Издержки и прибыль предприятия

Таблица 3 Взаимосвязь «цена — прибыль»

Изменение прибыли


Изменение цены


 

Повышается


Понижается


 

1


2


3


 

Прибыль увеличивается


Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный спрос)


Более низкие цены ведут к расширению емкости рынка быстрее, чем падают прибыли

 


Первоначально цена товара была занижена, покупатели могут заплатить больше (товарный дефицит)

Эластичный спрос


 


Производственные мощности ограничены, спрос, заказы превышают возможности предприятия

Первоначально цена товара была завышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширился

 


Более высокие цены делают товар привлекательнее для покупателя

Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем реализационная цена

 


Повышение цен конкурентами в отрасли

Более низкие цены открывают выход на новые рынки

 

Уход с рынка ряда конкурентов

 

 

Прибыль

уменьшается


Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек)

Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно постоянным (неэластичный спрос)

 


Первоначальные цены были «правильными», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эластичный рынок)

Первоначальные цены были «правильными», после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок)


 



Ответное понижение цен конкурентами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей

 

Уход с рынка

 



Цены были уменьшены исключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке

 



Предотвращение внедрения на рынок новых конкурентов*

 

Формирование прибыли предприятия на основе установления условий безубыточности


Суть такого подхода состоит в том, что исходной посылкой в формировании прибыли является достижение условий безубыточ­ной работы предприятия, т. е. оно не получает прибыль и не несет убытки, а все затраты, связанные с производством и сбытом про­дукции, покрываются получением результатов от текущей деятельности. В реальной жизни это есть не что иное, как определение пороговых значений выручки от реализации (Вр) или количества проданных товаров (q), при которых предприятие окупает свои зат­раты без получения прибыли (рис. 2).

Рис. 2. Условия безубыточной деятельности предприятия


Из рис. 2 следует, что определение величины прибыли осно­вывается на механизме взаимосвязи: «издержки — объем реализации — прибыль» (Cost — Volume — Profit Relationships). Исходя из этой взаимосвязи решаются следующие задачи:

1. Определение объема реализации продукции, который обеспе­чивает покрытие издержек производства, т.е. обеспечиваются усло­вия безубыточности.

2. Достижение плановой суммы прибыли через определение не­обходимого объема реализации.

3. Установление «предела безопасности» предприятия, т.е. разме­ра возможного снижения объема реализации продукции при небла­гоприятной конъюнктуре товарного рынка.

Метод формирования величины прибыли на основе установления условий безубыточности исходит из допущения, что, во-первых, цена изделия в течение рассматриваемого периода не меняется и, во-вто­рых, количество произведенных товаров равно числу проданных. В этом случае выручка от реализации (Вр) математически выражается как:

                                 (13)

где Иv — переменные затраты, руб.;

Ип — постоянные затраты, руб.;

М — прибыль согласно условию равна нулю.

Поскольку согласно условиям безубыточности прибыль (М) равна нулю, то формула (13) принимает следующий вид:

Вр = Иv + Ип.                                  (14)

Из формулы (14) следует, что выручка от продаж покрывает затраты. Но эта формула еще ничего не говорит, каков должен быть объем реализации (Вр) или какое количество должно быть продано товаров, чтобы наступили условия безубыточности. Для этого пре­образуем формулу (14), введя в нее количество продаваемых то­варов и цену одного изделия:

                                 (15)

где q — количество проданных товаров;

Це — цена единицы товара;

Иv — переменные затраты на единицу продукции;

Ип — совокупные постоянные затраты.

Из формулы (15) следует, что постоянные затраты Ип опре­деляются как:

Ип=q(Це-Иv).                                  (16)

Это означает, что пороговое значение количества продукции, ко­торое должно быть продано, чтобы наступили условия безубыточ­ности, определяется как:

qп=Ип/(Це-Иv).                                  (17)

Выражение (Це-Иv) является распределенной прибы­лью в расчете на единицу продукции. Как только она  покрывает постоянные затраты, то создаются условия для получе­ния и роста прибыли в дальнейшем. Для удобства на практике при­меняют коэффициент покрытия:

Кп= Ме/Вр.                                  (18)

Экономический смысл коэффициента покрытия Кп состоит в том, что каждая проданная единица,   которая идет на покрытие постоянных издержек, вносит определенный вклад в формирование прибыли.

Коэффициент покрытия прибыли позволяет менеджеру при прочих равных условиях выбирать виды продукции с самым высоким его значением, поскольку они в этом случае будут давать макси­мальный вклад в формирование прибыли для покрытия постоянных издержек.

В определении своей политики, в части формирования результатов и затрат, исходным принципом должно стать определение точки безубыточности, в которой общий доход от продаж равен постоянным и переменным издержкам или в которой вклад в формирование прибыли равен совокупным постоянным издержкам.Расчет уравнения, выражающего, что:

Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.

В каждом гипотетическом предприятии это выглядит так:

250х =150х+35000+0,

где х    — точка безубыточности;

250 — продажная цена единицы товара, руб.;

150 — переменные издержки на единицу товара, руб.;

35 000 — совокупные постоянные издержки, руб.

Решая уравнение относительно х, получаем: х =350 единиц продукции. Эта точка может быть найдена в рублях продаж путем умножения найденных единиц продукции на продажную цену единицы продукции:

350 • 250 = 87 500 руб.

Для того чтобы знать, как будет складываться ситуация после нахождения точки безубыточности, целесообразно использовать графические методы построения границ безубыточности (рис. 3).

Рис. 3. График определения тонки безубыточности


Такой подход возможен не только для определения количества изделий, которые необходимо продать, для того чтобы оправдать затраты, но и для планирования прибыли, а также учета изменения показателей при различных ситуациях. Поясним это на условном при­мере. Допустим предприятие производит кофемолки. При производ­стве одного изделия оно несет следующие расходы (у.д.е.):

Затраты материалов и комплектующих     —   75

Прямые затраты труда                                 —   15

Косвенные производственные расходы     —     6

Сбытовые расходы                                       —     4

Постоянные расходы предприятия в 200... г. будут состоять из косвенных производственных расходов — 200 000, расходов на рекламу — 15 000, расходов на управление — 60 000. Предполага­емая цена продажи одного изделия — 150 у.д.е.

Требуется определить:

1. Сколько изделий должно произвести и продать предприятие для обеспечения безубыточной работы?

2. Какую прибыль получит оно в случае продажи 6000 изделий?

3. Сколько изделий нужно произвести и продать, чтобы получить 100 000 у.д.е. прибыли?

4. Какую прибыль получит предприятие, если увеличит выпуск изделий на 20% и снизит цену на 10%?

5. Сколько изделий должно быть продано для достижения безубы­точности, если расходы на управление возрастут на 20 000 у.д.е.?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать