Инвестиции и экономический рост в переходной экономике
p> 3.3. Меры по активизации инвестиционной деятельности на средне и долгосрочной перспективе.

В перспективе для серьезного улучшения инвестиционного климата в
России, роста производства и производительности исключительно важны структурные реформы - выравнивание условий конкуренции и дальнейшая либерализация экономики. Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Следует сокращать перекрестное субсидирование, а предпочтение оказывать сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.
Структурная перестройка экономики должна сопровождаться реализацией специальных социальных программ типа трудоустройства и переобучения высвобожденных работников, переселения людей из северных регионов.

Следует определиться с выбором модели развития финансовой системы из известных в мире двух: условно называемой американской, предполагающей преобладание в структуре источников финансирования средств многочисленных частных инвесторов, и условно называемой немецкой, предполагающей опору на собственные средства финансовых групп. Первая модель, в наибольшей степени ориентированная на привлечение иностранных инвестиций, предполагает либерализацию финансового рынка и диверсификацию собственности. Вторая - во главу угла ставит накопление банковского капитала и банковский контроль за производством. В России после кризиса 1998 г. появились новые аргументы, чтобы выбрать первую модель, так как отсутствуют внутренние финансовые ресурсы, а контроль банков неэффективен. Меры по внедрению некоторых элементов второй модели привели к формированию неэффективной системы олигархического капитализма.

Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок, и т.д. Надо дать инвесторам возможность управлять рисками, для чего предоставить им адекватные финансовые инструменты. Целесообразно стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.

Важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата - преодоление слабости государства, то есть укрепление институтов государственной власти: совершенствование законодательства; осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, повышения эффективности и пропускной способности судебной системы; проведение реформы государственной службы; укрепление федерализма за счет более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов; продолжение борьбы с преступностью и коррупцией.

Эффективная судебная система необходима как для выполнения контрактных обязательств, так и для реализации остаточных прав собственности. Это свидетельствует о важности финансирования судебной системы в полном объеме, требуемом для полноценной работы судов, снижения возможностей местной исполнительной власти шантажировать судебные органы. Для этого следует предусмотреть финансирование судебной системы (в том числе таких статей затрат, как оплата телефонов, услуг коммунальных служб, ремонт помещений и т.д.) исключительно за счет средств федерального бюджета.

Для того чтобы система государственного управления стала современной, необходимо произвести разделение государственного аппарата по функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ
(оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения - от технологических. В частности, Минатом и МПС следует реорганизовать в государственные компании или агентства. Во всех естественных монополиях должны быть выделены в независимые компании технологические сегменты, позволяющие создавать конкурентную среду, и хозяйственные подразделения, не связанные непосредственно с производством.
Предоставление услуг, когда участие государства не является обязательным, надо передавать в частный сектор, где производителя выбирают на открытом конкурсе.[?]

Структуру государственных органов следует формировать под выполнение конкретных функций и задач, а не по принципу заполнения штатного расписания. Политические позиции должны заполняться согласно процедурам, предусмотренным законодательством, причем аппарат таких чиновников формируется ими самими в рамках закрепленного финансирования.
Технологические позиции надо заполнять на основе открытых конкурсов с равным правом участия граждан независимо от прежнего опыта работы в госаппарате. Должностное продвижение также должно осуществляться на базе открытых конкурсов. Для координирования кадровой политики, па-бора кадров и мониторинга рынка труда необходимо создание Федеральной кадровой службы.

Для обеспечения эффективной деятельности вертикали исполнительной власти субъекты Федерации должны привести свое законодательство в соответствие с федеральным и четко разграничить полномочия с органами местного самоуправления. Необходимо принять закон о порядке привлечения к уголовной ответственности и отстранения от должности губернаторов, выбираемых руководителей регионов, если они грубо нарушают федеральное законодательство. Аналогичные меры требуются в случае доведения субъекта
Федерации до состояния банкротства или потенциальной неплатежеспособности.

В целях повышения эффективности работы отраслей социальной сферы, обеспечения их развития при снижении финансовой нагрузки на экономику требуется проведение реформ: в области трудовых отношений для усиления защиты прав трудящихся при повышении мобильности рабочей силы на рынке труда; в жилищно-коммунальном хозяйстве с целью разгрузки региональных и местных бюджетов и усиления конкуренции и этой отрасли; в системе социальной защиты; в сфере пенсионного обеспечения; в образовании, здравоохранении. В результате этих реформ должны быть созданы предпосылки для устойчивой сбалансированности бюджетов всех уровней, приведения в соответствие социальных обязательств государства с возможностями экономики и роста производительности труда. Скорость и успешность преобразований в экономике напрямую связаны с реформами в социальной сфере, так как скорость каравана определяется старым хромым верблюдом.

Долгосрочную бюджетную политику следует строить исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственные расходы
(расходы расширенного правительства) не должны превышать 25-30% ВВП. При этом появится возможность снижать налоговое бремя, стимулировать частные сбережения и инвестиции.[?]

Требуется срочное создание современной системы управления государственным долгом, которая учитывала бы временную структуру обязательств, источники их покрытия, способность экономики обслуживать долг, текущую конъюнктуру рынка, а также оптимизацию соотношения между внутренним и внешним долгом.

Необходима законодательная конкретизация правовых норм, регламентирующих заимствования государства. Надо установить более (жесткие и конкретные, чем в Бюджетном кодексе и законах о бюджете, ограничения по заимствованиям государства, в том числе и по объему эмиссии им ценных бумаг и выпуску иных обязательств, и объему выдаваемых гарантий и т.д.

Одновременно следует повысить уровень обеспечения государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. Во-первых, необходимо осуществить переход функций эмитента государственных ценных бумаг от
Министерств финансов РФ к создаваемое казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены его конкретным имуществом. Во-вторых, следует образовать четкую и эффективную систему обращения взысканий на государственное имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам.
Представляется, что согласия об урегулировании долга удастся достигнуть на выгодных для России условиях, если кредиторам будет предложена намеченная выше программа.

Участие государства в решении проблемы развития в после дующие годы будет необходимо. Однако вряд ли целесообразно увеличивать государственные инвестиции, финансируемые из текущего бюджета за счет налогов. Важно повышать эффективность предоставления государственных гарантий по наиболее значимым инвестиционным программам.

Целесообразно при созревании подходящих условий сформировать бюджет развития за счет долгосрочных государственных займов. Полученные средства могли бы пойти прежде всего на развитие инфраструктуры для частного бизнеса, на гарантии экспорта и т.п.

Учитывая недостаточность доверия к российскому правительству со стороны иностранных кредиторов, крайне важно, чтобы обязательства по этим займам были гарантированы развитыми индустриальными странами и международными финансовыми институтами (например, brady-bonds). Это позволило бы восстановить доверие к государственным финансовым институтам, привлекать средства по доступным ставкам и содействовать подъему российской экономики.

В структуре финансирования инвестиций долгосрочные банковские кредиты в большинстве стран СНГ играют ничтожную роль. Кроме этого, макроэкономическая ситуация в большинстве стран привела в ходе стабилизации к непомерно высоким процентным ставкам, которые существенно снижают круг потенциальных заемщиков. В относительно более благоприятном положении оказались страны, которым быстро удалось провести стабилизацию. По истечении какого-то времени положительные эффекты стабилизации начинают проявляться и в странах СНГ. В России, например, реальная процентная ставка за 1996 г. снизилась с 96% годовых в первом квартале до 38% в четвертом. Но даже в странах Вышеградской группы реальные процентные ставки более чем в два раза превышают мировые. Следовательно, не следует ожидать существенного перелома на рынке банковского кредитования капитальных вложений.

Наконец, рынок ценных бумаг — корпоративных облигаций и акций — ни в одной стране мира не играл сколько-нибудь существенной роли в финансировании капитальных сложений в основной капитал. Наивно было бы возлагать какие-то надежды в деле оживления инвестиционной активности на только формирующиеся в переходных экономиках фондовые рынки. Их роль, в рыночной экономике принципиально тая: они служат аккумулятором хозяйственной информации I методом оценки многих экономических параметров.
Без сигналов с этих рынков планирование инвестиций частными компаниями невозможно. Поэтому создание законодательной базы и регулирование этих рынков — важная задача государства. Создание адекватной организационной базы инвестиционной политики заключается в сосредоточении задач прогнозирования и планирования инвестиций в органе, который обладал бы достаточной силой для принятия и реализации ключевых решений. За исключением стран, которые более или менее успешно реализовывают программный подход к инвестициям (Латвия, Молдова), такого полновесного органа инвестиционной политики не создано. В большинстве стран СНГ центральную роль в инвестиционной политике играет министерство экономики.
Роль его, как правило, несопоставима с министерством финансов и Центральным банком, а потому у него просто не хватает политического веса для серьезных инициатив или для разработки совместных с частным сектором планов. Критики заслуживает и минимальная гласность в работе министерств экономики, публикация крайне скудных прогнозов на короткую перспективу, келейность в обсуждении концепций экономического развития. Между тем, потенциально агентство по планированию и координации инвестиций, опираясь на солидный научный фундамент и адекватную ресурсную базу, может стать весомым экономическим “игроком”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать