На ИТУ были возложены задачи обеспечения отбытия осужденными наказаний по приговорам судов, охраны и надзора за ними, предупреждения новых преступлений, исправления их на основе приобщения к общественно полезному труду и проведения политико-воспитательной работы.
Положение ввело более отчетливую классификацию осужденных, согласно
которой в ИТК должны были содержаться :
1) лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет;
2) лица, впервые осужденные за должностные, хозяйственные и другие не особо опасные преступления,
3) лица, переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания наказания.
В исправительно-трудовых колониях – все остальные осужденные.
Если в ИТК был предусмотрен только один вид режима содержания, то в лагерях – четыре: общий, облегченный, строгий и специальный строгий.
В подразделениях общего режима содержались осужденные впервые за менее опасные преступления, а также за тяжкие преступления, как впервые, так и неоднократно, переводимые из колоний строгого режима. Однако осужденные за особо опасные государственные преступления, осужденные два раза и более за мене опасные преступления должны были содержаться в разных подразделениях.
В подразделениях строгого режима содержались независимо от количества судимостей, осужденные за тяжкие преступления – бандитизм, умышленное убийство, разбой, грабежи, воры-рецидивисты, а также переведенные с общего и облегченного режимов за злостные нарушения дисциплины.
При условии хорошего отношения к труду и примерного поведения, после отбытия не менее шести месяцев на строгом режиме, осужденные могли быть переведены на общий режим.
В специальных подразделениях строгого режима содержались осужденные за тяжкие преступления, совершенные в места лишения свободы, а также переведенные со строгого режима за злостные нарушения дисциплины.
В подразделениях облегченного режима содержались осужденные на срок до 3 лет, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не особо опасные преступления, а также переведенные из детских трудовых колоний по достижении ими совершеннолетия для дальнейшего отбывания наказания. Кроме того, на облегченный режим переводились осужденные с общего режима после отбытия ими одной трети срока наказания.
Как подмечают специалисты, одним из недостатков работы ИТУ являлась существовавшая в то время система зачетов рабочих дней, которая подрывала стабильность приговора и отрицательно сказывалась на задачах специального и общего предупреждения преступлений.[32]
1.5.ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПОСЛЕ
1956 Г.
В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих выполнение важнейшей государственной задачи – перевоспитание заключенных в труде. В связи с этим исправительно-трудовые лагеря были преобразованы в исправительно-трудовые колонии. В 1961 г. было принято новое Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР. В исправительно-трудовых колониях было установлено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый.
В колониях общего режима могли содержаться:
1) лица, осужденные к реальному наказанию в виде лишения свободы впервые за менее тяжкое преступление;
2) лица, осужденные за тяжкие преступления на срок до 3 лет;
3) лица, ранее судимые к лишению свободы условно и вновь осужденные за менее опасные преступления к отбытию лишения свободы реально;
4) лица, ранее судимые к другим видам наказания и вновь осужденные за менее опасные преступления к реальному отбыванию лишения свободы;
5) лица, ранее судимые и реально отбывавшие лишение свободы, но в колониях для несовершеннолетних и вновь осужденные за менее опасные преступления к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;
6) лица, ранее судимые и отбывавшие реальное лишение свободы, которое им впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно;
7) лица, ранее судимые к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы, которым судом в порядке исключения определили общий режим за совершенные вновь менее опасные преступления.
В колониях усиленного режима содержались:
1) лица, осужденные впервые за тяжкие преступления к реальному отбытию лишения свободы сроком свыше трех лет;
2) лица, ранее судимые и отбывавшие срок лишения свободы условно и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;
3) лица, ранее судимые и отбывавшие наказание, не связанное с лишением свободы, и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;
4) лица, ранее судимые к отбыванию лишения свободы, но в колониях для несовершеннолетних и осужденные вновь, за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;
5) лица, ране судимые и реально отбывавшие лишение свободы, которое им впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно, и вновь осужденные за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;
6) лица, ранее судимые к реальному отбытию лишения свободы, которым суды в порядке исключения определили усиленный режим за совершенные вновь тяжкие преступления.
В исправительно-трудовых колониях строгого режима могли содержаться:
1) лица, осужденные два и более раза, независимо от тяжести преступления, к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;
2) особо опасные рецидивисты, переведенные после отбытия половины срока наказания из колоний особого режима;
3) лица, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена лишением свободы, переведенные после отбывания половины срока наказания из колонии особого режима;
4) лица, осужденные впервые к реальному отбытию срока наказания в виде лишения свободы, которым суд в порядке исключения назначил строгий режим;
5) осужденные женщины, признанные судами особо опасными рецидивистками;
6) мужчины и женщины, осужденные за особо опасные государственные преступления.
В ИТК особого режима отбывали наказания как неоднократно судимые, так и осужденные впервые, но за особо тяжкие преступления. Если рассматривать состав заключенных с точки зрения тяжести совершенных преступлений, то нетрудно заметить, что в этих колониях могли находиться заключенные, осужденные как за тяжкие преступления, так и за менее опасные.[33]
Нужно отметить, что одним из важнейших мероприятий по
искоренению преступности явилась организация в ИТК отрядной структуры. В
конце 1957 г. во всех колониях осужденные были разбиты на отряды по 85-120
человек. Начальником отряда назначался офицер-воспитатель, имевший
специальную юридическую или педагогическую подготовку. Структура ИТК стала
выглядеть следующим образом: колония – отряд – бригада – звено. Колонию
возглавлял начальник колонии, у которого было два заместителя: по режиму и
оперативной работе и по политико-воспитательной работе среди заключенных.
Соответственно у первого заместителя в подчинении были: оперативная часть,
специальная часть, медицинская часть, дежурные помощники начальника
колонии, надзирательская служба и цензор; у второго – инспектора по
общеобразовательной и профилактической подготовке заключенных, начальники
отрядов, советы воспитателей, бригадиры и звеньевые. Непосредственно
начальнику колонии подчинялись: методический совет, канцелярия,
бухгалтерия, часть интендантского снабжения и коммунально-эксплуатационная
часть.[34]
Помимо ИТК действовали еще и тюрьмы и ВТК.
Тюрьмы были предназначены для содержания осужденных к лишению свободы в виде тюремного заключения: особо опасных рецидивистов; лиц, совершивших особо опасные государственные преступления по достижении восемнадцатилетнего возраста; лиц, по достижению восемнадцатилетнего возраста совершивших тяжкие преступления и осужденных за них к лишению свободы на срок свыше пяти лет, а также для злостных нарушителей, переводимых из ИТК на срок до трех лет.
Что же касается воспитательно-трудовых колоний, то они делились на
ВТК общего и усиленного режимов.
В воспитательно-трудовых колониях общего режима содержались:
1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы за менее тяжкие преступления;
2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы за тяжкие преступления на срок до трех лет включительно;
3) осужденные к лишению свободы несовершеннолетние женского пола.
В воспитательно-трудовых колониях усиленного режима содержались:
1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления, а также ранее отбывавшие срок наказания в виде лишения свободы;
2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные за умышленные преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы;
3) систематически либо злостно нарушающие режим отбывания наказания и переведенные за это из ВТК общего режима.
В структуре мест лишения свободы появились новые виды, а именно:
1) колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, осужденных за них впервые к лишению свободы на срок не более 5 лет (как исключение – до 10 лет);
2) колонии-поселения для лиц, переводимых в порядке поощрения из колоний общего, усиленного и строгого режимов.
18 декабря 1970 г. был принят новый ИТК РСФСР, вступивший в действие с
1 июля 1971 г. Считаю более целесообразным провести сравнительную
характеристику положений ИТК РСФСР 1970 г. и действующего в настоящее время
УИК РФ 1997 г.
2.ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС РСФСР 1970 Г. И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
КОДЕКС РФ 1997 Г. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО
ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Проводя сравнительную характеристику действующего ныне пенитенциарного законодательства и предшествующего ему необходимо в первую очередь остановиться на тех целях которые ставило и ставит перед собой это законодательство.
Исправительно - трудовой кодекс Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики имел своей задачей обеспечение исполнения
уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за
совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе
честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к
правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых
преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало
искоренению преступности. Ст.1 ИТК РСФСР 1970 г.
Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели же перевоспитания осужденных, существующие ранее в исправительно-трудовом законодательстве и теории исправительно-трудового права[35] оно не ставит (ст.1 УИК РФ 1996 г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16