Rw= —--——
F
Ро
Rо= -—--——
F где Pw — балансовая прибыль — стр. 090 формы 2;
Ро — чистая прибыль — стр. 090 — стр. 200 формы 2;
F — средняя величина собственного капитала — стр. 480 баланса.
Эти коэффициенты рентабельности (Rw, Ro) характеризуют эффективность использования инвестиционного акционерного капитала и служат важным критерием оценки уровня котировки акций предприятия на фондовой бирже. Они позволяют инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в ценные бумаги различных компаний (предприятий).
На основе показателя Ro можно определить то время (число лет), в течение которого полностью окупятся средства, вложенные в данное предприятие:
Тек = 1/Ro (лет).
Рентабельность производственных фондов (Rwq, Roq) исчисляется соотношением суммы прибыли к средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженным на 100:
Pw*100
Rwq= ————-
Fq
Ро *100
Roq= (((
Frn где Pw — балансовая прибыль — стр. 090 формы 2;
Ро — чистая прибыль — стр. 090 — стр. 200 формы 2;
Fq — средняя величина основных средств — стр. 022 баланса;
Fm — средняя величина материальных оборотных средств — стр.
122 баланса.
Большинство торговых предприятий работает в арендуемых зданиях. В связи с этим среднюю стоимость основных средств целесообразнее исчислять с учетом сданных и полученных в аренду основных средств. Для этих целей используют данные формы 5:
F=Fs + Fq —Fm, где
Fs — собственные основные средства — стр. 510 формы 5;
Fq — арендуемые основные средства (основные средства, взятые в аренду) — стр. 440 баланса;
Fm — основные средства в аренде (основные средства, сданные в аренду) — стр. 530 формы 5.
Рентабельность товарооборота (Rwv, Rov) исчисляется процентным отношением балансовой или чистой прибыли к объему товарооборота:
Pw * 100
R wv = —————,
Vcp
Ро
Rov =—-——- * 100 ,
Vcp
где Pw — балансовая прибыль — стр. 090 формы 2;
Ро — чистая прибыль — стр. 090 — стр. 200 формы 2;
Vcp — товарооборот — стр. 101 формы 2.
Эти коэффициенты рентабельности отражают долю балансовой или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль товарооборота.
В табл. 1.3.4.1. приведен расчет показателей рентабельности фирмы
«Орикс».
Таблица 1.3.4.
Расчет показателей рентабельности за 1996 год
Основываясь на показателях таблицы , можно рассчитать следующие коэффициенты рентабельности:
Коэффициент рентабельности всего капитала (исходя из балансовой прибыли) -
26%;
Коэффициент рентабельности всего капитала (исходя из чистой прибыли)
-9,7%;
Коэффициент рентабельности производственных фондов (исходя из чистой прибыли) - 45%;
Коэффициент рентабельности материальных оборотных средств (исходя из чистой прибыли) - 301,5»/о.
Приведенные величины показывают достаточно высокий уровень
рентабельности относительно основных экономических показателей в фирме
«Орикс», что свидетельствует об устойчивом финансовом положении фирмы.
Таблица 1.3.5.1.
1.3.5.Характеристика и анализ основных экономических показателей фирмы
«Орикс» за первое полугодие 1997 года.
Отличие показателя валового дохода от объема оптового товарооборота фирмы «Орикс» в первом и во втором квартале 1997 года объясняется в том числе наличием остатков товаров на складе и товаров, отгруженных в срок оплаты .
1.4. Направления совершенствования деятельности фирмы «Орикс».
Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности фирмы
«Орикс» , а также маркетинговый анализ , проведенный на сегментах
занимаемых фирмой совместно с рассмотрением общей ситуации на рынке
позволяет сделать следующие выводы:
• недостаточная финансовая устойчивость, обусловленная дефицитом
собственных оборотных средств,
• система управления торговой деятельностью не вполне отвечает
современным требованиям в области оперативности и качества принимаемых
решений,
• торговые площади и складское хозяйство не обеспечивают организации
эффективной торговли по ряду параметров,
• недостаточно эффективна рекламная и маркетинговая деятельность,
• узок круг торговых партнеров,
• дилерская и агентская сеть нуждается в расширении и
модернизации,
• необходимо совершенствовать ассортиментную торгово –
закупочную деятельность,
• кадровая политика должна быть изменена в направлении
подбора персонала более высокой квалификации,
• особенно , в среднем звене управления, повышения
заинтересованности в результатах работы ,
• внедрения современных методов организации труда ,
• универсализации рабочих мест,
• изменение характера делопроизводства путем
максимальной
автоматизации процессов оформления, учета и прохождения
документации .
Проведенный предварительный сравнительный анализ изложенных направлений совершенствования коммерческой деятельности фирмы «Орикс» по определению и оптимизации первоочередных мер показал , что наибольший экономический эффект с высокой степенью вероятности ( 0,75) можно ожидать от внедрения автоматизированной системы управления складским хозяйством ( АСУ СХ ) и реорганизации маркетинговой деятельности
Поиск систем автоматизированного управления складским хозяйством велся по информационным и рекламным материалам среди отечественных и зарубежных производителей с учетом опыта однопрофильных предприятий , специфики собственного производства и эксплуатационных и финансовых условий опеделенных руководством фирмы. На этом , предварительном , этапе кроме штатных специалистов фирмы “Орикс” привлекались к сотрудничеству работники фирм “ Оденс” и “Гранд” .
В результате выбор пал на АСУ СХ производства концерна « Simens» Нидерланды , как наиболее подходящего по всем критериям , стоимостью 28 млн. руб. в ценах 1997 г.
В области реорганизации маркетинговой деятельности фирмы «Орикс» предлагается следующее :
• введение должности заместителя генерального директора по маркетингу , что повысит организационный уровень этой области работы и введет обсуждение и принятие решений по маркетингу в сферу текущих проблем высшего руководства фирмы,
• расширение отдела маркетинга вдвое , до 4 штатных единиц сотрудников , с закреплением за каждым определенной, более узкой , чем прежде ассортиментной и рыночной структуры,
• создание с рядом близких по ассортиментной
структуре и коммерческой политике торгово - закупочных
предприятий соглашения (маркетингового картеля ) по
совместной деятельности в области маркетинга по следующим направлениям : создание общей информационной базы в
области маркетинга , регулярный обмен мнениями по
наиболее крупным вопросам маркетинговой политики , ведение
, там где это целесообразно , совместной рекламной
кампании , взаимное ознакомление с опытом маркетинговой
деятельности , за исключением вопросов представляющих
коммерческую тайну ; создание маркетингового картеля еще
одна из причин , обосновывающая необходимость введения
должности заместителя генерального директора по маркетингу.
2. Технологическая часть.
2.1. Торговый маркетинг.
Главными составляющими политики закупок в фирме «Орикс» является выявление пользующихся спросом товаров, обеспечение их наличия в необходимом количестве, нужного качества и в определенное время на складах для дальнейшей продажи розничным торговцам и анализ источников закупок.
В настоящее время оптовая фирма «Орикс» специализируется на предметах мебели и домашнего обихода, продуктах питания. Решение о выходе на данные рынки было принято на основе анализа спросовых показателей. Данные, полученные в результате такого анализа, позволили сделать вывод о том, что несмотря на высокую степень конкуренции в этих сегментах бизнеса, потребности еще более высоки и, что особенно важно, круг потенциальных покупателей имеет тенденцию к расширению. Для усиления последнего фактора руководством фирмы «Орикс» было решено осуществлять консультационные услуги предприятиям розничной торговли.
Для своевременного и точного выявления потребностей фирмой «Орикс» периодически проводятся опросы розничных продавцов, за мнением которых, соответственно, стоят пожелания конечных потребителей. Эти шаги предпринимаются для того, чтобы избежать затоваривания на складах и уменьшения оборачиваемости оборотных средств вследствие переоценки потребностей и несоответствия рыночной ситуации и потери конкурентной позиции в случае их недооценки.
При отборе источников закупок в фирме «Орикс» ориентируются на
непосредственных производителей или, в крайнем случае, на их крупнейших
дистрибьюторов в России. Кроме всего прочего, учитывается стремление
производителя к расширению сбыта и созданию региональных рынков. Согласно
этим критериям были установлены прочные и долговременные хозяйственные
связи с фирмами «Rowenta», «Moulinex», «Tefal», «Electrolux», «Krups»,
«Siemens», «Crocus International», «Fantazy», «AMO», «Taccet», «Fiesta».
Со своей стороны, оптовая фирма «Орикс» благодаря активному стимулированию продаж многочисленным розничным магазинам и умелому продвижению товаров на рынок путем эффективной коммуникационной политики обеспечивала крупные заказы, что создавало благоприятные условия для закупок у производителей по более низким ценам. Это позволяет фирме «Орикс» снижать издержки и поддерживать достаточный уровень прибыли при сравнительно невысоких оптовых ценах.
В фирме «Орикс» ведется постоянная работа над снижением общего уровня
фиксированных издержек заказа, в первую очередь, затрат на транспортировку.
Этому, естественно, способствует увеличение объема разовых заказов. Кроме
того, в фирме «Орикс» используется метод пролонгации уже имеющихся
контрактов с ограниченным кругом производителей. Планируется для достижения
вышеназванной цели вступление в закупочное объединение, что неоднократно
предлагалось фирме «Орикс» другими предприятиями оптовой торговли в данном
сегменте бизнеса.
Вместе с тем, руководство оптовой фирмы «Орикс» не забывает, что высокие объемы закупок могут повлечь за собой проблемы вследствие высоких издержек на хранение.
В вопросах взаимоотношения с поставщиками большое значение имеет условия договора.
Одной из наиважнейших здесь является проблема транспортировки.
Ввиду того, что фирма «Орикс» ограничена в собственных автотранспортных средствах, то зачастую приходится пользоваться автопарком производителя или услугами стороннего перевозчика, что не может не сказаться на издержках. Решение данной проблемы — одна из главных задач фирмы «Орикс» на ближайшую перспективу.
Благодаря завоеванной репутации, фирма «Орикс» имеет возможность варьировать при заключении договора срок и формы платежа. На данный момент практически исключены случаи стопроцентной предоплаты за поставленную производителем продукцию. Предприятием используются товарный кредит, оплата в рассрочку, 20% -ная предоплата.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8