Анализ финансовой деятельности ОАО "Машук"

Анализ структуры прибыли показывает уменьшение доли прибыли от реализации в общей прибыли отчетного периода с 96% до 23% (отклонение -73%), а также увеличение прибыли от внереализационных операций с 0% до 67%. Данные изменения в структуре прибыли произошли за счет появления прибыли от внереализационных операций в размере 41006 рублей. Эта прибыль появилась, в первую очередь, за счет списания кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, а также за счет поступления ранее списанных долгов, пений и штрафов.

Таким образом, на предприятии в анализируемом периоде на фоне роста объемов производства, произошло резкое увеличение себестоимости продукции при незначительном росте цены на продукцию. В результате произошло  как снижение рентабельности продаж, так и снижение прибыли от реализации до 60699 рублей.

Для того чтобы определить степень влияния различных факторов на произошедшие изменения в финансовых результатах предприятия проводится факторный анализ прибыли от реализации. Для проведения факторного анализа используются следующие данные статистической отчетности предприятия:

-                            средняя цена одного килограмма мяса в 1998 году- р1=16,3 рубля, в 1997 году- рo=14.8 рубля;

-                            средняя себестоимость килограмма мяса в 1998 году- s1=16.1 рубля, в 1997 году- so=3.7 рубля;

-                            количество реализованной продукции в 1998 году- q1=105263 килограмма, в 1997 году- q0=11061 килограмма.

Общее изменение прибыли от реализации составило (формула 1.1.1.):

DР = 14248 –123320 = - 109072 рубля.

        Коэффициент роста объема реализации продукции (формула 1.1.4.):

Крр=105263*3.7 /40926=1044562

Определим степень влияния на изменение прибыли различных факторов:

1.                        Влияние изменения отпускных цен на продукцию (формула 1.1.2.):

DР1= 1715801 – 14.8*105263 = 157909 рубля.

2.                        Влияние фактора увеличения объема реализации продукции в оценке по базовой  себестоимости (формула 1.1.3.):

DР2 = 123320*105263*3,7 / 40926 – 123320 = 1044562 рубля.

3.                        Влияние увеличения себестоимости изготовления 1 кг продукции (формула1.1.7.):

DР5=105263*3,7 – 1701553 = - 1311543 рубля.

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции и расчет влияния изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции не производится, так как на данном предприятии выпускается один вид продукции. Значит DР3=0 и DР4=0.

Делаем проверку:

DР = 157909 + 1044562 – 1311543= - 109072 рублей.

Таким образом, за счет увеличения цены на продукцию и объемов реализации в натуральных величинах, прибыль от реализации должна была бы увеличиться на 157909 и 1044562 рубля соответственно. Однако, влияние фактора увеличения себестоимости  единицы продукции оказалось так велико, что результат прибыли от реализации в 1998 году уменьшился на 109072 рубля и составил 60699 рублей (47,7% по отношению к 1997 году).

Далее проводится факторный анализ рентабельности производства. Предварительно определяем изменение рентабельности за анализируемый период:

DR = 1715801/1701553 – 164246/40926 = 1.008 – 4.0132 = - 3.0052

Для расчета влияния различных факторов на изменение рентабельности производства используются следующие фактические данные за 1997–1998 годы:

-                            амортизационные отчисления, отнесенные на себестоимость реализованной продукции (1997год-10232 руб., 1998 год-146334 руб.);

-                            затраты на оплату труда, приходящиеся на себестоимость реализованной продукции (1997год-9822 руб., 1998 год-122512 руб.);

-                            материальные затраты, отнесенные на себестоимость реализованной продукции (1997 год- 20372 рубля, 1998 год- 1432708 рубля).

На основе этих данных рассчитываем влияние различных факторов на изменение рентабельности производства ( формулы 1.1.10.)

1.                        Влияние фактора изменения материалоемкости:

Rм = 1 / (1432708 / 1715801 + 9822 / 40926 + 10232 / 40926) = 0.7507

Выделяем влияние фактора изменения материалоемкости продукции.

DRм = 0.7507 – 4.0132 = - 3.2625 = - 326.25%

2.                        Влияние фактора изменения амортизационной емкости продукции:

Rа = 1 / (1432708 / 1715801 + 146334 / 1715801 + 9822 / 40926) = 0.8591

Выделяем влияние фактора изменения амортизационной емкости.

DRа = 0.8591 – 0.7507=0.1084 = 10.84%

3.                        Влияние фактора изменения трудоемкости:

Ru = 1.008 – 0.8591 = 0.1489 = 14.89%

Делаем проверку:

DR = - 3.2625 + 0.1084 + 0.1489 = - 3.0052

На основе  полученных данных можно сделать следующие выводы. Влияние факторов изменения амортизационной емкости и трудоемкости способствовало увеличению рентабельности на 10.84% и 14.89% соответственно. Тем не менее, за счет влияния фактора увеличения материалоемкости рентабельность производства в 1998 году снизилась на 300.52% и составила 100.8%.


2.2. Анализ себестоимости производимой продукции на предприятии ОАО “Машук”


Для анализа себестоимости, на основе данных отчета о прибылях и

убытках (форма N 2) из приложения 2, составлена таблица 2.2.1. На основе ее данных выявляется изменение затрат на рубль товарной продукции в 1998 году.

Таблица 2.2.1.

Показатели себестоимости

Показатели

За 1997 год в среднегодовых ценах 1997

года

За 1998

год в ценах

фактически

действовавших

Фактическая стоимость выпущенной

Продукции, руб.

40926

1701553

Фактический выпуск товарной продукции, руб.

164246

1715801

Затраты на рубль товарной продукции, коп.                                             

24.91

99

Изменение затрат на рубль товарной продукции в 1998 году в % к 1997 году.

X

+74.09


        Как видно, затраты на рубль товарной продукции увеличились с 24.91 коп. до 99 копеек (изменение 74.09 копеек). Данное изменение произошло за счет влияния следующих факторов.

1.                        Фактор роста себестоимости продукции:

Зс=16.1*11061 / 164246=1.08=108 %.

Выделяем влияние фактора роста себестоимости:

DЗс=108 – 24.91=83.09 копеек.

2.                        Фактор роста оптовых цен:

DЗц=99 – 108= - 3 копейки.

Делаем проверку:

DЗ=83.09 – 3=80.09 копеек.

Таким образом, под действием фактора роста себестоимости единицы продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции должны были достигнуть 108 копеек. Однако, под влиянием фактора роста цен, влияние первого фактора было снивелировано. В результате затраты на 1 рубль товарной продукции в 1998 году составили 99 копеек.

Для дальнейшего анализа себестоимости необходимо выявить уровень постоянных затрат по методу высшей и низшей точки. Это необходимо для того, чтобы выявить уровень постоянных и переменных затрат за два периода. Для анализа будет взят  период: с сентября по декабрь 1998 года. Для полноты анализа этот период будет разбит на восемь промежутков по две недели каждый (см. табл. 2.2.2.). Выбор данного периода для анализа связан с тем, что в августе 1998 года, в связи с ростом инфляции, резко увеличились цены на материалы и, соответственно с этим изменилась себестоимость продукции. В соответствии с этими изменениями, изменился и уровень постоянных и переменных затрат.

На основе данных из таблицы  2.2.2.  рассчитываем уровень постоянных и переменных затрат для  периода с сентября по декабрь 1998 года.

Таблица 2.2.2.

Объемы продаж и себестоимость реализованной продукции за сентябрь-декабрь 1998 года

Момент наблюдения

Объемы производства (тн.)

Себестоимость (тыс. руб.)

1

4.9

134

2

5.1

140

3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать