Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития

В последнее время налицо как повышенное внимание администраций регионов к деятельности уже функционирующих ФПГ, так и их заинтересованность в формировании и поддержке вновь создаваемых региональных групп; это помогает контролировать финансовые потоки и рынки сбыта товарной продукции расположенных на соответствующих территориях предприятий.

Финансовый кризис 1998г., существенно ускорив выявление наиболее устойчивых к динамике рынка групп, поставил более 20%  из них перед выбором пути своего дальнейшего развития, связанного либо с реструктуризацией, либо с трансформацией в другие формы корпоративных структур.


2.3 Отечественные ФПГ: испытание кризисом 1998г.


Как известно, 1998 год поставил перед отечественными финансово-промышленными группами немало сложных проблем, причем наибольшие трудности испытали участвующие в группах банки. После обострения финансового кризиса в августе-98 скепсис по отношению к ФПГ, проявлявшийся и раньше, заметно усилился: эти структуры воспринимаются многими как инструмент лоббистского влияния, а не достижения корпоративной экономической эффективности. Между тем исследование итогов развития 43 ФПГ в 1997-1998гг., выполненного в 1999г. Бюро экономического анализа, показывает (см.табл.2.3.1), что официальные группы в 1998г. добились по ряду показателей более высоких, чем вся промышленность и экономика в целом, результатов. Так, по сравнению с 1997г. в рассматриваемых группах снижение объема производства промышленной продукции составило 2,9%, тогда как в целом по промышленности – 5,2; инвестиции в основной капитал выросли на 4,6% при их сокращении по экономике в целом на 6,7% (20, с.29).

Таблица 2.3.1
Показатели развития 43 ФПГ в 1997-1998гг. (1998 к 1997), %

Капиталообразующие инвестиции в:

основные средства

нематериальные активы

прирост производственных запасов

 

104,6

106,5

114,0

Долгосрочные финансовые вложения

190,2

Объем отгруженной промышленной продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах (без НДС, акцизов),

в том числе продукция, отгруженная (переданная):

участникам ФПГ по кооперационным связям (доля кооперационных поставок в объеме продукции)

на экспорт

 

97,1

 

95,0

124,4

Участники ФПГ нефинансовой сферы деятельности


Среднесписочная численность работающих, тыс.человек

89,5

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

94,3

Выручка от реализации продукции(работ, услуг)

106,0

Балансовая прибыль

-0,1

Кредиторская задолженность

118,5

Дебиторская задолженность

114,1

Финансово-кредитные учреждения-участники ФПГ

 

Кредиты, выданные участниками ФПГ

112,1

Балансовая прибыль

-192,8




2.1.1    Влияние внутригрупповой кооперации на эффективность ФПГ.

Для оценки этого влияния можно сопоставить результаты по всей рассматриваемой совокупности из 43 групп в целом и по тем из них, в которых доля внутригрупповых поставок составляет не менее 5%. По таким показателем, как капиталообразующие инвестиции в основные средства, долгосрочные финансовые вложения и объем отгруженной промышленной продукции, последняя совокупность групп превосходит первую (см.табл.2.3.1.1).

Таблица 2.3.1.1

Влияние внутригрупповых поставок на результаты деятельности ФПГ.



Показатели


Изменение в 1998г. по сравнению с 1997г.

Все ФПГ

ФПГ с долей внутригрупповых поставок не менее 5%

Капиталообразующие инвестиции в:

основные средства

нематериальные активы

прирост производственных запасов

 

104,6

106,5

114,0

 

108,6

105,6

119,2

Долгосрочные финансовые вложения

190,2

283,8

Объем отгруженной промышленной продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах (без НДС, акцизов)

97,1

105,6


Можно, таким образом, утверждать, для объединенных в официальные  ФПГ корпораций характерна повышенная (на общеэкономическом фоне) производственная активность, а наличие внутригрупповой кооперации усиливает эту тенденцию. Последняя обнаруживается и при анализе развития ряда крупнейших российских предприятий, вошедших в официальные финансово-промышленные группы.

2.3.2 Динамика производства на ряде крупнейших предприятий ФПГ.

 

Одно из принципиальных качеств ФПГ – повышение приспособляемости (адаптивности) производства к изменениям экономических условий, достигаемое на основе сотрудничества с партнерами по группе, распределения между ними риска. В этом контексте уместно сформулировать вопрос: помогла ли более высокая готовность к совместным действиям, выразившаяся во вступлении в ФПГ, приспособиться к резкому изменению экономических условий после августа 1998г.? Итоговые показатели названного года не дают достаточных ориентиров для ответа на такой вопрос. Эти показатели объединяют результаты производства до и после августовского кризиса, тогда как требуется их различение и сопоставление.

Для оценки того, как вхождение в официальные ФПГ влияет на приспособляемость российских предприятий, можно воспользоваться показателями их деятельности за первые кварталы 1998 и 1999гг. Данные для сравнения брались из отчетов, представленных эмитентами Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). Были учтены (без какой-либо селекции) все участвовавшие в создании официальных ФПГ эмитенты из числа 200 определенных журналом «Эксперт» лидеров 1997г. по объему реализации продукции, до 5 августа 1999г. представившие в ФКЦБ свои отчеты о деятельности в первом квартале. Кроме того, принимались во внимание результаты таких известных компаний, как «Пермские моторы», «Сода» (г.Березняки) и АО «РУСИА Петролеум», входящих в состав официальных групп.

Анализ развития отмеченной совокупности компаний показал: крупнейшие предприятия ФПГ преодолевают кризис в целом успешнее, чем вся отечественная промышленность. Некоторые результаты этого анализа представлены в таблице 2.3.2.1 (20, с.31).

Таблица 2.3.2.1

Динамика развития крупных компаний в составе ФПГ в 1997-1998г.

Показатели


1998 к 1997, %

Вошедшие в ФПГ крупные  компании

Промышленность в целом

Выручка от реализации

116

105

Прибыль

-71

I квартал 1999 к I кварталу 1998, %

Выручка от реализации

180

134

Прибыль

510

245


Таблица демонстрирует динамику развития крупных компаний в составе официальных российских ФПГ на фоне отечественной промышленности в целом. Каковы, однако, достижения этих компаний, если сравнить их с результатами 200 ведущих (по объему реализации) отечественных предприятий за 1998г? Среди них имеется 51 компания, фигурирующая в составе официальных групп.

Маневрирование ресурсами в рамках финансово-промышленных групп, использование ими трансфертных цен, равно как и выбор точек концентрации прибыли с учетом налоговых условий ведут к тому, что объявленная прибыль отдельных участников ФПГ выступает искаженной оценкой их эффективности. Неудивительно, что по этому показателю крупные предприятия официальных групп могут уступать другим крупнейшим российским компаниям.

Таблица 2.3.2.2

Обобщенные  характеристики  деятельности  крупнейших компаний в 1997-1998гг.

Группа компаний

Объем реализации, млн.руб.

Темп роста, %

Балансовая прибыль, млн.руб.

Коли-чество работаю-щих, тыс.чел.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать