Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития

Центральная компания:

1)     имеет право выступать от имени участников группы в отношениях, связанных с ее (группы) созданием  и функционированием;

2)     ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

3)     готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

4)     выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.

Особенности исполнения солидарной ответственности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Финансово-промышленные  группы на добровольной основе и путем созданием совместной компании акционерного типа объединяют хозяйствующие субъекты, выполняющие основные, но различные функции в экономике. В специфических российских условиях главными целями создания таких структур, кроме подъема конкурентоспособности национальной экономики в мирохозяйственном аспекте, являются:

· активизация инвестиционного процесса путем наращивания потенциала отечественной промышленности в «точках роста» экономики при ориентации на внебюджетные источники финансирования;

· начало структурной перестройки, прекращение падения научно-технического потенциала страны;

· укрепление экономического потенциала на общероссийском и всем постсоюзном пространстве;

· повышение эффективности деятельности, увеличение объемов производства и реализации продукции;

· усиление управляемости процессами экономического развития и на основе формирования базисных хозяйственных структур, выступающих как своеобразное «среднее звено» между государством  и сферой мелкого  (среднего) бизнеса;

· успешная конкуренция с крупными зарубежными корпорациями на внутреннем и внешних рынках, транснационализация процессов экономического развития за счет  расширения эффективности кооперационных связей.

С участием ФПГ достижение названных целей становится более реальным, поскольку они выступают  в роли  инструмента обеспечения горизонтальных и вертикальных хозяйственных связей, объединения усилий промышленных предприятий, финансово-кредитных учреждений, страховых, инвестиционных компаний, торговых, транспортных и других организаций. В основе такой интеграции лежит ряд мотивов, среди которых, во-первых, невозможность продуктивность продвижении вперед без привлечения и концентрации финансовых ресурсов, и, во-вторых, специализация и диверсификация производства. Совместная деятельность невозможна без координации работы   предприятий, связанных единством воспроизводственного процесса, включая технологию и кооперацию, и имеющих общие интересы в изготовлении  и реализации продукции. Путем аккумулирования средств, появления возможности управляемого развития предприятий, снижения рисков, маневрирования совокупным портфелем ценных бумаг, концентрации инвестиционных ресурсов на осуществление эффективных проектов создается дополнительная устойчивость для каждого из предприятий и учреждений, входящих в финансово-промышленную группу.

Анализ деятельности первых отечественных интегральных структур  позволяет сформулировать основные принципы формирования российских ФПГ. Среди них:

· индивидуальный характер проектов создания каждой группы на основе единой нормативно-правовой базы;

· наличие лидера группы, определяющего основные товарные и финансовые потоки. При этом в качестве лидера могут выступать как промышленные предприятия, так и финансово-кредитное учреждение;

· акционерный контроль и договорные отношения, являющиеся ключевыми  факторами обеспечения управляемости членов ФПГ со стороны центральной компании;

·  образование групп при наличии четкой  вертикальной или горизонтальной кооперации предприятий, выпускающих или способных выпускать конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках продукцию, а также товары для государственных нужд;

· подбор финансово-кредитных учреждений, имеющих достаточный собственный капитал для инвестирования в проекты, реализуемые группами;

· подтверждаемая экспертизой тщательная обоснованность проекта ФПГ, включая состав, механизм совместной деятельности, комплексность и достоверность оценок ожидаемой эффективности функционирования корпорации;

· разнообразие форм государственного содействия создания и деятельности ФПГ.

Мировой и первый отечественный опыт функционирования финансово-промышленных объединений показывает, что, будучи построенным с учетом названных принципов, такие структуры действительно становятся базисными саморазвивающимися хозяйственными элементами, позволяющими эффективно осуществлять воспроизводство и обращение производственного, финансового и торгового капитала, обеспечивать его накопление, концентрацию и вложение в приоритетные сферы экономики.

ФПГ создаются разными путями («снизу» и «сверху»):

1)      участниками в добровольном порядке или посредством объединения одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников;

2)      по решению Правительства России;

3)      на основе межправительственных соглашений.

Финансово-промышленные группы могут быть классифицированы по критериям:

1)      роли и статуса головного участника, вокруг которого объединяются остальные организации (коммерческий банк, научно-исследовательская или конструкторская организация, торговая фирма;

2)      формы производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);

3)      отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые);

4)      степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);

5)      масштабам деятельности (международные, республиканские, региональные).

Для становления конкурентоспособных интегрированных финансово-промышленных структур решающее значение имеют усиление мотивации экономических субъектов к долгосрочной совместной деятельности и формирование механизмов, обеспечивающих защиту интересов всех участников ФПГ. Кроме того, необходимо создать условия, способствующие адаптации организационно-правовой формы ФПГ, структуры управления, состава и внутрикорпоративных взаимодействий ее участников к изменениям факторов производства и социально-экономической среды.


 






 








Рис.1.1.1  ФПГ во главе с производственным холдингом









                                                    Пакет   акций

АО

 
 




Рис.1.1.2 ФПГ во главе с финансово-кредитным институтом

 


Рис.1.1.3 ФПГ во главе с чистым холдингом

 






Рис.1.1.4 ФПГ без образования центральной компании

Возможно  различное  организационное  строение  ФПГ.  В  частности, в   зависимости  от  того,  чем  представлено  «ядро»  группы,  могут  быть выделены  такие  основные  финансово-промышленные интеграции (рис.1.1.1 – 1.1.4).

1.                      ФПГ во главе с производственным холдингом, когда головная компания является не только держателем акций, но и производителем продукции.

2.                      ФПГ во главе финансово-кредитным учреждением (банковский холдинг). В данном случае в роли головной компании выступает банк.

3.                      ФПГ во главе с чистым холдингом; при этом центральная компания не занимается производственной деятельностью, но владеет контрольным пакетом акций  ряда предприятий.

4.                      ФПГ без образования центральной компании, что предполагает взаимодействие участников объединения на основе перекрестного владения акциями.

В законодательстве выделяется также понятие транснациональных ФПГ (ТФПГ), при этом определяющим признаком такой группы является наличие среди его участников  юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств-участников СНГ, имеющих обособленные подразделения на территории указанных государств, либо осуществляющих на их территории капитальные вложения. В случае создания ТФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) группы (8, с.17).

Роль транснациональных ФПГ с участием предприятий стран СНГ в последние годы заметно возросла. По состоянию на начало 1998г. статус транснациональных ФПГ получило 6 групп: «Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Точность», «Славянская бумага», «Аэрофин», «Оптроника».



1.2             Правовые условия формирования ФПГ.

До принятия закона  «О финансово-промышленных группах» состав документов по создаваемой ФПГ и необходимые согласования для получения соответствующего официального статуса определялись Положением о порядке ведения Реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации (утверждено правительственным постановлением №707 от 19 июня 1994г.). Зарегистрированные в соответствии с этим порядком группы подлежали, согласно Закону, перерегистрации с учетом новых требований (13, с.90).

Внесенные Законом коррективы в процесс получения группами официального статуса охватывают как организацию деятельности группы, так и перечень документов, представляемых в полномочный государственный орган для обретения официального статуса. Новые позиции в этом перечне – договор о создании ФПГ, копии учредительных документов каждого из участников и копии их реестров акционеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать