Анализ финансовой деятельности ОАО "Машук"
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………… 5
1. Методика анализа финансовой деятельности предприятия……………… 7
1.1. Сущность финансового анализа и его задачи……………………… 7
1.2. Классификация методов и приемов финансового анализа……….. 8
1.3. Информационная база финансового анализа……………………… 8
1.4. Основные подходы к финансовому анализу……………………… 11
1.5. Система показателей и методика анализа финансовых результатов
и рентабельности предприятия………………………………………. 17
1.6. Методика анализа себестоимости продукции…….…………………. 21
1.7. Система показателей и методика анализа финансового состояния предприятия…………………………………………………………….. 23
1.8. Обоснование планово управленческих решений на основе анализа взаимодействия прибылеобразующих факторов……………………. 29
2. Анализ финансовой деятельности предприятия ОАО “Машук”,
г. Ессентуки……………………………………………………………………. 33
2.1. Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия
ОАО “Машук”………………………………………………………….. 34
2.2. Анализ себестоимости производимой продукции на предприятии
ОАО “Машук”………………………………………………………….. 44
2.3. Анализ финансового состояния предприятия ОАО “Машук”……… 51
2.4. Оптимизация планово управленческих решений…………………….. 56
Заключение………………………………………………………………………… 61
Литература…………………………………………………………………………. 64
Приложение 1.
Введение
Деятельность любого предприятия, в конечном счете, направлена на достижение двух основных целей:
-получение максимально высоких доходов, соизмеримых с вложенными средствами (максимально высокий финансовый результат и рентабельность);
- максимальная устойчивость предприятия по отношению к внешней среде, что необходимо для сохранения его как экономической единицы на протяжении длительного периода времени (стабильное финансовое состояние).
Анализ финансовой деятельности позволяет проследить эффективность достижения этих целей и выявить факторы, влияющие на их достижение.
Следовательно, анализ финансовой деятельности включает:
-анализ финансовых результатов;
-анализ финансового состояния.
Достижение двух основных целей деятельности предприятия находится в тесной взаимосвязи, так как поддерживать устойчивое финансовое состояние на протяжении длительного периода времени невозможно без определенного уровня прибылей. И наоборот: потеряв устойчивость, предприятие может не только лишиться прибылей, но и может прекратить существовать как экономическая единица. Пути достижения этих целей не только тесно взаимосвязаны, но и часто входят в противоречие друг с другом. Это объясняется тем, что для получения высоких финансовых результатов необходимо привлекать финансовые ресурсы из внешних источников, что делает положение предприятия менее устойчивым к влиянию внешней среды.
Поэтому руководителю приходится, в зависимости от ситуации, расставлять приоритеты. Например, при очень нестабильной внешней среде - делать приоритет в сторону финансовой устойчивости. Но при этом надо помнить, что приоритетной целью, в конечном счете, являются высокие финансовые результаты, так как без определенного уровня прибылей предприятие, в конечном счете, потеряет и устойчивое финансовое положение. В результате этого предприятие рискует прекратить свое существование как экономическая единица.
Особенностью данной работы является то, что анализ будет проводиться не столько для оценки динамики деятельности предприятия за анализируемый период, сколько для подготовки реальной базы принятия управленческих решений, в частности в области цен и объемов производства. Для подготовки базы принятия управленческих решений необходимо, помимо названных разделов анализа, провести анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов. Анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов будет проведен, в частности, на основе существующей методики оптимизации управленческих решений [1, C.87]. Данный раздел анализа позволит принять правильные решения в области цен и объемов производства. Таким образом, анализ будет проводиться по следующей схеме:
-предварительно определяются изменения финансовых результатов за прошедший период, определяются факторы, повлиявшие на данные изменения, и определяется степень их влияния;
-проводится анализ показателей, влияющих на прибылеобразующие факторы (показатели себестоимости);
-проводится анализ финансового состояния;
-на основе предыдущих разделов проводится анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов и проводится оптимизация плановых решений.
Таким образом, имея полную картину финансовой деятельности предприятия, составленную на основе анализа, руководитель получает возможность принятия правильных управленческих решений.
Целью данной работы является проведение анализа финансовой деятельности птицеводческого предприятия ОАО “Машук”. На основе анализа будут сделаны выводы и даны рекомендации по оптимизации финансовой деятельности данного предприятия.
1. Методика анализа финансовой деятельности предприятия
Методика анализа финансовой деятельности предприятия базируется на системе определенных показателей. Их перечень довольно велик. Поэтому в каждом конкретном случае в соответствии со спецификой деятельности предприятия и в соответствии с пользователем данной информации (администрация, потенциальные инвесторы, налоговые органы и так далее) выбирается соответствующий ряд показателей. Перечень выбранных показателей должен быть необходимым и достаточным для качественного анализа.
Показатели финансовой деятельности предприятия формируются на основе данных бухгалтерской и статистической отчетности, оперативных данных. Одним из инструментов анализа является “горизонтальный” анализ показателей. Он заключается в исследовании изменений по ряду показателей за анализируемый период. Данные изменения рассчитываются как в абсолютных величинах, так и в процентах к базисному периоду. Кроме того, проводится анализ структуры показателей и изменений этой структуры за анализируемый период (“вертикальный анализ”).
Следующим инструментом анализа является факторный анализ. В рамках этого анализа выявляются факторы и причины динамики показателей и их количественная оценка. Данный инструмент анализа является особенно важным, так как выявление факторов, влияющих на изменение показателей, демонстрирует руководителю направления принятия наиболее эффективных управленческих решений.
Также проводится анализ относительных показателей (коэффициентов).
Целью данной работы является анализ финансовой деятельности предприятия за анализируемый период и подготовка базы для принятия управленческих решений. Соответственно данной цели определяется методика и система показателей анализа.
На начальном этапе проводится анализ финансовых результатов и рентабельности. В рамках данного анализа определяется динамика показателей прибыли, рентабельности и определяется степень влияния различных факторов на произошедшие изменения.
На следующем этапе проводится анализ себестоимости, позволяющий определить изменение затрат на рубль товарной продукции и причины этих изменений. Кроме того, определяется характер и структура затрат, выявляются наиболее эффективные пути снижения себестоимости.
Далее проводится анализ финансового состояния, позволяющий определить изменения в структуре баланса за анализируемый период, определить степень финансовой устойчивости предприятия. На основе полученных данных вырабатывается стратегия фирмы.
Заключительным этапом анализа является анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов, позволяющий в дальнейшем принять правильные решения в области цен и объемов производства.
Таким образом, в целом анализ финансовой деятельности сводится к оценке изменений показателей прибыли, себестоимости, рентабельности и финансового состояния предприятия за анализируемый период и завершается подготовкой плановых решений на основе сложившейся ситуации.
1.1. Система показателей и методика анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия
Поскольку целью анализа в данной работе, в частности, является подготовка информации для последующего принятия решений по прибылеобразующим факторам, то в рамках анализа финансовых результатов необходимо проведение анализа показателей, позволяющих определить пути влияния на прибылеобразующие факторы. Например, анализ себестоимости позволит определить пути снижения себестоимости.
Для определения путей повышения рентабельности проводится факторный анализ рентабельности.
Как уже было сказано, прежде чем проводить анализ по данным направлениям, проводится анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли. Для этого составляется таблица (см. прил.1), в которой общий финансовый результат анализируемого периода отражается в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от следующих видов деятельности:
- реализация продукции (работ, услуг);
- реализация основных средств, нематериальных активов и иного имущества предприятия (прочая реализация);
- внереализационная деятельность.
Для составления таблицы используются данные бухгалтерской отчетности из формы № 2. В таблицу заносятся показатели за отчетный и базисный периоды и их процентные отклонения. Кроме того, проводится анализ структуры прибыли и изменения структуры (“вертикальный анализ”).
Финансовые результаты от прочей реализации возникают по операциям с имуществом предприятия. Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются в отчете (форма №2) по статьям “Прочие операционные доходы” и “Прочие операционные расходы”. Данные по операционным доходам показываются за минусом сумм НДС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10