Безналичный платежный оборот в Российской Федерации
p> - либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

- либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств

(платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).
Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.
Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.
Обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода – времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций. В новой форме бухгалтерского баланса предприятия, введенной с отчета за первое полугодие 1996 г., дебиторская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).
В современных условиях платежного кризиса этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматриваемого принципа может быть решена путем преодоления платежного кризиса и развития всех остальных принципов, особенно излагаемых далее.
Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения – подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В частности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов.
В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы, налаживая близкие отношения с клиентами. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков – сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиента – финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств.
Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.
Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.
С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип – их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.
В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, не в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов.
Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса изыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7% суммы за каждый день просрочки; принятия порядка бессрочного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также имущество недоимщиков и др.
Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматривается обеими сторонами без участий банковских учреждений. Спорный вопрос решается в суде третейском суде и арбитраже. Претензии к банку связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляется клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям с другими банками, и, при необходимости с участием РКЦ.
В городе Нижневартовске за 2002 год, анализируя таблицу 1 (приложение 14)
«Сведения о динамике кассовых оборотов учреждений Банка России и кредитных организаций», можно заметить, что возрос наличный денежный оборот на 35%.

Приход увеличился на 42 %,особенно большой рост произошел по статье
«поступление от реализации недвижимости», он составил 1300%.
Расход за 2002 год возрос на 18%, значительное увеличение расходов произошло по статье «выдачи на выплату дохода, погашение и покупку по государственным и другим ценным бумагам», в 5,2 раза
Из Таблицы 2 (Приложение 15) «Информация о состоянии платежной системы
Нижневартовска» видно, что всего участников 15, в том числе имеют корреспондентский счет в РКЦ-5.
Из Таблицы 3(Приложение 16)» Всего проведено платежей в Нижневартовском регионе за 2002 год», видим, что в данной кредитной организацией через расчетную сеть Банка Росии осуществляется только 9,32%, через частные платежные системы осуществляется 38,45% всех платежей, наибольший удельный вес составляют платежи внутри одного подразделения кредитной организации-46,3%.
Из таблицы 4 (приложение 17) »Сведения о клиентской сети кредитных организаций(филиалов) г. Нижневартовска на 01.01.2003 года», видим, что всего открыто счетов клиентам 1867295,из них 1854713- счета, открытые клиентам -физическим лицам.
Глядя на диаграмму «Структура клиентской сети ( по количеству счетов, открытых физическим лицам) на 1 января 2003 года» , можно сказать, что по количеству открытых счетов лидирует Сбербанк 86,7%, затем НГАБ «Ермак-
6,1%,затем Нижневартовский филиал ЗСКБ-5,8%.
Исходя из таблицы 8 (приложение 18) «Количество и сумма платежей клиентов, проведенных через расчетную сеть Банка России в декабре 2002 года», можно заметить, что внутрирегиональные платежи составляют большинство-76,48%.

Основными периодами передачи документов в ЦОИ являются 3 и 4, однако не всегда отдел обработки справляется с объемом платежей в отведенное для этого время. В момент резкого их увеличения (конец года, месяца) диаграмма
«Распределение потока документов, направленных в ЦОИ за 2002 год по периодам времени» (приложение 18) нарушается регламент работы с ЦОИ, объем документов, переданных сверх времени составляет около 1%.

2. Формы безналичных расчетов и порядок их применения

2.1. Формы безналичных расчетов и условия их применения

Формы безналичных расчетов определены Гражданским Кодексом Российской
Федерации.
Настоящая часть положения распространяется на следующие формы безналичных расчетов:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо.
Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций
(филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками.
Самостоятельно клиенты банков выбирают формы безналичных расчетов и предусматривают в договорах, которые заключают с контрагентами.
В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
В договорные отношения клиентов банки не вмешиваются. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях электронного расчетного документа.

- распоряжение плательщика (банка или клиента) о списании денежных средств со своего счета и их перечисление на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов в формах, предусмотренных в
Положение ЦБР от 12 апреля 2001 г. № 2-П “О безналичных расчетах в
Российской Федерации” используются следующие расчетные документы: а) платежные поручения; б) аккредитивы; в) чеки; г) платежные требования; д) инкассовые поручения.
Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов): а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93; б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки; в) вид платежа; г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе одной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенно указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения; и) сумму платежа, обозначенную подписью и цифрами; к) очередность платежа; л) вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов; м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и Положением № 2-П. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.
Исправление, помарки, подчистки и использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчета и должны быть идентичны.
Безналичные денежные расчеты осуществляются при соблюдении следующих условий:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать