Анализ механизма формирования и распределения финансовых результатов в условиях перехода к рыночной экономике
p> Субъекты управления с помощью прямых связей и механизма управления воздействуют на процесс формирования и распределения финансовых результатов путем определения условий и порядка формирования прибыли (убытков), определения порядка налогообложения прибыли, разработки и применения системы финансово-экономических санкций, установления долгосрочных нормативов, применяемых при распределении прибыли и т.д. Каждое управленческое воздействие дает определенный результат (эффект), который анализируется субъектами управления, после чего они, в зависимости от полученного результата, корректируют ранее принятые управленческие решения.

Рассматривая вопрос о разграничении полномочий между различными субъектами управления финансовыми результатами предприятия, следует подчеркнуть, что раньше предприятия могли управлять формированием и распределением прибыли только за счет внутренних факторов, то есть управление этим процессом сводилось к решению задачи сокращения затрат, входящих в состав себестоимости продукции и перевыполнения установленного задания по ее снижению.

С изменением условий хозяйственной деятельности предприятий и началом постепенного перехода к рыночным отношениям, коренным образом изменяется сущность процессов управления финансовыми результатами. Государство начинает выполнять принципиально новую роль в экономике, воздействуя на процессы формирования прибыли на предприятиях не прямыми, директивными методами, жёстко регламентируя их, а опосредованно, используя различные экономические методы управления экономикой и, в первую очередь, через систему налогообложения прибыли. В этих условиях прибыль уже не выступает показателем, производным от директивно установленных параметров работы предприятий, а отражает эффективность их собственной деятельности.

Вместе с тем, значительная часть финансовых рычагов, связанных с формированием прибыли, а также с первичным распределением прибыли на централизованные и децентрализованные фонды (до образования чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия), по-прежнему регулируется государственными органами путем установления налоговых ставок и льгот; минимальных размеров штрафов и пени; а также предельных нормативов отчислений в резервные фонды.

Например, через порядок предоставления налоговых льгот государство стимулирует направление прибыли на капитальные вложения, на благотворительные цели, на финансирование природоохранных мероприятий, на финансирование расходов по содержанию объектов социальной сферы. Платежи из валовой прибыли предприятия в бюджет играют важную роль в качестве финансовых рычагов, мобилизующих трудовые коллективы на повышение эффективности использования производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Например, налог на имущество предприятий должен стимулировать освобождение производственно-технической базы от излишних, морально и физически устаревших основных фондов, снижение и ликвидацию сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей.

На этапе формирования и первичного распределения финансовых результатов возможности строительной организации по управлению массой и динамикой чистой прибыли можно сгруппировать по следующим основным направлениям.

1. Формирование и оптимизация пакета заказов и производственной программы: заключение договоров подряда прежде всего с теми заказчиками, которые гарантируют создание наиболее выгодных условий для выполнения строительно- монтажных работ: своевременную разработку проектно-сметной документации, поставку оборудования к монтажу строго в соответствии с согласованными графиками, бесперебойное финансирование и материально-техническое обеспечение процесса строительства; максимальная загрузка производственных мощностей объемами работ; оптимальное распределение бригад по объектам строительства; концентрация производственных мощностей на пусковых объектах в целях сокращения объемов незавершенного строительства.

2. Регулирование договорных цен в зависимости от изменения условий строительного производства.

3. Оптимизация учетной политики строительной организации.

4. Оптимизация порядка и форм расчетов за готовую строительную продукцию.

5. Проведение комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на выполнение и перевыполнение задания по снижению себестоимости строительно-монтажных работ.

6. Максимальное использование преимуществ, которые дает система льгот по налогообложению прибыли.

На этапе распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении строительной организации, наиболее важной проблемой является решение задачи оптимизации распределения чистой прибыли по двум основным направлениям ее целевого использования. Этими направлениями являются потребление и накопление.

Порядок распределения и использования прибыли, а также конкретный перечень фондов потребления и накопления фиксируются в уставе предприятия и в его учетной политике. Кроме того, на предприятии совместно плановым и финансовым отделами разрабатывается Положение о порядке распределения валовой (балансовой) и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которое утверждается руководителем предприятия. Наиболее важным элементом данного Положения являются долгосрочные нормативы образования фондов потребления и накопления, которые служат исходными данными при составлении финансового плана предприятия на предстоящий год.
По каждому из фондов потребления и накопления ежегодно составляется и утверждается руководителем предприятия годовая смета расходов, в которой определяются как направления использования средств, так и конкретные мероприятия, финансируемые за счет средств данного фонда.

Таким образом, в современных условиях государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли. Каждое предприятие устанавливает их самостоятельно. Подрядные строительные организации
Министерства обороны РФ (УНР), действуют, как правило, на правах структурных подразделений соответствующих строительных управлений. Поэтому нормативы распределения прибыли, как правило, обосновываются строительными управлениями военных округов (флотов) и доводятся до подчиненных им подрядных строительных организаций.

Теперь рассмотрим, каким же образом осуществляется процесс управления формированием и распределением финансовых результатов.

Процесс управления финансовыми результатами является одним из важных элементов системы управления финансовыми результатами строительной организации и включает в себя два замкнутых цикла: цикл управления формированием финансовых результатов и цикл управления распределением финансовых результатов. Каждый этих циклов, как видно на схеме (см. схему
5, приложение 5), состоит из ряда этапов процесса управления финансовыми результатами: прогнозирование и планирование формирования и распределения финансовых результатов - организация и регулирование процессов формирования и распределения финансовых результатов через соответствующие механизмы - учет формирования и распределения финансовых результатов - составление и представление отчетности - контроль за законностью формирования и распределения финансовых результатов - анализ формирования и распределения финансовых результатов - подготовка проекта решения и представление доклада руководителю строительной организации по результатам анализа - принятие решения о способах мобилизации выявленных резервов роста прибыли и подготовка исходных данных для прогнозирования и планирования.

На каждом этапе процесса управления финансовыми результатами реализуется определенная функция управления. В то же время каждому из приведенных на схеме этапов соответствует определенный набор методов, правил и технологий управления финансовыми результатами предприятия.

Деление на этапы управления в американском финансовом менеджменте носит условный характер, так как практически все этапы управления осуществляются одновременно, образуя единый и непрерывный процесс, что соответствует принципам непрерывного ведения на предприятии управленческого учета и непрерывного краткосрочного прогнозирования финансовых результатов и других показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Однако, в условиях России явно прослеживается дискретность процесса управления финансами предприятий, так как практически отсутствует краткосрочное финансовое прогнозирование и корректировка составленного на предстоящий год финансового плана. Кроме того, контроль и анализ на предприятии носят периодический характер. Это вызвано целым рядом объективных и субъективных причин: слабостью учетно-информационной базы российских предприятий и низким уровнем автоматизации процесса управления финансами, отсутствием системы управленческого учета на многих предприятиях, тяжелым финансовым положением предприятий и проблемами перехода к рыночной экономике, несоответствием государственной системы подготовки кадров финансовых работников требованиям рыночной экономики, применением устаревших методов управления финансами.

Финансово-плановые органы российских предприятий, как правило, получают информацию, необходимую им для проведения финансового контроля и финансового анализа лишь один раз в месяц, после закрытия собирательно- распределительных счетов бухгалтерского учета, подсчета оборотов и остатков по другим счетам и составления бухгалтерской отчетности. Кроме того, углубленный анализ финансовых результатов на российском предприятии проводится, как правило, один раз в квартал, в процессе подготовки и проведения балансовых комиссий. Этот анализ направлен, главным образом, на выявление внутрихозяйственных резервов роста прибыли путем проведения факторного анализа на основе данных, собранных и обобщенных в регистрах бухгалтерского учета и отчетности. Результаты проведенного анализа используются при разработке (корректировке) показателей финансовых планов.
Таким образом, резервы роста прибыли, возникающие в текущем квартале, выявляются лишь в начале следующего квартала.

На основании вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что методы управления финансовыми результатами, применяемые подрядными строительными организациями МО РФ, в современных экономических условиях явно устарели и требуют дальнейшего развития и совершенствования в целях обеспечения роста прибыли и оптимизации ее распределения.

Разработать теоретическую базу и альтернативные практические методы управления финансами предприятий призвана новая экономическая наука - российский финансовый менеджмент. Новая финансовая идеология лишь начинает
"овладевать массами" финансовых работников. При этом наиболее серьезные трудности связаны с необходимостью адаптации западных экономических моделей к традициям российского бухгалтерского учета и финансового анализа.

Завершая изучение системы управления финансовыми результатами предприятия в целом, необходимо сделать ряд выводов по данной главе, которые помогут автору выбрать направления дальнейшего исследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать