Сочетание объективных и субъективных факторов, проявившихся в ошибках
и просчетах экономической политики, обусловило глубокий социально-
экономический кризис. “...То, что произошло с экономикой Украины, не имеет
исторических аналогов” 4. Только за 1991—1993 гг. произведенный здесь
национальный доход сократился на 39,4 % (для сравнения: за годы Великой
депрессии 1929—1933 гг. спад производства в США не превышал 25 %; в
Советском Союзе во время Второй мировой войны самая низкая отметка падения
промышленного производства составила 30 %). В стране происходят активная
деиндустриализация, физический распад производительных сил, с опережающим
разрушением научно-технического и интеллектуального потенциалов общества.
Особенно угрожающими в последние годы были инфляционные процессы По
статистическим данным, в 1993 г. уровень инфляции в Украине был
самым высоким в мире: если за 1992 г. он вырос в 21 раз, то за 1993 г. — в
100,5 раза.
Наращивание кризисных процессов в экономике Украины привело к резкому снижению уровня жизни ее народа В 1994 г реальная заработная плата уменьшилась здесь (по сравнению с 1990 г.) более чем в 3, а реальное потребление домашних хозяйств — почти в 5 разБ. Существенно ухудшилась структура личного потребления Наблюдается тенденция к сокращению продолжительности жизни.
Все это обусловило необходимость выработки нового курса социально- экономической политики, направленного на осуществление радикальных экономических реформ, ускорение рыночного трансформирования экономики Это единственное условие и основное средство выхода страны из кризиса, стабилизации ее экономики. Ведь восстановление парализованной экономики — это единственное условие не только остановки беспощадного обнищания народа, но и выхода на качественно новый уровень в удовлетворении его жизненных потребностей и интересов
1.1Характер переходной экономики
Одними из главных черт переходной экономики являются отмирание старой,
командной, системы и нарождение и образование элементов новой, рыночной.
Для этого процесса характерны постепенность, невозможность быстрой замены
существующих форм новыми, и тем более — невозможность такого подхода,
согласно которому нужно сначала разрушить все старое, а затем создать
новое. Иначе говоря, в условиях переходного периода довольно долго
сохраняются старые формы, и в то же время происходит рост новых форм и
отношений. Это значит, что в постепенности изменений в экономике
реализуются преемственность и наследование в социально-экономическом
развитии.
Так, приватизация выступает одним из главных средств социально-
экономических преобразований переходного периода. Ее ход характеризует
замену элементов старого новыми формами собственности (см. табл. 1).
Таблица 1
Приватизация в Украине (к концу периода) *
|Год|Колич|Количес|Количест|Площадь |Количество |Площадь угодий |
|ы |е |тво |во при |привати | |сельских “Ьермер |
| |ство |граждан|ватизиро|зирован |ХОЗЯЙСТВ |ских хозяйств (тыс|
| |при |, |ванных |ных | |га) |
| |ватиз|использ|квартир |квартир | | |
| |иро |овав |(тыс1 |(млн м2) | | |
| |ванны|ших ПИС| | | | |
| |х | | | | | |
| |поедп|(тыс | | | | |
| |рия |чел ) | | | | |
| |тий | | | | | |
|199|30 |5 | | |14681 |292,3 |
|2 | | | | | | |
|199|3585 |728 |902.8 |42,7 |27739 |558,2 |
|3 | | | | | | |
|199|11552|7106 |1812,3 |87,6 |31983 |699,7 |
|4 | | | | | | |
|199|19800|21228 |2236,3 |108,6 |34149 |773.0 |
|5 | | | | | | |
Приватизация — это сложный процесс, происходящий под влиянием
объективных и субъективных факторов. Как свидетельствуют приведенные в
таблице 1 данные, этот процесс в Украине продвигается вперед. Доля
государственных предприятий в государстве уменьшается и к концу III
квартала 1995 г. составила уже менее половины—46 % Но если рассматривать
этот процесс по кварталам и полугодиям, то картина получается довольно
пестрая Так, программа приватизации на 1994 г. предусматривала приватизацию
29 тыс. предприятий. Но выполнена она примерно на 30 %.
Разрыв между планами и уровнем их выполнения сопровождается существенным изменением в темпах процесса приватизации
В I полугодии 1994 г наблюдалась тенденция к его ускорению: количество приватизированных предприятий возросло (по сравнению с поквартальным уровнем 1993 г.) в среднем в 2,7 раза.
Во II полугодии 1994 г. количество приватизированных предприятий
уменьшилось. Это произошло, главным образом, за счет падения объемов
приватизации общегосударственного имущества в связи с постановлением
Верховного Совета Украины, которое фактически приостановило приватизацию. В
I квартале 1995 г. сохранилась тенденция к уменьшению ее объемов были
приватизированы лишь 1250 предприятий, что меньше, чем в IV квартале 1994 г
В соответствии с новыми установками Президента Украины, процесс
приватизации вновь значительно ускорился: во II квартале были
приватизированы 2155, а в III — даже 4943 предприятия. Уменьшение доли
государственного сектора означает рост негосударственного рыночного
сектора.
Наряду с существенными изменениями в промышленности, происходят важные
сдвиги и на других направлениях приватизации. Так, во II половине 1994 г. и
I полугодии 1995 г. количество граждан, использовавших свои
приватизационные счета, значительно возросло, и, по состоянию на конец III
квартала 1995 г , их удельный вес достиг 41,2 % общей численности граждан
Существенно расширился процесс приватизации квартир. За 1992—1995 гг
количество фермеров повысилось в 2,5 раза, а площадь угодий сельских
фермерских хозяйств — еще несколько больше. Все это свидетельствует о
нарастании удельного веса и роли негосударственного сектора. Из этих
процессов можно сделать два вывода. Постепенность социально-экономических
преобразований означает, что, наряду с новыми, продолжают (причем, довольно
продолжительное время) сохраняться и старые формы (социально-экономическая
структура экономики — формы собственности; организационно-экономическая
структура экономики—формы организации производства). И что особенно долго
существует, так это производственно-технологическая структура экономики.
Искусство руководства заключается в том, чтобы учитывать сосуществование
элементов двух систем, использовать все возможности государственных
предприятий и всячески способствовать росту негосударственного сектора
экономики. Преимущественный рост новых форм и отношений составляет механизм
перехода к новой системе. Поэтому, наряду с негосударственным сектором, уже
на первых этапах переходного периода возникают рыночные институции
—коммерческие банки, товарные и фондовые биржи и т. п. Одновременно
постепенно изменяется содержание старых отношений и форм. Они наполняются
новым, рыночным, содержанием. Это касается денег, финансов, кредита,
налогов, бюджета и т. п. Так, в условиях административно-командной
экономики государство сосредоточивает в бюджете все возможные доходы и
распределяет их под народнохозяйственный план, определяющий хозяйственные и
финансовые приоритеты, а также на социально-культурные потребности
общества. Ведущим является распределение материальных ресурсов в натурально-
вещественной форме через различные фонды, лимиты, наряды и т. п. Денежно-
финансовые потоки следуют за движением материального продукта. Не наличие
денежных средств, не финансовые возможности, а планово-управленческие
решения определяли социально-экономическое развитие страны. Это лишало
предприятия и людей инициативы и предприимчивости, неизбежно порождало
иждивенчество, государственный патернализм, что, в свою очередь,
отрицательно влияло на эффективность экономики.
В переходный период возобновляется роль товарно-денежных отношений, повышается роль финансов, кредита, денег, им возвращается и определяющая роль в социально-экономическом развитии страны Государственный бюджет постепенно освобождается от не свойственных для него функций (дотаций производителям, содержания жилищно-комму-нального хозяйства и др.). Создаются денежный, финансовый, валютный рынки. Из второстепенных орудий старой системы названные экономические категории становятся все более развитыми элементами рыночной экономики.
Постепенное отживание старого и нарождение и развитие нового неизбежно
делают переходную экономику сплетением элементов разнородных систем,
сосуществованием различных форм собственности и форм хозяйствования. Причем
происходит постоянный процесс экономических реформ, изменений права и
институций собственности. Так, в процессе разгосударствления возникают
новые формы собственности — акционерные, коллективные, кооперативные и др.
Параллельно растет частная собственность, которая в определенной мере
пронизывает другие ее формы (покупка акций, паевание в коллективных
сельскохозяйственных предприятиях и т. п.). Одновременно происходит
постоянное перераспределение прав собственности и имущества. Вследствие
этого господствующие формы собственности сочетают в себе черты ее
разгосударствления, что свойственно для прошлого, и ее растущей
корпоратизации, характерной для современной рыночной экономики.
То же самое касается и трудовых отношений. Они носят очень противоречивый характер. С одной стороны, остаются элементы отношений, свойственных для административно-командной системы, пережитки внеэкономического принуждения (прописка, ведомственное или государственное жилье, очередь на жилье, слабая подвижность рабочей силы), недостаточное развитие профсоюзного движения, а с другой,—формируется примитивный рынок труда, что связано с деформацией рыночных отношений (незащищенность человека, его бесправие перед работодателем, высокий уровень эксплуатации, достаточно большое распространение отношений личной зависимости). В соответствии с этим, изменяется механизм занятости.
Вместо гарантированной занятости и “скрытой” безработицы появились и
распространяются открытая безработица и “безработица на работе”. Само
положение тружеников обусловливает усиление процессов их сплочения, борьбы
за свои права. Из наемных работников государства, из соучасников системы
“государственного патернализма” они неизбежно превращаются в новую
социальную силу, объединенную коллективной трудовой деятельностью,
совместной борьбой за условия жизни и труда. В то же время с ростом
безработицы формируется слой возможных, а нередко — и реальных, пауперов,
обездоленных людей.