[pic], где NPV — интегральный экономический эффект; R — рентабельность инвестиций; I — сумма инвестиции; t — порядковый номер года вложений. Т— период, в течение которого осуществляются инвестиции.
Предпочтение отдается варианту, отвечающему условию:
PI => max.
Вместе с тем, такой односторонний подход к оценке предпочтительности варианта распределения инвестиций не может гарантировать достижения стратегической полезности управленческих решений и полной мере. Возникает вопрос о том, создает ли выбранный на основе принятого критерия вариант предпосылки для усиления о рассматриваемой перспективе экономической безопасности фирмы? Нам представляется, что для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к «теории катастроф».
С точки зрения этой теории понятие «катастрофа» применяется для
обозначения качественных скачков, перерывов в линейном развитии. Дело и
том, что поддержание конкурентного преимущества фирмы вовсе не означает
постоянства параметров се функционирования. Конкурентные преимущества могут
достигаться фирмой в течение длительного периода только при условии
постоянного приспособления к изменяющейся ситуации на рынках товаров и
услуг и рынках факторов производства. Понятия внешней и внутренней гибкости
не являются абсолютными. В соответствии с теорией катастроф существуют
пределы адаптивности системы. «Если изменения параметров системы превышают
возможности ее адаптивного развития, происходит потеря устойчивости. При
этом, если после потери устойчивости устанавливается колебательный
периодический режим, говорят о мягкой потери устойчивости. Если же система
переходит на другой режим движения скачком — о жесткой потере
устойчивости». Выделяют несколько уровней (разновидностей) кризисных
явлений: критические ситуации, собственно кризисы и катастрофы. Первые
характеризуются способностью к адаптации (то есть возможностью достижения
внешней и внутренней гибкости), вторые — мягкой потерей устойчивости (то
есть необходимостью модернизации стратегического потенциала фирмы), третьи
— жесткой потерей устойчивости (то есть необходимостью изменения парадигмы
бизнеса во избежание утраты экономической безопасности).
Таким образом, в терминах теории катастроф экономическая безопасность фирмы должна рассматриваться как состояние, при котором стратегический потенциал фирмы не находится вблизи границ адаптивности, а угроза утраты экономической безопасности нарастает по мере приближения степени адаптивности стратегического потенциала к пограничной зоне. Иначе говоря, если стратегический потенциал фирмы в существующем виде исчерпал возможности приспосабливаться к возрастающей нестабильности внешней среды, то есть к усилению темпов изменения внешних условий функционирования фирмы в рамках установившейся миссии, можно говорить об угрозе экономической безопасности фирмы. Эта угроза может проявляться в виде утраты фирмой лидирующего положения на рынках обслуживаемых стратегических зон хозяйствования, то есть снижением уровня конкурентного статуса фирмы; либо существенного ухудшения финансовою состояния фирмы; либо утраты положительною имиджа фирмы в глазах могущественных групп стратегического влияния и т. п.
Катастрофическое состояние наступает тогда, когда риск утраты активов
фирмы и личного имущества ее владельцев приблизился вплотную к своему
предельному значению. Иначе говоря, экономическая безопасность фирмы
существует лишь в период наименьшей вероятности полной утраты всего
капитала, принадлежащего владельцам фирмы. По мере возрастания этой
вероятности угроза утраты экономической безопасности усиливается.
Стратегические управленческие решения в период нарастания угрозы утраты
экономической безопасности должны быть предельно выверены. При их
реализации менеджер должен постоянно соизмерять ожидаемый эффект, который
могут принести данные решения, с их возможными отрицательными
последствиями. При выработке таких решений можно пользоваться несколькими
критериями для оценки степени неопределенности. Это могут быть:
• критерий Лапласа. Он определяется вычислением для каждого действия средней величины из возможных выигрышей и выбором действия, которому соответствует наивысшая средняя величина;
• критерий Уолда. Его смысл состоит в том, чтобы сделать максимальным минимальный выигрыш, то есть выбрать такое действие, которому соответствует наименьшая потеря (в частности, потеря капитала владельцев фирмы).
Обобщающим показателем финансового состояния предприятия, характеризующим степень «близости» предприятия к банкротству, является показатель «z-счета» Альтмана. Этот показатель рассчитывается по формуле:
[pic],
где OK — оборотный капитал; А — всего активов; Р — резервы; ФСН — фонды специального назначения и целевое финансирование; НРП — нераспределенная прибыль; РР — результат реализации; УФ — уставный фонд; ОБ — обязательства в целом; Ч В — чистая выручка от реализации.
Вероятность банкротства может быть определена из следующих значений «z- счста»:
1,8 и меньше — очень высокая; от 1,81 до 2,7 — высокая; от 2,8 до 2,9 — возможная;
3,0 и выше — очень низкая.
Наибольшую сложность представляет оценка степени адаптивности стратегического потенциала фирмы, поскольку она определяется не только внутренними, но и внешними воздействиями. В первую очередь такое воздействие возникает со стороны спроса на продукцию фирмы. Изменчивость параметров спроса обусловлена комплексом причин экономического, политического, демографического, социально-культурного характера. На адаптивность стратегического потенциала фирмы влияет также конъюнктура, складывающаяся на рынках материальных ресурсов всех видов, финансовых рынках, рынках труда, информации, услуг. С другой стороны, адаптивность стратегического потенциала фирмы находится под косвенным влиянием предложения конкурентами товаров, аналогичных товарам фирмы или их заменителей, и предложения товаров и услуг на рынках ресурсов всех видов.
Это означает, что, как и всякая система, стратегический потенциал фирмы обладает предельными возможностями адаптации к изменяющимся условиям производства (закономерность эквифинальности системы). Наличием таких предельных возможностей адаптации обусловлена возникающая периодически потребность в техническом перевооружении и реконструкции предприятия, обновлении или повышении уровня квалификации его персонала, изменении стратегического набора зон хозяйствования, изменения парадигмы бизнеса.
Другим фактором, влияющим на экономическую безопасность фирмы, является зависимость фирмы от интенсивности кооперированных связей фирмы с наставниками различного рода ресурсов. Речь идет о зависимости фирмы от стабильности поставок необходимых ресурсов как с точки зрения качества поставляемых ресурсов, так и полноты и своевременности этих поставок. Так же как экономическая безопасность национальной экономики в целом, экономическая безопасность отдельной фирмы зависит от уровня и структуры своеобразного «импорта» сырья, материалов, комплектующих изделий и различных услуг, которые фирма получает в процессе общественного разделения труда внутри страны и на мировом рынке.
Следовательно, обеспечение экономической безопасности фирмы
непосредственно связано со стратегией фирмы на рынках производственных
ресурсов. Подробно эта проблема изложена и гл. 11. Здесь лишь обратим
внимание на необходимость формирования наборов зон стратегических ресурсов
(ЗСР), управление которыми должно быть направлено на предотвращение
возможности утраты фирмой прочного положения на рынках вследствие форс-
мажорных обстоятельств, возникающих в той или иной зоне. Это означает, что
фирма должна осуществлять гибкую политику сотрудничества с этими зонами,
аналогичную политике управления наборами СЗХ (см. гл. 9). Подобная политика
сводится к определению момента ухода из той или иной ЗСР или перехода в
другую зону. Главное — обеспечить бесперебойность, полноту и качество
поставок ресурсов. Для этого должно осуществляться постоянное сканирование
рынков факторов производства, по результатам которого вырабатываются и
реализуются соответствующие управленческие решения.
Обратим внимание на еще один немаловажный фактор обеспечения
экономической безопасности — охрану коммерческой тайны фирмы, с одной
стороны, и накопление информации о возможном вмешательстве других
экономических агентов в деятельность фирмы, с другой. Утечка информации о
стратегических планах фирмы, о подготовке к выводу на рынок попои
продукции, о взаимоотношениях фирмы с клиентами и поставщиками ресурсов и
другой конфиденциальной информации может нанести существенный ущерб фирме.
Одновременно с охраной коммерческой тайны фирма должна организовать сбор,
накопление и обработку информации о деятельности реальных и потенциальных
конкурентов и других контактных аудиторий, которые могут повлиять на
конкурентный статус фирмы.
Наконец, наиболее важный, на наш взгляд, вопрос, какова степень возможного риска принимаемых решений. В [12] этот вопрос рассматривается подробно. Здесь лишь отметим, что экономическая безопасность фирмы практически определяется способностью менеджеров высшего звена управления фирмой умело рисковать при принятии стратегически важных для будущего фирмы решений. Необходимо постоянно соизмерять возможные выигрыши и потери. Как показывает практика, вероятность работы без риска чрезвычайно мала. Важно попадать в зону допустимого риска, то есть в зону, где величина возможных потерь от принятия того или иного решения не превышает величины расчетной прибыли.
Прогнозирование последствий управленческих решений, принимаемых
сегодня, для предотвращения угрозы утраты экономической безопасности фирмы
в стратегической (долговременной) перспективе чрезвычайно затруднено.
Однако менеджер, принимающий стратегические решения, должен постоянно
учитывать весь спектр многочисленных факторов, от которых зависит живучесть
фирмы. Эти факторы должны учитываться не только качественно, но и
количественно. Для этого необходимо ввести в практику стратегического
управления набор индикаторов экономической безопасности фирмы. Такими
индикаторами, на наш взгляд, могут быть:
• темп изменения объема продаж традиционных товаров и услуг, выводимых фирмой на рынки;
• темп изменения объема продаж принципиально новых товаров и услуг, впервые выводимых фирмой на рынок;
• темп утраты конкурентных преимуществ фирмы из-за агрессивной товарной стратегии конкурентов;
• темп изменения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и обязательных платежей;