Издержки и прибыль предприятия

Средние общие, или валовые, издержки определяются делением суммы общих издержек (TC) на объем произведенной продукции или сложением средних постоянных и средних переменных издержек для любого из возможных объемов производства:

Средние общие издержки при малых объемах производства снижаются, достигают минимального значения при оптимальном объеме выпуска и далее с ростом выпуска начинают увеличиваться. Такая закономерность изменения общих средних затрат предопределяется характером изменения средних постоянных и средних переменных затрат. На рис. 2 такая зависимость представлена кривой ATC.

Рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1

Динамика общих и средних издержек фирмы в краткосрочном периоде

Объем продукции Q

Постоянные затраты     FC

Переменные затраты     VC

Общие затраты TC

Средние постоянные затраты   AFC

Средние переменные затраты  AVC

Средние общие затраты ATC

Предельные затраты    MC

1

2

3

4

5

6

7

8

0

100

0

100

100

0

100

 

1

100

90

190

100

90

190

90

2

100

170

270

50

85

135

80

3

100

240

340

33,33

80

113,33

70

4

100

300

400

25,00

75

100,00

60

5

100

370

470

20,00

74

94,00

70

6

100

450

550

16,67

75

91,67

80


Общие затраты для каждого объема выпуска (колонка 4) получаем, суммируя постоянные и переменные затраты фирмы (колонка 2 плюс колонка 3). Средние постоянные затраты определяем делением постоянных затрат (колонка 2) на выпуск (колонка 1). Средние переменные затраты определяем делением переменных затрат (колонка 3) на выпуск (колонка 1). Средние общие затраты определяются делением общих затрат (колонка 4) на выпуск (колонка 1). Предельные издержки, например 2-й единицы продукта, равны разности общих издержек производства одного изделия (колонка 4), и так для каждой последующей единицы изделия.

Средние общие издержки сравнивают с ценой продукта. Если цена больше средних общих издержек, фирма получает экономическую прибыль; если цена меньше средних общих издержек, фирма терпит убытки. Если цена продукции равна средним общим издержкам, то фирма находится в состоянии равновесия, не получает ни прибыли, ни убытков, ее выручка равна общим издержкам.   

В экономическом анализе широко используется понятие предельных издержек (MC). Предельные издержки равны дополнительным, или добавочным, издержкам на производство еще одной единицы продукции. Например, фирма увеличивает производство со 100 до 101 единицы продукта. Известны общие затраты для производства обоих объемов производства. Предельные издержки на производство дополнительного 101-го продукта определяются разностью общих затрат фирмы на производство 101 изделия и общих затрат на производство 100 изделий. В приведенном определении предельных издержек объем выпускаемой продукции изменяется на еще одну единицу продукции. Если продукция делима и ее выпуск изменяется не на единицу, а на некоторый объем Q, то определяют изменение общих затрат TC. В данном случае предельные издержки измеряют отношением прироста общих издержек к вызвавшему его приросту выпуска:

Изменение общих издержек можно определить по изменению общих переменных издержек. Так как постоянные издержки фирмы при производстве любого объема равны одной и той же величине, а общие издержки равны сумме постоянных и переменных, то изменение общих издержек равно изменению переменных.

Используя понятие предельных издержек, можно всегда определить, какой объем дополнительных ресурсов придется израсходовать для последовательного расширения производства на одну, две и т.д. единицу изделий, сравнить предельные издержки с выручкой от реализации каждой дополнительной единицы изделия. Предельные издержки учитывают, принимая решения относительно того, какой объем продукции следует производить.

На величину общих и средних издержек фирмы оказывают влияние два основных фактора: применяемая технология и цены ресурсов. Использование новой эффективной технологии позволяет снизить затраты.

 

Прибыль: сущность и ее формирование

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производ­ство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, явля­ются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж за­висит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продук­ции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и то­варную политику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности пред­приятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, кото­рые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее на­звание говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных нало­гов минус затраты (расходы) на производство и реализацию про­дукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бу­магам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расхо­ды (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от спи­сания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за выче­том доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообло­жения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и раз­личные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресур­сов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует миро­вая практика, имеется два основных источника получения при­были.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать