2003 году составят 33 268 тыс.рублей. По сравнению с 2002 г. план снизился на 12 623 тыс.рублей или 38%.
Таким образом, 6 февраля 2003 года, заслушав информацию финансово- казначейского управления администрации г. Орла о проекте бюджета на 2003 год, Орловский городской Совет народных депутатов постановил внести поправки в проект бюджета города, принятого в первом чтении:
1. увеличить доходы по статье «Арендная плата за земли городов и поселков» на 7 700 тыс.рублей;
2. увеличить доходы по статье «Прочие доходы от сдачи в аренду имущества» на 7 300 тыс.рублей;
3. увеличить доходы по статье «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» на 13 293 тыс.рублей;
4. перенести из доходов по статье «Доходы от продажи земли» 3 000
тыс.рублей в статью «Источники покрытия дефицита бюджета» по статье
«Поступления от продажи земельных участков» и увеличить «источники
покрытия бюджетного дефицита» на 4 000 тыс.рублей;
5. увеличить расходы бюджета города на 32 293 тыс.рублей;
6. установить дефицит бюджета в размере 7 000 тыс.рублей с источником покрытия «поступления от продажи земельных участков».
И с учетом таких изменений доходная часть бюджета г. Орла на 2003
год составит 1 293 254 тыс.рублей, а расходная часть – 1 300 254
тыс.рублей с дефицитом 7 000 тыс.рублей и источником покрытия дефицита
бюджета являются поступления от продажи земельных участков (Приложение
2).
3.2. Методы покрытия бюджетного дефицита
Источником покрытия бюджетного дефицита г. Орла, согласно
Постановления Орловского городского Совета народных депутатов, являются
поступления от продажи земельных участков предприятиям, хозяйственным
организациям и физическим лицам.
Также, судя по практике за 2002 год, источниками покрытия бюджетного дефицита могут быть:
. изменения остатков бюджетных средств в структуре бюджета города;
. бюджетные ссуды;
. бюджетные кредиты.
Но на мой взгляд, существуют еще и следующие методы и источники, которые приведут к покрытию бюджетного дефицита, помимо запланированных в бюджете городской администрацией:
. муниципальный облигационный заем – эмиссия муниципальных ценных бумаг;
. рациональное использование средств бюджета:
- сокращение потерь в области жилищно-коммунального хозяйства;
- профилактические мероприятия в области здравоохранения;
. создание благоприятных условий для предпринимательства;
. оказание платных услуг муниципальными предприятиями.
Изменения, связанные с проводимой в стране налоговой реформой, ведут к сокращению доходной базы бюджета города. Безусловно, от органов местного самоуправления потребуется максимум усилий, чтобы обеспечить исполнение бюджета. В связи с этим, без привлечения заемных средств невозможно обеспечить в полном объеме финансирование расходов, необходимых для стабильной работы бюджетных учреждений и предприятий городского хозяйства.
Использовать деньги надо не по мере поступления в бюджет, а когда это выгодно.
Город к зиме целесообразно готовить летом. Во-первых, сглаживается традиционный осенний всплеск инфляции. Во-вторых, работа обходится гораздо дешевле без учета зимних коэффициентов.
Кроме того, не проведение работ может вылиться в нежелательные для экономики города проявления. К примеру, внезапная авария собьет хозяйство с нормального ритма, а отсутствие отопления увеличит число болеющих, что приведет к уменьшению числа работающих граждан, к незапланированным расходам по содержанию лечебных учреждений, увеличению расходов на дотационные оплаты медикаментов.
Однако летом наблюдается затухание деловой активности. Налогов, следовательно, поступает меньше. Выход - занять деньги, когда они действительно нужны городскому хозяйству.
Для привлечения дополнительных средств в бюджет города есть возможность использовать менее затратный, по сравнению с банковскими кредитами, рыночный инструмент - муниципальный облигационный заем. В данном случае, муниципальный облигационный заем выступает как форма привлечения средств для покрытия дефицита городского бюджета через эмиссию муниципальных ценных бумаг - от имени администрации города. Существующая практика показывает, что этот рыночный инструмент является менее затратным и более долгосрочным, а также дает возможность привлечь значительно большой объем средств, по сравнению с такой традиционной формой заемных средств, как банковский кредит. Поскольку средства предоставляются широким кругом инвесторов, которые, в отличие от банков, обычно не ограничены внутренними нормами распределения капиталов по различным видам вложений и нормативами максимального размера риска на одного заемщика банка.
Для обеспечения дополнительных гарантий инвесторам - покупателям облигаций городских облигационных займов, а также создания дополнительной надежности системы городских облигационных займов рекомендовать три степени гарантии.
Первая - гарантия бюджета. В кассовом плане каждого месяца в составе защищенных статей предусмотреть расходы на погашение. Одна из статей доходов - налоги на имущество - выделить на обеспечение займа.
Вторая гарантия - кредитная линия, открытая в банке. Если бюджет не в силах отдать долг, его погашает банк, а у города остается задолженность перед банком.
Третья гарантия - образовать специальный залоговый фонд обеспечения городских облигационных займов из состава имущества, находящегося в собственности города, а также имущества, оформляемого в залог при реализации инвестиционных проектов.
Городские облигационные займы призваны решать следующие задачи в их
контексте:
- аккумулирования средств, поступающих от размещения облигаций городских
займов и деятельности, связанной с реализацией городских программ и
инвестиционных проектов;
- финансирования городских программ, инвестиционных проектов и покрытия
дефицита городского бюджета в соответствии с решениями администрации
города;
- исполнения обязательств по городским облигационным займам в соответствии
с решениями администрации;
- финансирования расходов, связанных с выпуском, обращением, погашением
облигаций, осуществлением налоговых платежей, а также возмещения
организационных расходов по займам;
- создания необходимых дополнительных резервов для обеспечения проведения
городских облигационных займов и финансирования инвестиционных проектов.
- размещение временно свободных средств в финансовых активах;
создание резервов в соответствии с решениями администрации.
Источниками покрытия дефицита городского бюджета должны стать такие известные методы как снижение расходных частей бюджета на коммунальные услуги, но не за счет увеличения бремени плательщиков по их оплате, а за счет сокращении потерь.
Как источник снижения расходов на коммунальные услуги можно рассматривать энергосберегающие технологии при отоплении, освещении; предварительной подготовке муниципальных помещений к зимнему периоду; снижения потерь на передачу теплоэнергии за счет улучшения качества теплосетей; приближения источника тепла к потребителю; улучшения теплоотдачи конечных источников за счет применения новых технологичных материалов и конструкций; применение современных теплоизоляционных материалов - это приведет к исключению необходимости использования нештатных локальных электрических источников тепла, приводящих к повышенному расходу электроэнергии и нагрузке на электросети.
Превентивные меры по поддержанию объектов жилищно- коммунального
хозяйства в работоспособном состоянии предотвратит непредвиденные расходы,
связанные с эксплуатацией в зимний период. Не секрет к чему приводит
халатное отношение к отопительным сетям, авральные работы по ликвидации
нештатных ситуаций могут тяжелым бременем лечь на плечи бюджета города.
Здесь обязательным пунктом должно быть предусмотрено реформирование жилищно-
коммунального сектора, что в долгосрочной перспективе даст гораздо более
значительную экономию средств городского бюджета. Переход от практики
латания дыр к практике поэтапного планового финансирования – есть
нематериальный подход к получению материальных активов в городском бюджете.
Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства нашего города. Этому должно способствовать также рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городского бюджета незаработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями, кооперативами. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
Как один из источников предотвращения всплесков расходов на здравоохранение необходимо предусмотреть профилактические мероприятия, к примеру, вакцинация против гриппа, что должно привести к уменьшению числа больных, следовательно, снижению расходов на оплату медикаментов, увеличению числа работающих в зимний период. Необходимо добиваться проведения санитарно – профилактических мероприятий на предприятиях с большими скоплениями граждан.
Исходя из структуры поступлений в доходную часть бюджета, принимая во внимание значительную часть при его формировании налоговых поступлений, администрации города необходимо эффективнее заниматься обеспечением благоприятного климата для предпринимательства, созданием экономических и правовых условий для развития малого бизнеса, предоставлением малым предприятиям финансово-имущественной и организационно-методической поддержки. Приведенные примеры мероприятий позволят рассчитывать на увеличение статей налоговых поступлений городского бюджета.
Одним из резервов формирования доходной части бюджета являются доходы от оказания платных услуг муниципальными предприятиями. Здесь не будет секретом, что повысить количественно поступающие доходы можно при улучшении качества обслуживания, количества предлагаемых услуг населению, совершенствования управления муниципальными предприятиями и их развития.
Также можно рассматривать для покрытия бюджетного дефицита и следующие методы:
. мобилизация доходов за счет улучшения работы производственной сферы и собираемости налогов;
. сокращение расходов за счет совершенствования расходов ведомственной структуры сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений и усиления режима экономии;
. создания резервного фонда на покрытие непредвиденных, чрезвычайных ситуаций, катастроф, стихийных бедствий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13