуживания транспорта,
нарушение правил безопасности труда во время ремонта, заправки горючим
указанных видов транспорта или производства погрузо-разгрузочных работ не
может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ, так как в упомянутых случаях
отсутствует посягательство на безопасность движения. Так, если лицо
нарушило правила производства определенных работ, правила техники
безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были
допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат
квалификации по ст.143 УК РФ, а в соответствующих случаях – по статьям о
преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении
имущества.
Отсюда следует, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Закону РФ «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995г.: «безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий». Вместе с тем при совершении рассматриваемых преступлений вред причиняется и другим правоохраняемым объектам: личности граждан, личному имуществу. Однако эти интересы выступают лишь в качестве дополнительного непосредственного объекта, который не определяет и не может определять правовую природу данного преступления.
Говоря об объекте рассматриваемого преступления, необходимо обсудить также вопрос, о каких видах транспорта идет речь в ст. 264 УК РФ и как решается эта проблема в судебной практике и теории уголовного права России.
Предметом преступления, согласно ст. 264, является автомобиль, трамвай
или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое
транспортное средство» частично раскрывается в примечании к данной статье,
где говорится о троллейбусах, тракторах, и иных самоходных машинах,
мотоциклах и иных механических транспортных средствах. Содержание термина
«механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная
машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим
транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме
мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на
любые тракторы и самоходные машины (Правила дорожного движения РФ).
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 6 октября 1970 г.[5] «О
судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях » разъяснил
судам, что «под иной самоходной машиной, указанной в примечании к ст. 264
УК РФ, следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные
и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер,
автопогрузчик и т. п.)»[6]. Правила дорожного движения к механическому
транспортному средству относят и мотоциклы, т. е. двухколесные механические
транспортные средства с боковым прицепом или без него. К мотоциклам
приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства,
имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Из ст. 264 УК РФ прямо вытекает, что ею охватываются преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации тракторов и иных самоходных машин (тракторы всех категорий и любого назначения, грейдеры, бульдозеры, скреперы, комбайны, сельскохозяйственные уборочные механизмы и другие самодвижущиеся машины). Закон исходит, во-первых, из того, что водители всех средств механического транспорта обязаны соблюдать установленные правила технической эксплуатации и безопасности движения и, во-вторых, из того, что нарушение этих правил во время движения по дорогам страны водителем любого вида механического транспорта создает такого же рода опасную дорожную обстановку, как и при совершении указанных действий водителем автомашины. Приняв подобное решение, законодатель тем самым дал исчерпывающий и ясный ответ на этот спорный вопрос.
2.2. Объективная сторона преступления
При привлечении лица к уголовной ответственности по cт. 264 УК РФ необходимо установить следующие признаки состава, характеризующие объективную сторону этих преступных деяний: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; наступление тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями.
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (Закон о безопасности дорожного движения).
2.2.1. Общественно опасное действие.
Для состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо, чтобы общественно опасные действия (или бездействие) лица выражались в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации.
При привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК в первую очередь должен быть установлен сам факт нарушения указанных правил.
Правила дорожного движения, утвержденные Правительством РФ от 23
октября 1993 г. и введенные в действие с 1 июля 1994 г., являются единым
документом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории
России. Правила дорожного движения учитывают, что регулирование
эксплуатации транспорта, отдельные особенности движения и перевозок грузов
могут быть установлены и другими нормативными актами. Однако по отношению к
ним Правила дорожного движения являются исходным и определяющим документом.
В п. 1.1 Правил прямо указано, что другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. Указанные нормативные акты имеют важное значение при установлении признаков состава автотранспортного преступления, и, разумеется, в первую очередь признаков его объективной стороны. В этих нормативных актах определяется характер должного поведения лиц, эксплуатирующих тот или иной вид транспорта. Делается это путем прямого указания, - каким должно быть поведение граждан, либо каким оно не должно быть. Иными словами, правила либо предписывают, либо запрещают определенного рода поведение. Каждый участник движения транспорта обязан строго соблюдать требования указанных нормативных актов, координировать свое поведение в соответствии с теми правилами, которые установлены для конкретной ситуации.
Таким образом, Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, то есть определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения. Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
При определении объективной стороны автотранспортного преступления необходимо сопоставить, в какой степени противоречило поведение участников дорожного происшествия нормам должного поведения для данной категории лиц в рассматриваемой ситуации. Для решения этого вопроса необходимо обратиться, прежде всего, к соответствующим нормативным актам. Вместе с тем возникает вопрос, в каком соотношении находится диспозиция ст. 264 УК РФ с Правилами дорожного движения. Иными словами, имеет ли в виду ст.264 УК нарушение только тех конкретных норм поведения, которые прямо закреплены в Правилах дорожного движения и других, изданных на их основе инструкциях, или же возможно привлечение к уголовной ответственности и в случаях нарушения других общепринятых норм предосторожности, хотя бы прямо и не записанных в каком-либо нормативном акте?
Ответ на данный вопрос дает постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г.: ответственность по рассматриваемому преступлению наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств – на дороге, улице, железнодорожном переезде, во дворе, на полевых дорогах, при движении на территории предприятия[7].