14,7
Как видно из табл.1, рынок бухгалтерских программ довольно
разнообразен. Все имеющиеся компьютерные бухгалтерские программы работают с
тем или иным видом журнала хозяйственных операций по традиционной схеме:
первичные документы — журнал хозяйственных операций — промежуточные
документы — баланс и отчетность. Формирование журнала хозяйственных
операций у них осуществляется по-разному. Самый простой для программы
вариант и самый сложный для бухгалтера — когда составление журнала
бухгалтер берет полностью на себя. Другие варианты формирования журнала
хозяйственных операций предполагают использование вспомогательных и
справочных данных, вплоть до автоматического написания отдельных блоков.
Таким образом, реализуется способности пользователей разной квалификации и
опыта.
Большинство прикладных бухгалтерских программ составляется как:
• универсальная программа с механизмом настройки на конкретные особенности
предприятия (1С:, Инфо Бухгалтер, Турбо Бухгалтер, Финансы без проблем);
• программа с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций с
механизмом параметрических настроек (Галактика, Инфософт, Парус).
Универсальные программы значительно дешевле и проще в разработке, но
требуют дополнительных усилий квалифицированных специалистов при настройке
на конкретном предприятии. По оценкам специалистов, стоимость настройки
соизмерима со стоимостью самой программы, т.е. составляет 100%.
Программы с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций при
разработке обходятся существенно дороже универсальных, но зато затраты на
их настройку на конкретном предприятии много ниже и составляют примерно 25%
от их стоимости.
Современное программное обеспечение в области бухгалтерского учета, с
точки зрения практического бухгалтера, имеет следующие недостатки:
• сложность изложения инструкций для пользователей;
• ограниченный выбор программ бухгалтерского учета для самых простых
пользователей, в том числе, для предпринимателей, ведущих учет
самостоятельно;
• отсутствие программы бухгалтерского учета для наиболее подготовленных
профессионалов, занимающихся поисковыми исследованиями и проблемами
оптимизации финансового результата и минимизации налоговых платежей;
• недостаточность охвата направлений коммерческой деятельности и отраслей
хозяйствования;
• малая совместимость программ с международными стандартами бухгалтерского учета.
Сложность в написании программных инструкций постепенно преодолевается, но многие программные специалисты продолжают считать, что приоритет в бухгалтерских программах должен принадлежать им, а не пользователям.
Практическая работа бухгалтера обычно включает большое количество мелких рутинных операций и действий, которые следует выполнять быстро и окончательно. Только в этом случае у бухгалтера появится время для крупных исследований и анализа. Регулярные переделки уже сделанного и/или накапливание простых нерешенных вопросов создают проблемы даже для опытных специалистов. Поэтому практические советы и опыт профессионалов для бухгалтера имеют большое значение. Простые и понятные инструкции стали бы огромным подспорьем. Сложные и подчас заумные определения, специфические термины способны оказать негативное психологическое воздействие на пользователя бухгалтерских программ. Один из таких простых вопросов, который часто не может понять и решить начинающий пользователь, — это проблема введения в компьютер начального баланса предприятия. Хотя способы описываются в разных инструкциях, но на практике этот вопрос постоянно поднимается.
Второй недостаток - малый выбор программ для неподготовленных пользователей. Он обусловлен сложностью разработки алгоритма.
Третий недостаток - отсутствие программ для профессионалов исследователей и аналитиков. Он связан со сложностью разработки алгоритма, который должен базироваться на иной схеме проведения бухгалтерского учета и строиться на циклическом решении прямой и обратной задачи. Постановка обратной задачи, которая будет формироваться по принципу: финансовый результат - налоговое поле предприятия - договорные отношения - первичные документы, не является однозначной и потому потребует выбора из определенного числа вариантов.
Четвертый недостаток – малый программный охват специализированных предприятий. Этот недостаток постепенно преодолевается. Усилия разработчиков направлены, чаще всего, на торговые и строительные организации, в то время как существуют другие отрасли (промышленность, наука и технологии, сельское хозяйство и др.).
Пятый недостаток — малая совместимость бухгалтерских программ с международными стандартами. Для его устранения необходимо реформирование бухгалтерского учета с учетом достижений российского учета и специфики экономических условий, традиций, опыта хозяйствования.
Среди прикладных программных продуктов в настоящее время большое место занимают специализированные программы для решения частных задач бухгалтерского учета. Это программы: расчетов заработной платы, учета материальных ценностей, ведения книг продаж и покупок, учета НДС, составления первичных бухгалтерских документов, оформления отчетности, анализа правильности ее составления, защиты отчетности в Госналогинспекции и др. Прикладные программы строятся в основном по блочному принципу и охватывают самые разнообразные участки работы бухгалтерии.
Инструментальные программы, предназначенные для бухгалтеров высокой квалификации, владеющих техникой программирования, позволяют создать собственную программу бухгалтерского учета на своем предприятии.
Комбинированные программы, включают в себя признаки всех трех
рассмотренных типов бухгалтерских программ. Большинство имеющихся
прикладных программ в той или иной степени являются комбинированными.
Поэтому представленное их деление достаточно условно.
Настоятельную потребность сегодня испытывают бухгалтеры в
комбинированной программе, сочетающей бухгалтерский учет с анализом
результатов хозяйственной деятельности. В силу сложившихся традиций такая
задача ранее не ставилась перед бухгалтерской службой предприятия.
Бухгалтерский учет был прерогативой бухгалтерии, а финансово-экономический
анализ возлагался на отдел экономики. На крупных государственных
предприятиях такой подход был естественным и оправданным. На малых и
средних коммерческих предприятиях совокупность указанных проблем в рыночных
отношениях приходится решать бухгалтерии. Чаще всего это осуществляется
использованием двух различных по стилю, принципам и подходам компьютерных
программ. Это обстоятельство усложняет процесс планирования прогнозирования
финансового результата и налоговых платежей.
Гораздо удобнее решать проблему анализа результатов хозяйственной
деятельности сопоставлением денежных потоков предприятия по отдельным
периодам. В работе предприятия можно выделить замкнутые экономические
блоки, имеющие входом выручку и другие поступления, а выходом— чистую
прибыль. Между входом и выходом располагает спектр хозяйственных операций,
отражающий его расходную деятельность. Все расходы условно можно отнести к
одной из двух групп:
• суммарные налоговые выплаты (или суммарные налоги);
• операционные расходы (или просто расходы).
По экономическому смыслу первая группа расходов не связана с
производственным процессом, а вторая определяется именно хозяйственной
деятельностью.
Поступающая на предприятие выручка подразделяется на три денежных потока:
• суммарные налоговые платежи;
• операционные расходы;
• чистая прибыль.
Эти денежные потоки удобно рассматривать в относительном виде, а именно, в процентах к выручке. По относительным денежным потокам можно сопоставлять финансовые результаты деятельности предприятия за разные периоды. Используя комбинированные программы можно проследить динамику показателей работы предприятия, провести анализ финансовой деятельности и осуществить налоговое планирование.
Аналогичная потребность появилась при стыковке материалов бухгалтерского и управленческого учетов, и разработке специализированных бухгалтерских программ для решения проблем внутреннего аудита предприятий.
Особое место в проблеме программного обеспечения бухгалтерского учета
предприятия в настоящее время занимает необходимость тщательного анализа
хозяйственных ситуаций с правовой точки зрения. Принятие финансово-
экономических решений руководством предприятия и его учредителями сегодня
невозможно без доскональной проработки возможных правовых последствий.
Поэтому бухгалтер обязан хорошо знать законодательство в различных сферах
производственно - коммерческой деятельности и постоянно отслеживать
происходящие изменения. В этом ему помогут имеющиеся правовые
информационные базы данных. По статистическим данным, 40% бухгалтеров в той
или иной мере используют такие базы данных. Опрос представителей
бухгалтерского корпуса России показал, что наиболее употребляемые в
практической деятельности правовые базы данных следующие (табл. 2).
(21с.58)
Таблица 2 Использование правовых баз данных
|Наименование базы |Доля рынка, |
| |% |
|Консультант Плюс | |
|Гарант |64,5 |
|Кодекс |28,0 |
|Прочие |4,5 |
| |3,0 |
В настоящее время разработана специализированная правовая
информационная база данных «Консультант Бухгалтер», включающая в себя
законодательные акты, различные разъяснительные и консультационные
материалы чисто бухгалтерского характера, например, документы Минфина
России, Госналогслужбы, Центрального Банка. Для удобства проведения анализа
и принятия решений в бухгалтерском программном обеспечении осуществляется
стыковка бухгалтерских программ с информационной базой. Бухгалтер, не
выходя из бухгалтерской программы, может войти в правовую базу, получить
консультацию и продолжить работу.
Важное место в программном обеспечении занимают антивирусные программы.
Компьютерный вирус - это рукотворная законспирированная миниатюрная программа, которая самостоятельно внедряется в другие программы и выполняет вредные незапланированные пользователем действия на компьютере, которые могут исказить и полностью разрушить хранимую бухгалтерскую информацию и программное обеспечение.
Бухгалтеру необходимо при работе соблюдать следующие меры
предосторожности:
• стараться работать только с лицензионным программным обеспечением;
• составлять и сохранять резервные копии документов и программ;
• проверять чужие дискеты и диски в момент их введения в свой компьютер;
• начинать и заканчивать работу компьютера процедурой антивирусного
тестирования. Антивирусные программы в настоящее время имеют достаточно
большую номенклатуру и постоянно совершенствуются. Но одновременно
постоянно увеличивается количество вирусов. Бухгалтер должен постоянно и
оперативно обновлять имеющиеся у него антивирусные программы. Наиболее
предпочтительной антивирусной программой на сегодняшний день считается
Norton AmiVirus.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15