Курс микроэкономики
p>Вывод.

Экономический взгляд на рынок заключается в следующем: рассматривается экономическая система, в которой действуют три вида участников. Потребители стремятся с максимальной выгодой продать все имеющиеся ресурсы, сформировать потребительский бюджет и истратить его таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворить свои потребности. Фирмы располагают технологиями. Они стремятся выбрать род деятельности, который мог бы принести максимальную прибыль. Так как фирмы принадлежат потребителям, то прибыль распределяется между владельцами фирм и также пополняет их бюджет.

Потребители и фирмы «встречаются» на двух типах рынков: рынке факторов производства и рынке готовых продуктов. Экономическая система в целом функционирует тем эффективнее, чем более полно используются ресурсы и чем выше уровень потребления, взятый в целом. И фирмы, и потребители принимают решения о производстве и потреблении абсолютно независимо друг от друга, следуя модели А.Смита. Все они находятся в состоянии свободной конкуренции

Описанная модель экономической системы является базовой микроэкономической моделью, носящая название – «Чистый капитализм».

Предполагается, что она в наибольшей степени описывает самые существенные характеристики рыночной экономики. Таким образом, микроэкономика имеет дело не с реальной действительностью, а с этой моделью. Поэтому степень достоверности полученных выводов зависит от модели.

№2. МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ.

Метод моделирования – основной метод. Цели моделирования: рассмотреть самые важные, сущностные характеристики рыночной экономики, методом последовательного приближения к действительности (метод научной абстракции). Сначала рассматриваем базовую модель. Затем вносим в нее дополнения, которые приближают нас к действительности (например, рассматриваем совершенную конкуренцию, затем вносим в нее
«усовершенствования»).

Мы не знаем в этой системе количество фирм, потребителей, ресурсов, не знаем цены факторов и продуктов. Если бы мы знали 4 последних составляющих, мы бы смогли узнать M.

Метод микроэкономики заключается во всестороннем изучении данной модели. Данная модель – изучается поэтапно:

. Изучаются закономерности поведения потребителей.

. Изучается поведение фирмы – теория конкурентной фирмы.

. Первый взгляд на теорию в целом – теория конкурентного равновесия.

. Теория несовершенной конкуренции.

. Рынки факторов производства.
Методы математического или экономико-математического моделирования.
Микроэкономическая теория поддается формализации, т.е. основные переменные и взаимосвязи можно изобразить в функциональном виде и, следовательно, применить математический аппарат. Применяются следующие разделы математики: дифференциальное и интегральное исчисление, линейное и нелинейное программирование. Некоторые разделы математики были специально разработаны для микроэкономики, так в математике выделяют – математическую экономику. В советской экономической литературе долгое время шла дискуссия о возможностях и границах применения математики для экономики.
Статистические методы. Экономическая статистика постоянно ведет наблюдение за экономическими переменными. И это создает возможности для количественных методов и для проверки теоретических положений статистическими данными.

|Однако при этом существуют следующие трудности: сплошная |
|перепись – явление редкое, основной метод – выборочный |
|(берут выборку, изучают и распространяют ее результаты на|
|всю совокупность с неизбежными ошибками), теоретические |
|построения очень часто используют переменные, которые |
|нельзя практически подсчитать. Кроме того, теория, |
|изучающая экономическое поведение, имеет дело с |
|альтернативами поведения. В действительности же |
|существует всего один вариант, который фиксирует |
|статистика. |


Эмпирические методы. Кроме изучения абстрактных моделей, экономическая теория имеет дело с наблюдаемыми фактами.

|Например, можно изучать модель монополии в теории, но |
|существует возможность изучить поведение «Газпрома» на |
|российском и международном рынках. И на этом примере |
|изучать методы ценовой политики, государственного |
|регулирования и т.д. |

Соображения следующие: для проверки действенности теории необходимо, чтобы она помогала описывать и предсказывать экономические процессы. Для версификации (проверки) теории очень важно использование практических приемов. И здесь чрезвычайно важно знание классических примеров (например, автомобильный рынок США). Классический пример становится частью теории.
Методология. Обычно в микроэкономике используется такой метод: описывается некоторая ситуация; ищется модель, которая эту ситуацию может описать; данная модель изучается; производится поиск статистического материала, который может подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Если гипотеза подтверждается, то происходит обобщение, т.е. какой круг явлений эта гипотеза охватывает.

№3. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

До середины XIX века в экономической теории господствовала классические взгляды. Представители: в XVII веке – У. Петти, в XVIII веке – А. Смит, в
XIX веке – Д. Рикардо и Д. С. Миль.

|Уильям Петти (1623–1687) |
|Выдающийся английский экономист и общественный |
|деятель, родоначальник буржуазной политической |
|экономии, друг Исаака Ньютона и Джона Граунта. Главные|
|труды – «Трактат о налогах и сборах» (1662), |
|«Политическая арифметика» (1676), «Разное о деньгах» |
|(1682). Петти способствовал возникновению новой науки |
|– демографии. Петти одним из первых поставил проблему |
|исследования не просто причинно–следственных связей, а|
|отыскания общих экономических законов. |


|Адам Смит (1723–1790) |
|Профессор логики и нравственной философии в |
|университете Глазго. Принято считать, что именно он |
|основоположник политическрй экономии, благодаря труду |
|«Исследование о природе и причинах богатства народов» |
|(1776). Ещё при жизни Смита «Богатство народов» |
|переиздавалось пять раз. В течении следующего столетия|
|оно было переведено на основные европейские языки и |
|выдержало больше ста изданий. К настоящему времени |
|число переизданий перевалило за двести, на более чем |
|сорока языках мира. В России перевод главной книги |
|Смита появился в 1802–1805гг. Даже Пушкин читал |
|«Богатство народов». |


|Давид Рикардо (1772–1823) |
|Один из самых крупных экономистов эпохи «промышленной |
|революции»; его называют также наиболее глубоким |
|мыслителем из плеяды «детей» Смита. Главный его труд |
|«Начала политической экономии и налогового обложения» |


|Джон Стюарт Милль (1806–1873) |
|Выдающийся английский учёный, философ, экономист логик|
|и общественный деятель, член парламента. Из |
|экономических сочинений наибольшим вниманием |
|пользуются два: «Опыты по некоторым нерешённым |
|вопросам политической экономии» (1844), «Основы |
|политической эконмии с некоторыми приложениями их к |
|социальной философии» (1848). Первое издание «Основ» |
|на русском языке вышло в переводе Н.Г. Чернышевского. |

Основные положения:

. Рынок – совершенная система, которая с помощью саморегуляции при минимальном вмешательстве государства способна наилучшим способом распределить ресурсы.

. Основой любого богатства является процесс производства, поэтому основой обмена является затраченный в производстве человеческий труд – трудовая теория стоимости.

. Задача экономической науки – объяснение того, как производится и распределяется богатство между социальными группами. Поэтому вся экономика называлась политэкономией.
В середине XIX века – К. Маркс. Он существенно опирался на классическую традицию. Западные экономисты называют его последним великим классиком экономической теории. Но развитие марксизма не устраивало представителей классической школы по двум причинам:

. Изменилась направленность исследований.

. Появилась практическая задача перед экономической наукой: давать рекомендации правительству и экономическим агентам о каких–либо мерах экономической политики. В рамках старой классической теории эта задача была невыполнима.
|Карл Маркс (1818–1883) |
|Выдающийся немецкий философ, экономист и социолог. Его |
|личность в силу ряда политических причин овеяна множеством|
|легенд, превратившим этого незаурядного человека в |
|холодный и бесплотный символ, представляющий его в |
|зависимости от личных пристрастий то неким пролетарским |
|мессией, то злым демоном беззакония и произвола. |
|Многочисленны труды Маркса по философии, экономике, |
|истории и политике, к числу основных можно отнести: |
|«Капитал», «Немецкая идеология», «К критике политической |
|экономии», «История тайной дипломатии» |

К концу XIX века уже создавались предпосылки для появления нового направления экономической теории.
Предпосылки:

1. Появилась математическая экономика
|Госсен, Курно – нашли способ изучать экономические |
|явления с помощью применения аппарата дифференциального |
|исчисления. |

2. Были созданы статистические методы и государственные статистические ведомства, которые систематически собирали экономическую статистическую информацию.

3. В социальных науках до того времени преобладало нормативное начало.

А во многих науках с конца XIX века появился позитивистский подход.
|Основатель позитивизма Конт. Принцип позитивизма состоит |
|в том, чтобы отказаться от нормативного подхода и |
|описывать то, что есть при данных институциональных |
|предпосылках. Смысл позитивизма в том, чтобы сделать из |
|экономической теории науку о рациональном распределении |
|ресурсов. |

Появляется термин «economics» (экономикс).

В 1817 году независимо друг от друга сформировалось три школы:

. Австрийская, имела наибольший вес. Основные представители – Карл

Менгер, Фридрих Визер, Ойген фон Бем–Баверг.

. Кембриджская школа – Эджуорт, Стенли Джеванс.

. Лозаннская школа – Леон Вальрас, В. Парето.
|Фридрих фон Визер (1851–1926) |
|Австрийский учёный экономист, преподавалэкономическую |
|теорию более сорока лет, автор книг «Происхождение и |
|основные законы хозяйственной ценности» (1884), |
|«Естественная ценность» (1889), «Теория общественного |
|хозяйства» (1914). Разработал теорию альтернативных |
|издержек, ввел понятие «предельная полезность», которые |
|впоследствии стали краеугольными камнями в |
|неоклассической экономической науке. |

К 20-м годам XX века новая парадигма стала единой. Альфред Маршалл написал работу, «объединившую» все три школы. Развитие неоклассической традиции запоздало в том смысле, что основное внимание они уделяли модели совершенной конкуренции. Поэтому все направления сталкивались с обвинениями, что они изучают некий идеализированный мир.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать