На основе данных формул расчитываются оптимальные, по тому или иному критерию, объемы производства и цена продукции.
Критерий оптимизации прибылеобразующих факторов определяется в зависимости от текущей ситуации. Например, критерий максимума прибыли может быть применен в том случае, когда предприятие работает в относительно стабильных экономических условиях и имеет тенденцию роста.
Критерий максимума выручки может быть применен в условиях, когда предприятие испытывает острый недостаток денежных средств.
Наконец критерий максимума рентабельности может быть применен для предприятия, работающего в условиях инфляции.
Проведенная по данной методике оптимизация планово-управленческих решений позволит с высокой степенью точности рассчитать оптимальное по тому или иному критерию, соотношение производимой продукции и цены ее реализации.
2. Анализ финансовой деятельности предприятия ОАО “Машук”, г. Ессентуки
Анализируемое предприятие ОАО “Машук” было создано 21 декабря 1992 года. Юридический адрес предприятия – г. Ессентуки улица Предгорная 10.
Данное предприятие является филиалом ОАО “Ставропольское”. После экономического кризиса 1993 года предприятие начало испытывать острый недостаток оборотных средств. Результатом данных процессов стала потеря предприятием финансовой устойчивости. В 1996 году предприятие находилось на грани банкротства.
В данный момент ОАО “Машук”, в основном, работает под заказ головного предприятия. Таким образом, основная часть производимой предприятием продукции реализуется через ОАО “Ставропольское”. Тем не менее, определенная часть продукции реализуется самостоятельно через оптовых покупателей.
В 1997 году, после выхода из кризисного состояния, предприятие функционировало на минимальных производственных мощностях, необходимых для поддержания предприятия в рабочем состоянии. С начала 1998 года на предприятии начинается наращивание объемов производства.
В результате произошедших на предприятии изменений, к концу 1998 года предприятие имело следующие финансово-производственные показатели:
- имущество предприятия оценено в размере 79115 тыс. рублей;
- годовой оборот по реализованной продукции 1716 тыс. рублей;
- количество работающих – 170 человек;
- производственная мощность – 1200 тонн.
На основе данных бухгалтерской и статистической отчетности предприятия проведем анализ финансовой деятельности предприятия и сделаем соответствующие выводы и рекомендации.
2.1. Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия ОАО “Машук”
На основе отчета о прибылях и убытках предприятия ОАО “Машук” за 1998 год (см. прил. 2), составляются таблицы 2.1.1. и 2.1.2.
Таблица 2.1.1.
Динамика показателей прибыли
Тыс. руб.
Показатели
1997
год
1998
год
1998 в %
к 1997
1. Выручка (нетто) от реализации продукции
164
1715.8
1046
2. Себестоимость (производственная) реализации продукции
41
1701.6
4151
3. Валовый (маржинальный) доход
123
14.2
11.5
4. Расходы периода (коммерческие, управленческие)
-
-
-
5. Прибыль (убыток) от реализации
123
14.2
11.5
6. Сальдо операционных результатов
5
6.5
120
7. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности
128
19.7
15.6
8. Сальдо внереализационных результатов
-
41
-
9. Прибыль (убыток) отчетного периода
128
60.7
47.7
10. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации
83
39.4
47
11. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода
-790
-426
54
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы. За прошедший год значительно увеличились масштабы деятельности предприятия: выручка от реализации увеличилась, составив 1046% от выручки 1997 года. При этом, производственная себестоимость реализации товаров увеличилась, составив 4151% от себестоимости реализованной продукции в 1997 году. В результате этого резко уменьшилась разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции и, как следствие, уменьшилась прибыль от реализации продукции и составила 11,5% по отношению к прошлому году.
Произошедшие на предприятии изменения показателей прибыли объясняются, в частности, тем, что в результате инфляционных процессов в российской экономике увеличилась стоимость закупаемого сырья и материалов и соответственно – себестоимость изготовления продукции. При этом, спрос на продукцию не увеличился. В результате предприятие лишилось возможности увеличивать цену продукции пропорционально росту себестоимости, так как это привело бы к резкому снижению спроса на продукцию предприятия. Следствием данных процессов явилось снижение рентабельности продаж и даже прибыли в абсолютных величинах на фоне роста объемов произведенной продукции. Таким образом, прибыль в отчетном периоде составила 60699 рублей или 47.7% от прибыли 1997 года.
Таблица 2.1.2.
Структура прибыли
Показатели
1997
год
1998
год
Отклонение
(+, - )
Прибыль (убыток) отчетного периода – всего, в %
100
100
-
В том числе:
а) прибыль (убыток) от реализации
96
23
-73
б) от финансовых операций
-
-
-
в) от прочей реализации
4
10
+6
г) от финансово хозяйственной деятельности
100
33
-67
д) от внереализационных операций
-
67
+67
е) чистая прибыль
65
64
-1
ж) нераспределенная прибыль
617
702
+85
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10