Вуз по 3
43
12.5
19.4
39.2
3300
490
траектории
С момента окончания соответствующего уровня по 65-ти летний возраст включительно. 2 Предполагается, что индивидуум начнет работу только после окончания 9-ти классов школы.
Расчеты проводятся на квалификацию специалиста. 4 Получение высшего образования по первой образовательной траектории.
Рассчитаем годовые нормы отдачи от накопленного человеческого капитала в зависимости от доли государственного участия в расходах на образование для всех трех образовательных траекторий индивидуума (табл. 7).
Таблица 7. Годовые нормы отдачи в зависимости от доли участия государства и личности в накоплении человеческого капитала в России, %
Уровень образования |
Государственное участие в оплате стоимости обучения |
||||||
0 |
10 |
30 |
50 |
70 |
90 |
100 |
|
Социальная норма отдачи |
|||||||
Полное общее |
¥ |
95.7 |
31.9 |
19.1 |
13.7 |
10.6 |
9.6 |
ПТУ |
¥ |
92.5 |
30.8 |
18.5 |
13.2 |
10.3 |
9.2 |
СУЗ |
¥ |
87.1 |
29.0 |
17.4 |
13.4 |
9.7 |
8.7 |
Вуз по 1 траектории |
¥ |
57.1 |
19.0 |
11.4 |
8.2 |
6.3 |
5.7 |
Вуз по 2 траектории |
¥ |
38.4 |
12.0 |
7.7 |
5.5 |
4.3 |
3.8 |
Вуз по 3 траектории |
¥ |
78.5 |
26.2 |
15.7 |
11.2 |
8.7 |
7.9 |
Частная норма отдачи |
|||||||
Полное общее |
7.9 |
8.0 |
8.2 |
8.4 |
8.6 |
8.9 |
9.0 |
ПТУ |
8.0 |
8.1 |
8.3 |
8.6 |
8.8 |
9.1 |
9.2 |
СУЗ |
8.5 |
8.6 |
8.9 |
9.2 |
9.5 |
9.8 |
9.9 |
Вуз по 1 траектории |
6.0 |
6.1 |
6.3 |
6.2 |
6.8 |
7.0 |
7.2 |
Вуз по 2 траектории |
3.5 |
3.6 |
3.7 |
3.8 |
3.9 |
4.0 |
4.1 |
Вуз по 3 траектории |
9.2 |
9.4 |
9.7 |
10.1 |
10.5 |
11.0 |
11.2 |
Анализируя полученные данные (табл. 7), сразу обнаруживаем более высокую эффективность накопления человеческого капитала по двухступенчатой траектории (полное среднее, затем высшее образование). Это объясняется тем, что промежуточное профессиональное образование (начальное, среднее) увеличивает совокупные издержки инвесторов, снижая в дальнейшем социальные и частные нормы отдачи. Такая же картина будет наблюдаться по всем другим не прямолинейным траекториям, например, среднее обра-зование-ПТУ-СУЗ-вуз и др.
Следовательно, наиболее эффективными способами накопления человеческого капитала будут траектории без промежуточных звеньев: неполное среднее образование-ПТУ, неполное или полное среднее образование-СУЗ, полное среднее образование-вуз. Это обстоятельство следует обязательно учитывать и личности, и государству как солидарным инвесторам. На рис. 3 представлены зависимости норм отдачи от степени государственного участия в образовательных расходах, при этом выбраны наиболее эффективные способы накопления капитала (высшее образование по 3 траектории).
На всех уровнях накопления человеческого капитала, как и в США, наблюдаются устойчивые зависимости: для частной нормы отдачи - прямая линейная, для социальной - обратная гиперболическая от степени государственного участия (см. рис. 3).
Рис.3 Эффективность государственных и частных инвестиций в накопление человеческого капитала по уровням образования в России.
Решая уравнение 6, получаем соблюдение принципа равных доходов (на рис. 3 обозначено стрелками с пометкой "оптимум") на уровне полного среднего образования при 108% государственного участия в образовательных расходах (8% должно быть отнесено на компенсацию индивидуальных издержек - питание, учебники), в начальном профессиональном - при 100, в среднем профессиональном - при 89 и высшем - при 74.5% участия государства.
Таким образом, наиболее эффективной будет модель накопления человеческого капитала, предполагающая по мере повышения уровня образования увеличение (до 25% оплаты стоимости обучения в высшем образовании) инвестиционного участия самого индивидуума. Проанализируем издержки сторон при соблюдении принципа равных доходов (табл.8).