Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия
смотреть на рефераты похожие на "Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия"
Министерство образования Российской Федерации
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра «Финансы, бюджет и налогообложение»
Выпускная квалификационная работа
Студентка Акимочкина Оксана Геннадьевна
I высшее образование
№ личного дела 98 ФФБ 9409
На тему: «Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия»
Руководитель В.А. Суровнева
Рецензент Е.Б. Селиванов
«Допустить к защите»
Директор филиала ВЗФЭИ в г. Орле, профессор В.П. Матвеев
«____» _______________ 2003 год
2003
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет Кафедра
Финансово-кредитный Финансы, бюджет и налогообложение
Выпускная квалификационная работа на тему:
«Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия»
Студентка __________________ О.Г. Акимочкина
(подпись)
Руководитель __________________ В.А. Суровнева
(подпись)
Консультант __________________ В.А. Суровнева
(подпись)
Рецензент __________________ Е.Б. Селиванов
(подпись)
Зав. кафедрой __________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет Финансово-кредитный Кафедра Финансы, бюджет и налогообложение
«Утверждаю»
Представитель Кафедры _______________________ «___»____________ 2003 год
Задание по выпускной квалификационной работе студентки
Акимочкиной Оксаны Геннадьевны
1. Тема работы: «Бюджетный дефицит г. Орла и методы его покрытия»
2. Срок сдачи студентом законченной работы « 20 » мая 2003 года
3. Календарный план
|№ |Наименование разделов ВКР |Срок |Приме- |
| | |исполнени|чание |
| | |я | |
Введение 21.04.2003
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 10.03.2003
1.2. Виды бюджетного дефицита
1.3. Способы покрытия бюджетного дефицита
Глава 2. Анализ бюджетного дефицита г. Орла 25.03.2003
2.1. Методика проведения анализа бюджетного процесса
2.2. Структура бюджета г. Орла за 2002 год и анализ: формирование доходов
2.3. Структура бюджета г. Орла за 2002 год и анализ: формирование расходов
Глава 3. Современное состояние бюджетного дефицита г. Орла 07.04.2003
3.1. Структура бюджета г. Орла за 2003 год и анализ
3.2. Методы покрытия бюджетного дефицита г. Орла
Заключение 21.04.2003
Список литературы 21.04.2003
Приложения 07.04.2003
Студентка ____________ О.Г. Акимочкина
(подпись)
Руководитель _____________ В.А. Суровнева
(подпись)
Содержание
Введение ……………………………………………………………………... 5
1. Теоретические основы бюджетного дефицита ………………………… 8
1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения … 8
2. Виды бюджетного дефицита ……………………………………….. 11
3. Способы покрытия бюджетного дефицита ………………………… 19
2. Анализ бюджетного дефицита г. Орла …………………………………. 28
2.1. Методика проведения анализа бюджетного процесса ………………. 28
2.2. Структура бюджета г. Орла за 2002 год и анализ:
формирование доходов ……………………………………………………… 32
2.3. Структура бюджета г. Орла за 2002 год и анализ:
формирование расходов ……………………………………………………... 40
3. Современное состояние бюджетного дефицита г. Орла ………………… 59
3.1. Структура бюджета г. Орла на 2003 год и анализ ……………………... 59
3.2. Методы покрытия бюджетного дефицита ……………………………… 70
Заключение ……………………………………………………………………. 76
Список литературы ……………………………………………………………. 81
Приложения ……………………………………………………………………. 84
Введение
Глубинные преобразования в политической, экономической и социальной
сферах пореформенной России поставили новые проблемы перед органами власти.
Старая экономическая система с привычными ценностями и подходами к решению
проблем, с устоявшимися технологиями принятия управленческих решений ушла в
прошлое. На нынешнем этапе экономических реформ в России все более
актуальными становятся проблемы регионального развития. Уже сейчас весьма
велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни
населения и его политических устремлений. Ключевым вопросом экономической и
бюджетной реформы является укрепление бюджетов всех уровней власти, во
многом определяющим судьбу российского государства.
Бюджетная система переживает сложный период становления третьего
бюджетного уровня – уровня местного самоуправления. Переход к рыночной
экономике требует создания принципиально новой системы управления, усиления
ее территориальной направленности. Это обусловлено, прежде всего,
необходимостью преодоления одного из основных противоречий современного
этапа развития территориальной экономики – увеличение разрыва между
возрастающими задачами местных органов власти в социально-экономической
сфере и финансовыми возможностями их реализации. Местные бюджеты, средства
которых являются основной финансовой базой деятельности территориальных
органов управления, часто не могут обеспечить эффективное воздействие
государственных органов власти на социально-экономические процессы, так
как, во-первых, местные бюджеты дефицитны и это ограничивает возможности их
влияния на территориальные процессы; во-вторых, конкретные формы бюджетных
отношений слабо взаимосвязаны с материальными интересами участников
воспроизводственного процесса.
Глубокие социально-экономические и национально-территориальные
преобразования, происходящие в последние годы в Российской Федерации,
привели к существенному изменению понятия “местный бюджет”, сужению его
рамок на практике до уровня бюджетных районов, городов, поселков и сельских
населенных пунктов. Такое ограничение обусловлено стремлением субъектов
Федерации к реальному расширению самостоятельности. В этой связи назрела
необходимость выработки нового подхода к определению роли и значения
местных бюджетов. Остается не до конца исследованным ряд проблем в этой
области. Например, требуют научного обоснования положения об экономических
основах и границах налогового регулирования местными органами управления
деятельности субъектов хозяйствования; о воздействии местных бюджетов на
уровень удовлетворения социальных потребностей населения, проживающего на
соответствующей территории; о бюджетном финансировании различных отраслей;
о критериях предоставления бюджетных субвенций; пределах межбюджетного
перераспределения средств и т.д.
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную
политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств
для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного
образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения,
строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий
расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться
не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные
учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по
внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.
Актуальность отмеченных проблем обусловила мое обращение к данной теме и
определила основные направления исследования роли и значения местных
бюджетов на современном этапе развития России.
Использование местных бюджетов в процессе территориального управления
основывается на соответствующих методах стимулирования и регулирования
интересов различного уровня. В процессе применения этих методов реализуются
распределительные и перераспределительные отношения, связанные с созданием
и расходованием денежных доходов и накоплений, регулируются денежные
потоки, проходящие через бюджетную систему. Характер и эффективность
воздействия местных бюджетов зависят от того, насколько существующая
система распределения, формы и методы ее организации соответствуют
объективным потребностям территорий, экономическим интересам государства,
регионов, субъектов хозяйствования, отдельных граждан.
В работе будет рассматриваться теоретическая основа причин возникновения
бюджетного дефицита, его сущность, основные виды и методы покрытия. Для
нашего исследования выбран пример бюджета города Орла: возникновение в нем
дефицита и методы его покрытия.
Данная тема рассмотрена на периоде с 2002 года по 2003 год.
Основными источниками данных стал план бюджета на 2002 год, итоги его
исполнения, проект бюджета на 2003 год, постановления Орловского городского
Совета народных депутатов, предоставленные Администрацией города Орла.
На основе указанных источников будет проведен анализ городского бюджета
конкретно по статьям доходов и расходов, выявлены источники возникновения
дефицита в бюджете города, показаны использующиеся методы его покрытия –
это и является целью настоящей работы.
Используя предоставленные данные и теоретическую базу, данная работа
позволит сделать рекомендации по дополнительным методам и средствам,
которые могли бы использоваться для покрытия дефицита бюджета в нашем
городе.
1. Теоретические основы бюджетного дефицита
1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды страхования, валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие денежные фонды.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает
государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных
условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран
стал бюджетный дефицит {9}.
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ {13}.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно
относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном
мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не
сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что
государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так
же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%.
Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения
бюджетные дефициты
не рассматриваются как катастрофически отрицательные экономические
показатели. Известный английский экономист Дж.М.Кейнс в целях
''взбадривания'' экономического роста и обеспечения полной занятости
рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом,
безусловно, есть рациональное звено.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13