УИК РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством Российской
Федерации, то применяются правила международного договора».
Уголовно-исполнительный кодекс разработан с учетом рекомендаций
международно-правовых актов. В том числе российскими законодателями были
проанализированы и учтены положения: Минимальных стандартных правил
обращения с заключенными, 1955 год; Декларации о защите всех лиц от пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания, 1975 год; Концепции против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984
год; Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979
год; Принципов медицинской этики, относящихся к роли работников
здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных
лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания, 1982 год; Мер, гарантирующих защиту прав тех,
кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальных стандартных правила
ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила), 1985 год; Свода принципов защиты всех лиц,
подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989
год; Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с
тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правил ООН, касающихся
защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящих
принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-
Риядские руководящие принципы), 1990 год.
Доктор юридических наук, заслуженный деятель науки России А. Михлин подчеркивает, что эти документы содержат нормы как обязательные, так и рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере), предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, должно быть отнесено к числу норм-рекомендаций, поскольку далеко не все государства в силу своего экономического положения могут позволить себе такое размещение осужденных к лишению свободы.[36]
Хотелось бы подчеркнуть, что принятие прогрессивного международного опыта не означает восторженного копирования изобретений и традиций западных правотворцев. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (п.4 ст.3 УИК РФ 1996 г.).
Как ранее действующий ИТК РСФСР 1970 г., так и ныне действующий УИК РФ предусматривают, что исполнение наказания не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст.1).
В УИК РФ 1996 г более совершенно, чем в ИТК РСФСР 1970 г.
определяется основание отбывания уголовного наказания. Так, если в ИТК
РСФСР говорилось о том, что основанием отбывания уголовного наказания и
применения к осужденным мер исправительно - трудового воздействия является
только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 4), то в УИК РФ
указывается, что Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер
уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его
определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт
помилования или акт об амнистии (ст. 7).
Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены принципы этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только следовала из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2 ст. 2 УИК, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в которой была определена система принципов уголовно-исполнительного законодательства. В то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3-7 УК) содержание принципов не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне обоснованно, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии возникли расхождения в трактовке их содержания. Поэтому было принято компромиссное решение и предоставлена возможность для доктринального толкования ст. 8 УИК.[37]
Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение и содержание Особенной части кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.
В УИК РФ законодатель счел необходимым указать на то, что Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст.8).
В УИК РФ дается (в отличии от ИТК РСФСР)определение исправления
осужденных: исправление осужденных - это формирование у них уважительного
отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям
человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (п.1 ст.
9).
Основными средствами исправления осужденных в соответствии с п.2. ст.9
УИК РФ являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания
(режим) (как и ранее), воспитательная работа (ране была политико-
воспитательная работа ст.7. ИТК РСФСР), общественно полезный труд,
получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное
воздействие (общественное воздействие отдельно не выделялось).
В соответствии с п. 3 ст. 9 УИК РФ средства исправления осужденных
применяются с учетом вида наказания (кажется довольно странным, что вид
наказания не являлся одним из критериев применения средств исправления по
ИТК 1970 г. - ст.7), характера и степени общественной опасности
совершенного преступления, личности осужденных и их поведения ( в ранее
действовавшем ИТК РСФСР отдельно выделялось и отношение осужденного к труду
- ст.7).
Уголовно-исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации правового статуса осужденных, значительно расширив его и углубив. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава 2 кодекса (в ИТК 1970 г. было лишь три статьи).
В указанной главе закрепляются общие принципы определения правового положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Эта глава, исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой, устанавливающей общие положения. Это решение вполне оправданно, учитывая архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом положении человека и гражданина также расположена после общих конституционных положений и принципов.[38]
Говоря о правовом положении осужденных следует сказать, что достаточно
новым здесь стало то, что теперь государство призвано уважать и охранять
права, свободы и законные интересы осужденных (законодательное
подтверждение охраны прав осужденных содержится в главе 4 Федерального
закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (в редакции
Федерального закона от 19.11.99 г.), обеспечивать законность применения
средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при
исполнении наказаний (п.1 ст. 10 УИК РФ).
Как и ранее при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (п.2 ст.10 УИК РФ).
Как и ранее осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий.
Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 8.1.
ИТК РСФСР). Но здесь следует сказать, что гарантированное обеспечение
свободы совести и вероисповеданий, а также право осужденных на личную
безопасность были введены после внесения в ИТК РСФСР изменений Законом РФ
от 12.06.92г. N 2988-1.
Ныне действующий УИК РФ более подробно определил права и обязанности
осужденных. Так в соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять
установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан
Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы
поведения, требования санитарии и гигиены.
Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Они обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам,
посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.
Они обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов,
исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения
требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут
принудительному приводу.
Как гарантия исполнения осужденными своих законных обязанностей установлено, что неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Важной гарантией законности является установление в законе и перечня
прав осужденных. Статья 12 УИК РФ закрепила основные права осужденных.
Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и
обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида
наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания,
обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их
с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16