986
485
501
6000
1613
9678
5600
4078
568
575
—7
7000
1484
9828
6420
3408
150
820
-670
8000
1195
9560
7615
1945
-268
1195
-1463
9000
986
8874
9310
-436
-686
1695
-2381
10000
777
7770
13675
-5905
-1104
4365
-5469
В количестве 6000 шт.:
В количестве 8000 шт.:
При больших объемах продаж спрос становится неэластичным.
Предельные величины дохода (выручки), издержек и прибыли получаются путем вычитания из данных валового дохода (графа 4) и валовой прибыли (графа 5) соответствующих значений из предыдущей строки. Например, предельная прибыль равна:
для объема продаж 5000 шт. —
для объема продаж 7000 шт. —
Деление на 1000 необходимо потому, что предельные (приростные) показатели определяются в расчете на единицу продукции, услуги или работы.
Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка. Так, например, пищевые предприятия, в частности, реализуют свою продукцию в условиях свободной конкуренции. Это означает, что за цену реализации своей продукции оно принимает ту, которую задает рынок.
Из этого следует, что для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:
Р = MC(q).
Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене. Покажем это на примере рыбоперерабатывающего предприятия, выпускающего икру в банках. Данные о производстве, издержках, прибыли, а также предельных величин приведены в табл. 2.
Таблица 2 Экономические показатели и расчеты предельных величин
Выпуск банок
Цена, тыс. руб. шт.
Валовой доход (выручка), тыс. руб.
Валовые издержки тыс. руб.
Прибыль, млн руб.
Предельный доход, тыс. руб./шт.
Предельные издержки, тыс. руб./шт.
Предельная прибыль, тыс. руб./шт.
Вр
ТС
Вр-ТС
MR = P
МС
(6) - (7)
1
2
3
4
5
6
1
8
0
135
-7200
—
—
—
35
135
4725
9240
-4515
135
54
77
150
135
20250
13200
7050
135
34
101
210
135
38350
15840
12510
135
44
250
135
33750
18000
15750
135
270
135
36450
19680
16770
135
288
135
38880
21312
17586
135
44
305
135
41175
22920
18255
135
95
40
316
135
45525
24360
18165
135
144
-9
316
135
42660
24510
18150
135
150
317
135
42795
24672
18123
135
162
318
135
42930
24852
18078
135
180
319
135
43065
25056
18009
135
204
320
135
43200
25269
17904
135
240
-105
Из таблицы следует, что предельный доход равен цене одной банки икры при приращении количества реализации в разных размерах (сравним графу 6 и 2). Иными словами, рыночная цена задается рынком (135 тыс. руб. за банку икры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой доход выражается линейным уравнением с нулевым свободным членом и угловым коэффициентом, равным цене одной банки:
Вр=135000q.
Максимальная прибыль получается при объемах реализации около 310 банок. По данным таблицы, она составляет 18255 тыс. руб. при реализации 305 банок.
В интервале 105—315 банок предельная прибыль равна нулю.
При дальнейшем росте объема реализации она становится отрицательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли.
Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в размере 135 тыс. руб./шт. предприятию выгоднее поддерживать реализацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли.
Следует отметить, что на практике при принятии оперативных решений часто недостает всей необходимой информации, поэтому руководителям приходится действовать интуитивно. Для облегчения принятия решений предлагается ряд сценариев взаимосвязей «цена — прибыль» (табл. 3).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11