Можно сделать вывод, что наиболее эффективная модель накопления человеческого капитала предполагает в системе среднего и послевузовского образования как минимум полную оплату государством образовательного процесса, а в системе высшего образования - частичное софи-нансирование со стороны учащихся. При этом абсолютно неправомочно будет говорить о бесплатном для человека способе накопления его капитала (табл.4).
Таким образом, принцип равных доходов Rч = Rс будет приводить к равному соотношению издержек и выгод, которое можно записать, приравнивая формулы 1 и 2, в виде:
(7)
Полученное равенство позволяет сформулировать следующее правило оптимального участия сторон в процессе накопления человеческого капитала: наиболее эффективным способом этого накопления будет такой, при котором соотношение доходов личности и государства пропорциональны понесенным издержкам.
Таблица 4. Издержки сторон при накоплении человеческого капитала с соблюдением принципа "равных доходов" в США
Уровень образования
Годовая норма отдачи, %
Годовые издержки тыс. долл./человек
Доля в совокупных издержках, %
частная
социальная
индивидуума
государства
индивидуума
государства
Среднее Высшее Послевузовское
11.1 9.5
7.3
11.1 9.5
7.3
11.5 23.1
22.3
7.8 16.0 30.9
59.6 59.2 41.9
40.4 40.8 58.1
Анализируя равные годовые нормы отдачи (табл. 4), - назовем их равновесными, - можно увидеть, что величина этих норм находится в обратной, причем линейной, зависимости от объема человеческого капитала. Эта зависимость была сформулирована как закон снижающейся предельной отдачи при наращивании человеческого капитала. Мотивация такова: каждое последующее приращение человеческого капитала будет производить все меньшее приращение производительности труда. Следовательно, у работников одновременно с ростом издержек на увеличение своего капитала будет уменьшаться отдача, то есть индивидууму выгодно инвестировать прирост своего капитала только до определенного объема (количества лет обучения), пока будет сохраняться превышение нормы отдачи над эффективностью инвестиций в физический капитал.
Рис. 2. Зависимость эффективности частных инвестиций Rч, от количества лет обучения n в: А) рыночной модели, Б) равновесной модели.
Сформулировав данный закон, авторы не смогли предложить инвестиционной модели, стимулирующей востребованность всех уровней образования. Они ограничились лишь выводом о необходимости рыночного подхода ко всей системе послесреднего образования. Но если следовать этой логике (например, 100%-ной оплате государством среднего образования, 50% - высшего и послевузовского), тогда уровень послевузовского образования становится инвестиционно непривлекательным для человека. На рис. 2а он отсекается горизонтальной прямой Rфиз (норме отдачи от инвестиций в физический капитал). Равновесная же модель, предлагаемая нами (см. рис. 26), сдвигает эту зависимость вправо, поднимая ее над критическим уровнем инвестиционной привлекательности и делая послевузовское образование также инвестиционно привлекательным.
Рассчитаем теперь нормы отдачи и оптимум инвестиционного участия субъектов данного процесса для России. Основные особенности - "плоская" шкала налогообложения, а также то, что существенная часть заработной платы (по оценкам большинства экспертов - около 40%) является скрытой, теневой, значительно снижающей доходы государства, а соответственно и социальную норму отдачи. Серьезную трудность представляет также отсутствие статистических наблюдений по возрастам и уровням образования работников, занятых в промышленности. Поэтому статистическую выборку по средней начисленной заработной плате будем производить по должностям, подразумевая 100%-ное соответствие профессиональных требований уровню их образования: например, инженер, мастер - высшее образование; машинист, аппаратчик - среднее специальное образование; слесари-ремонтники, каменщики, плотники и т.д. - начальное профессиональное образование; лаборант, оператор - полное общее среднее образование; грузчик, кочегар, подсобный рабочий - основное общее среднее образование; отдельно по основным отраслям промышленности с последующим агрегированием в сред невзвешенные (от удельного веса занятых) заработки по промышленности (табл. 5).
Таблица 5. Различия в годовых начисленных заработках по уровню образования и отдельным отраслям российской промышленности, 2000 г., тыс. руб.
Отрасль
Уровень образования
Прирост заработков по образованию, % (5 : 1)
1.неполное среднее общее
2.полное среднее
З.ПТУ
З.СУЗ
5. ВУЗ
Нефтедобывающая
47.4
68.9
87.9
113.9
175.2
370
Нефтеперерабатывающая
31.5
50.3
58.2
68.2
95.1
300
Нефтехимическая
16.6
24.5
29.2
34.4
53.4
320
Газовая
43.9
66.5
92.0
153.2
207.9
475
Угольная
67.2
69.9
72.8
81.2
86.7
130
Черная металлургия
38.4
46.2
58.3
69.9
83.1
215
Хлебопекарная
27.3
29.1
32.3
36.9