Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству
p> По мере укрепления Советского государства все более углублялся процесс перехода от тюрем к воспитательным учреждениям. И проявлялся он, прежде всего, в развитии исправительно-трудовых колоний с промышленным и сельскохозяйственным производством. Если в 1919г. на территории РСФСР насчитывалось только десять колоний, то в следующие годы их число заметно возрастает. В 1920 г. их уже 15, а в 1921 г. – 26, 1922 г.– 32, в 1923 г. –
33, в 1930 г. – 57 и в 1931 – 76 колоний разного типа.[23]

Одной из первых промышленных колоний можно назвать Лианозово-
Крюковскую колонию в Московской области, созданную на базе четырех кирпичных заводов в 1923 г. Заключенные в этой колонии были заняты производством кирпича и довели его выпуск с 3 млн. штук в 1923 г. до 20 млн. в 1926 г.[24]

Большое значение для развития исправительно-трудовых учреждений имело постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения».[25] Данное постановление закрепило существовавшие виды мест лишения свободы и классифицировало преступников на две основные группы: преступники из числа классовых врагов и деклассированных преступников –рецидивистов, с одной стороны, и преступников из числа рабоче-крестьянской молодежи, а также взрослых преступников, совершивших преступления случайно, с другой стороны.

30 октября 1929 г. постановлением ВЦИК И СНК были упразднены распределительные комиссии, которые несмотря на их большую роль в работе исправительно-трудовых учреждений по борьбе с преступностью имели ряд недостатков, главным их которых можно назвать формализм в принятии решений.
Этим же постановлением были расширены права наблюдательных комиссий.

6 ноября 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было отменено наказание в виде лишения свободы со строгой изоляцией. Одновременно был предусмотрен новый вид лишения свободы – исправительно-трудовой лагерь в отдаленных местностях СССР, куда подлежали направлению осужденные на срок свыше трех лет.

В 1930-1932 гг. в различных районах страны был организован ряд исправительно-трудовых лагерей, наиболее известные из них – Беломоро-
Балтийский, Казахстанский, Сибирский, Дмитровский, Печерский, Воркутинский и Ухтинский. 8 апреля 1930 г. в районе Колымы был организован Северо-
Восточный исправительно-трудовой лагерь. На исправительно-трудовые лагеря была возложена задача охраны общества от особо социально опасных правонарушителей через их изоляцию, соединенную с общественно полезным трудом, и содержания этих правонарушителей в условиях трудового общежития.

Управление лагерями осуществлялось объединенным государственным политическим управлением (ОГПУ).

В лагерях применялись три вида режима: первоначальный, облегченный и льготный.

Осужденные, содержащиеся на первоначальном виде режима, использовались на общих работах, проживали в пределах лагеря в специальных помещениях, не имели права свободного выхода из этих помещений и направлялись на работу по общему списку.

Осужденные облегченного режима имели право свободного передвижения.
Содержащиеся на льготном виде режима имели право на выход за пределы лагеря и на занятие административных должностей в управлении лагеря и производством.

Новый этап в развитии системы исправительно-трудовых учреждений начинается с принятием 1 августа 1933 г. второго ИТК РСФСР.[26]

Согласно этому Кодексу местами лишения свободы являлись:
1) изоляторы для подследственных;
2) пересыльные пункты;
3) исправительно-трудовые колонии фабрично-заводского и сельскохозяйственного типа;
4) исправительно-трудовые колонии массовых работ;
5) штрафные исправительно-трудовые колонии.

Для несовершеннолетних правонарушителей ИТК были предусмотрены школы фабрично-заводского ученичества особого типа, задачей которых являлась подготовка из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих для промышленности и сельского хозяйства. В эти школы направлялись несовершеннолетние правонарушители в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет на основании приговоров судов и постановлений комиссий по делам несовершеннолетних.

Для больных были предусмотрены медико-санитарные учреждения.

В 1934 г., в связи с образованием общесоюзного НКВД, произошла новая реорганизация мест лишения свободы. Находящиеся в ведении НКЮ исправительно- трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР и его местных органов.

Для руководства исправительно-трудовыми учреждениями в составе НКВД было создано Главное управление исправительно-трудовыми лагерями
(ГУЛАГ).[27]

Постановлением ЦИК от 10 июля 1934 г. при НКВД СССР было организовано особое совещание, которому было предоставлено право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно- трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР.

В 1936 г. органам НКВД СССР постановлением ВЦИК и СНК от 8 августа было предоставлено право переводить в дисциплинарном порядке в тюрьму лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и лагерях, систематически нарушающих режим содержания, совершающих побеги и т. п.
Перевод этих лиц в тюрьму мог иметь место по постановлению начальника республиканского, краевого или областного управления НКВД на срок до одного года с санкции прокурора лагеря и по постановлению начальника ГУЛАГа на срок до двух лет с санкции прокурора СССР.

Необходимо отметить, что в связи с усилением деятельности Берия Л.П. и его окружения, а также теорий Вышинского нормативные положения ИТК 1933 г., как и сам кодекс, вскоре были забыты ( в качестве примера нарушения законности можно привести следующий случай: в 1939 г. приказом НКВД СССР были отменены зачеты рабочих дней и условно-досрочное освобождение, хотя отменить эти положения был уполномочен лишь Верховный Совет). Исправительно- рудовые учреждения в своей работе стали руководствоваться, главным образом, инструкциями и приказами НКВД СССР. Нормативные акты этого периода главное внимание в деятельности мест заключения обращали не на исправление и перевоспитание заключенных, а на строгую изоляцию от общества и наиболее эффективное использование их труда. НКВД превратился в крупнейшее промышленно-строительное ведомство. За 1941-1944 гг. эта подсистема выдала: золота – 315 т., концентрата олова 14398 т., никеля – 6511 т., угля – 8924 тыс. т., нефти – 407 тыс. т., мин – 30,2 млн. штук.

Количество заключенных было огромно: на начало войны – 2 млн. 300 тыс., на 21 декабря 1941 г. – 1 млн. 450 тыс.[28]

1.4.ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

После войны советское государство приступило к восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства. В этих условия исправительно- трудовая система стала одним из основных поставщиков бесплатной рабочей силы.

В послевоенное время была усилена ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти преступления были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям.[29]

Структура исправительно-трудовых учреждений МВД на начало 1952 года выглядела следующим образом. Руководство всеми исправительно-трудовыми учреждениями осуществляло Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний (ГУЛАГ) МВД СССР.

Помимо лагерей, находившихся в ведении ГУЛАГа, имелись еще лагеря в ведении Главпромстроя, Дальстроя МВД, специального Главного управления и
Управления слюдяной промышленности МВД и др. В своей практической деятельности эти главные управления подчинялись непосредственно МВД СССР.
Вместе с тем на ГУЛАГ МВД возлагался контроль а деятельность главных лагерных производственных управлений МВД по обеспечению в подведомственных им лагерях необходимых жилищно-бытовых и режимных условий и правильного трудового использования заключенных.

При министерствах внутренних дел республик и управления внутренних дел краев и областей в 1951 г. были созданы отделы исправительно-трудовых лагерей. В связи с этим на МВД республик, УМВД краев и областей было возложено непосредственное руководство и ответственность за работу исправительно-трудовых лагерей, дислоцирующихся на территориях республик, краев, областей по вопросам охраны, режима содержания и размещения заключенных, оперативной работы, трудового использования осужденных.[30]

Эти функции отделы исправительно-трудовых лагерей осуществляли через управления исправительно-трудовых лагерей и управления исправительно- трудовых лагерей и колоний.

На территории некоторых областей сосредотачивалось несколько лагерей, находившихся в подчинении различных центральных органов.

В исправительно-трудовых лагерях того времени было два вида режима: общий и усиленный.

Исправительно-трудовой лагерь имел следующую структуру: управление лагеря, лагерные отделения, лагерные пункты, участки и командировки, а также центральные штрафные лагерные пункты. Внутри этих мест заключенные разбивались на колонны (400-600 заключенных) и бригады.[31]

Условия содержания на общем и усиленном режимах мало чем отличались друг от друга. Рабочий день для всех был установлен 9 часов. Осужденные имели право на получение общих и личных свиданий, на получение передач и посылок, а также на неограниченную переписку с родственниками. За труд они получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15 % из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении.
Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в десять дней, без выходя из лагеря или колонии. Разрешалось ношение гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных переводов на неограниченную сумму.

Право назначения вида режима принадлежало администрации исправительно- трудового учреждения. На усиленный режим направлялись осужденные за особо опасные государственные преступления, бандитизм, разбой, побеги и рецидивисты.

Общий режим предоставлялся всем остальным осужденным. После отбытия одной трети срока наказания по постановлению, утвержденному начальником лагеря, заключенные с усиленного режима могли быть переведены на общий режим. В отдельных случаях начальнику лагеря предоставлялось право досрочного перевода с усиленного на общий режим.

Нарушители дисциплины с общего и усиленного режимов подлежали переводу в штрафные лагерные пункты на срок до 3 месяцев.

В штрафные лагерные пункты направлялись также осужденные в лагере за бандитизм, разбой и грабежи на срок до одного года, а осужденные за прочие преступления – до 6 месяцев. Основанием для перевода в штрафной лагерный пункт являлся приказ начальника лагеря.

За систематические отказы от работы заключенные могли привлекаться как за контрреволюционный саботаж по ст. 58/14 УК РСФСР 1926 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать