Госбюджет
p> «от достигнутого», что не стимулирует развитие собственной налоговой базы на местах и наращивание собственных налоговых усилий регионального руководства. Отчетные данные о собранных регионом налогах ежегодно пересчитываются по неформализованной методике применительно к условиям следующего бюджетного года. Наряду с указанными факторами большое влияние на обострение противоречий между центром и регионами оказывает практика принятия федеральных законов, влекущих увеличение расходов или снижение доходов бюджетов субъектов Федерации без определения источников финансирования. Таким образом, реформирование системы межбюджетных отношений является на сегодняшний день необходимым и крайне своевременным шагом. Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской

Федерации на 1999 г. и на период до 2001 г., одобренной Правительством РФ

23.04.98, предусмотрен целый комплекс необходимых мероприятий. Программа стабилизации экономики и финансов также содержит подробный перечень мер по упорядочению межбюджетных отношений, в числе которых: утверждение новой методики распределения финансовой поддержки регионов, устраняющей субъективизм и обеспечивающей эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, стимулирующей увеличение сбора налогов; инвентаризация и жесткое регулирование региональных заимствований, обеспечивающее их целевой и эффективный характер; обеспечение прозрачности региональных бюджетов; отмена взаимозачетов по бюджетам субъектов Федерации; заключение договоров субъектов РФ об обслуживании в органах федерального казначейства и проведение через них денег по оплате а энергию и газ региональных бюджетополучателей; консолидация в региональные бюджеты внебюджетных фондов, стимулирование собственных налоговых усилий через увязку объемов полученных трансфертов из
ФФПР; обусловленность представляемых трансфертов, в том числе отказ от предоставления трансфертов регионам, использующим зачеты, накапливающим задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций; особый порядок отношений с высокодотационными регионами, включающий жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением их бюджетов; введение механизма внешнего финансового управления для регионов, находящихся в состоянии финансового кризиса; создание Фонда региональных финансов для стимулирования усилий по оздоровлению региональных финансов.

Следует также отметить, что принятие нового Бюджетного кодекса
Российской Федерации названо данной Программой в числе условий для преодоления финансового кризиса (БК РФ входит в состав предложенного
Правительством антикризисного пакета нормативных актов) и, несомненно, имеет огромное значение для нормализации бюджетных отношений в Российской
Федерации.

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию
- фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.
Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории
(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

* * *

Столь серьезные преобразования бюджетной системы, которым мы являемся свидетелями, не должны остаться “за бортом” учебной программы при изучении дисциплины “Гос.бюджет”. Следует уделить заслуженное влияние, изменениям бюджетного устройства Российской Федерации, включив в план семинарских занятий отдельные пункты: “Роль Федерального казначейства в бюджетной системе РФ” и “Основные направления реформирования бюджетного законодательства”. Важно также акцентировать внимание на бюджетном федерализме как основе формирования межбюджетных отношений.

Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало - будущее всей российской экономики.

ПРИЛОЖЕНИЕ

НАПРАВЛЕНОСТЬ РАСХОДОВ ФБ

Рисунок 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ

17.07.98.
2. ФЗ от 26.03.98 № 42-Ф «О Федеральном бюджете на 1998 год»
3. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской

Федерации».
4. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
5. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской

Федерации»
6. Закон РТ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике

Татарстан» от 26.12.91 № 1366-XII
7. Закон РМ «О бюджетной системе РМ»
8. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на

1997-2000 г.г. // Вопросы экономики, 1997, № 1.
9. Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики, 1998, № 7.
10. Заявление Правительства Российской Федерации о немедленных мерах по стабилизации финансового рынка и о бюджетно-налоговой политике в 1998 году // Финансы, 1998, № 6.
11. Об итогах исполнения федерального бюджета за 1997 г. и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 1998 г. (решение расширенной коллегии МФ РФ от 20.02.98 г.) // Финансы, 1998, № 4.
12. О финансовых основах местного самоуправления и формировании бюджетов муниципальных образований в 1998 году (Решение Совета по местному самоуправлению РФ) // Финансы, 1997, № 11.
13. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11
14. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г.

// Вопросы экономики, 1998, № 2.
15. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. //

Вопросы экономики, 1998, № 3.
16. Курс экономической теории: Учебник. / Под общей ред. проф. М.Н.

Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.
17. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, №

5.
18. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской

Федерации // Финансы, 1998, № 6.
19. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //

Финансы, 1997, № 11.
20. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1997, № 5.
21. Петров В.А. Бюджет-98: приоритеты и финансовые механизмы экономического роста // Финансы, 1997, № 11.
22. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года //

Финансы, 1998, № 5.
23. Пронина Л.И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса //

Финансы, 1998, № 6.
24. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории //

Финансы, 1998, № 6.
25. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 1998, № 3.
26. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова,

В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.
27. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в

России // Финансы, 1998, №№ 5,6.
28. Экономическое обозрение: Финансовые рынки. - 1998, № 71 - М.,

ДиалогБанк.
29. Экономическое обозрение: Макроэкономика. - 1998, № 9 - М., ДиалогБанк.
30. Экономическое развитие России в 1997 году // Вопросы экономики, 1998, №

3.

-----------------------
[1] Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы, 1998,
№ 5. - С. 7-8.
[2] Там же, С. 8.
[3] См. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/
Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.
Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.;
Финансы: Учебное пособие/ А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.;
Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
[4] Здесь необходимо отметить, что до принятия БК РФ часть из названных принципов была определена как «принципы бюджетного устройства», что, на мой взгляд, более соответствует природе понятий «система» как совокупность элементов и «устройство» как взаимосвязь элементов, принципы построения системы (см. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»). Однако, в силу того, что в настоящее время бюджетные отношения регулируются БК РФ, примем за основу первую точку зрения.
[5] Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской
Федерации»
[6] ФЗ от 26.03.98 № 42-Ф «О Федеральном бюджете на 1998 год», ст. 1.
[7] Там же, ст. 2.
[8] Там же, ст. 20.
[9] Там же, ст. 26.
[10] Необходимо отметить, что за последние несколько лет государственный долг вырос в несколько раз - еще в 1995 г. расходы по его обслуживанию составляли 8 % всех расходов бюджета против 25 % в 1998 г. Стремительный рост государственного долга не мог остаться без последствий - кризис лета
1998 г. во многом обусловлен именно недальновидной бюджетной политикой, когда страна жила в долг, а Правительство строило «финансовую пирамиду» в общегосударственном масштабе.
[11] Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 15.
[12] Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11.
- С. 10.
[13] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /
Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.
Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - С. 203.
[14] Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //
Финансы, 1997, № 11. - С. 11.
[15] Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской
Федерации // Финансы, 1998, № 6. - С. 20.
[16] Итоги социально-экономического развития РТ в 1997 г. и задачи
Правительства на 1998 г. в свете послания Президента РТ Государственному
Совету РТ/ Материалы к докладу Премьер-министра РТ Ф.Х. Мухаметшина на расширенном заседании Кабинета Министров РТ (3.03.98 г.) - Казань, 1998. -
С.23.

[17] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /
Л.А. Дробозина Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.
Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - С. 208.
[18] Например, ФЗ «О порядке внесения, рассмотрения и принятия федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет» от 23.07.98 № 121-ФЗ;
Закон РТ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике
Татарстан » от 26.12.91 № 1366-XII
[19] Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г.
// Вопросы экономики, 1998, № 2.- С. 22-23.
[20] Там же, С. 26-35.
[21] Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики, 1998, № 7. - С. 4.
[22] См. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 1998, № 3.- С. 20.
[23] Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие. // Вопросы экономики, 1998, № 3.- С. 10.
[24] Подробнее см.: Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации. // Финансы, 1998, № 6.- С. 5-6., Улюкаев А.
Государственные финансы и региональное развитие. // Вопросы экономики,
1998, № 3.- С. 10-14.
[25] Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие. - С. 13.

-----------------------

Субъекты Федерации

Образование, культура, искусство

Экология

Рыночн. инфрастр.

Здравоохр. и физкультура

Транспорт, дороги, связь, информатика

Сельское хозяйство

Меропр. в сфере соц. политики

Промышл., энерге-тика,строительство

Учреждения соц. обеспечения

Экономические

Социальные

Финансовые ресурсы, выделяемые с целью решения социально-экономических проблем федерального масштаба

Федеральный бюджет

Формирование регионального фонда зерна

Уточнение бюджетов территорий

Бюджетные ссуды, субвенции

Государственная финансовая поддержка завоза в районы Крайнего Севера

Федеральный фонд финансовой поддержки регионов

Дотации бюджетам субъектов Федерации

Финансовые ресурсы, выделяемые для обеспечения финансовой поддержки субъектов Федерации.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать