Выделяют следующие цели валютной политики:
1. Воздействие на уровень инфляции.
Таким образом, валютная политика может использоваться как один из
инструментов финансовой стабилизации экономики. Все макроэкономические
школы согласны с тем, что воздействие валютного курса на рост цен
значительно. Но, все теории также утверждают, что необходимо учитывать и
другие факторы, такие как эмиссионные или неэмиссионные источники
финансирования дефицита государственного бюджета, размер внутреннего и
внешнего государственного долга, налоговая политика, политика заработной
платы и доходов, а также и другие инструменты денежно-кредитной политики.
Все эти факторы, вместе с валютной политикой, являющейся одним из основных
инструментов, оказывают давление на инфляцию. В некоторых странах валютной
политике отдана ведущая роль в сдерживании инфляции. Валютный курс является
«якорем» и может сыграть решающую роль в борьбе с ростом цен, и многие
страны бывшего социалистического лагеря использовали именно этот подход в
качестве главного рычага антиинфляционной политики. Главной проблемой
являлся выбор между гибким валютным курсом, фиксированным валютным курсом и
механизмом валютного регулирования.
Для того, чтобы валютная политика стала рычагом антиинфляционной
политики, необходимо выполнение следующего правила: надо добиться, чтобы
обесценение национальной денежной единицы было меньше роста внутренних цен.
Для проведения подобной политики необходимо наличие достаточно больших
золотовалютных резервов в распоряжении Центробанка. Именно это
обстоятельство не было учтено в России в 1994 г.
2. Воздействие на объем производства через внешнеторговое сальдо.
Это объясняется регулировкой компоненты Xn уравнения совокупного спроса
Рост этой составляющей приведет к росту совокупного спроса, что будет иметь различные последствия для экономик в различных состояниях, но для кризисной ситуации это влияние будет благоприятным.
Для увеличения Xn надо проводить политику девальвации, т.е. обесценения национальной денежной единицы. Экспорт становится относительно более выгодным, а импорт – невыгодным. Внешнеторговое сальдо растет:
Так можно выйти из кризиса с помощью валютной политики. Однако существует достаточно серьезные ограничения и последствия. Если растет экспортная составляющая, то происходит стимулирование в первую очередь тех отраслей, которые ориентированы на мировые рынки. В случае, если эти отрасли преимущественно сырьевые, как в России, то политика девальвации, направленная на выход из экономического кризиса, усиливает сырьевую специализацию страны, что неблагоприятно для дальнейшего развития. Таким образом, ухудшается структура внешнеторгового баланса, и страна все больше экспортирует сырье и импортирует технологии в условиях дорожающего импорта, усиливая свое технологическое отставание.
3. Вывод экономику из депрессии через инвестиции.
При проведении политики по определению курса национальной денежной единицы нужно следовать правилу: курс должен быть таким, чтобы обеспечивать устойчивое отставание доходности валютных спекуляций от альтернативных финансовых операций, в первую очередь, то кредитных операций.
Если, как это случилось в России в 1995 г., доходность валютных операций очень высока, то возникает много банков, занимающихся только операциями на валютном рынке. Такие банки вообще не имели клиентов и не выполняли никаких макроэкономических функций. В России политика властей в отношении рубля не отслеживала доходность различных сегментов рынка, и валютные спекуляции были более доходны, чем кредитные операции. В такой ситуации структуры, которые должны способствовать кредитованию экономики, анализируя прибыльность различных своих операций, быстро приходили к выводу, что доходы кредитных операций для инвестирования значительно ниже прибыли, получаемой от валютных спекуляций. Власти сами способствовали перетоку средств из реального сектора в финансовый и снижение объемов инвестиций.
Итак, доходность валютных операций должна быть ниже, чем доходность
рублевых операций для того, чтобы постепенно происходил перевод накоплений
и сбережений населения и предприятий в форму национальной денежной единицы.
Очень важен политический аспект этой проблемы, так как за ним стоит вопрос
доверия населения к национальной денежной единице.
Снижению курса валюты способствует также и приток средств от
иностранных инвесторов. Это послужило причиной допуска иностранного
капитала на рынок ГКО: необходимо было повысить приток валюты в страну.
Чтобы стимулировать иностранные инвестиции, необходимо проводить политику
ревальвации – укрепление национальной денежной единицы. Но политика
длительной ревальвации в условиях усиления спада производства и отсутствия
товарного обеспечения невозможна, потому что ЦБ вынужден проводить
усиленные валютные интервенции для подержания стабильности рубля, истощая
свои золотовалютные резервы и повышая возможность новых кризисов и обвалов
курса.
Кроме того, политика ревальвации ведет к понижению
конкурентоспособности отечественных производителей на мировых рынках.
Именно поэтому введение валютного коридора вызвало негативную реакцию со
стороны ведущих экспортеров. Если в стране не повышается внутренний спрос,
ревальвация может спровоцировать кризис.
Главный вывод из вышесказанного следующий: валютная политика должна быть скоординирована с другими инструментами антиинфляционной и антикризисной политики и не может проводиться изолированно.
Роль валютной политики очень противоречива в тот момент, когда
необходимо бороться одновременно и с инфляцией, и с кризисом. В этой
ситуации непонятно, какую политику проводить, и это было очень заметно в
России.
Существует два варианта валютного режима в стране: фиксированный и гибкий валютный курсы. Выбор между ними представляет собой классическую проблему, всегда являвшуюся предметом особого внимания макроэкономической литературы. И тот, и другой вариант имеет свои сильные и слабые стороны, и выбор сильно зависит от конкретной ситуации и страны, причем в числе структурных факторов необходимо учитывать общую открытость экономики и ее интеграцию в торговые отношения с иностранными партнерами.
Кроме структурных факторов крайне важно учитывать степень доверия
экономических агентов к государственной политике. Страны с низким доверием,
как правило, страдают от высокой инфляции и оттока капитала за рубеж.
Национальная валюта в таких странах имеет ограниченное хождение, вместо нее
используются более надежные валюты, к примеру, доллар США или DM.
Экономические агенты в таких странах учитывают свой предыдущий опыт, и их
крайне сложно убедить в том, что власти будут проводить разумную
стабилизационную политику. В таких условиях фиксированный курс может быть
предпочтительнее, но огромное значение имеет следующее обстоятельство:
обязательства фиксировать валютный курс могут вызвать доверие у населения
лишь в том случае, если созданы институциональные механизмы, исключающие
политическое воздействие на выработку решений в денежно-кредитной сфере,
более того, если осуществляются адекватные дополнительные мероприятия в
области бюджетной политики. Именно в этом состоит идея механизма валютного
управления. Эта проблема особо остро стояла в России, и механизм валютного
коридора без институциональной базы под ним не вызывал доверия.
Механизм валютного управления доказал свою плодотворность в ситуациях,
когда главная проблема страны состоит в низком уровне доверия к
экономической политике властей и отсутствии финансовой стабильности.
Валютное управление предполагает прикрепление национальной валюты к
иностранной валюте, пользующейся международным признанием, например к
доллару США. Однако, это не единственная мера валютного управления. Кроме
такой привязки предполагается выполнение следующего правила: ЦБ обязан по
первому требованию немедленно конвертировать свои ликвидные обязательства,
составляющие денежную базу, в иностранную валюту по заранее установленному
курсу. Для введения такой политики необходима полная уверенность в
независимости ЦБ от политических факторов. Это можно сделать с помощью
специального законодательства, но необходимо удостовериться, что Парламенту
или Президенту будет достаточно сложно его отменить. В современном
российском законодательстве таких ограничений нет. Возможность
одностороннего объявления какой-либо политики, от проведения которой ЦБ
может легко оказаться, тоже должна быть ликвидирована.
При введении валютного регулирования возможны несколько технических задач:
1. Выбор валюты, используемой для фиксации национальной денежной единицы. Эта валюта будет являться «якорем» и должна иметь высокий международный статус, рано как и Центральный банк, ее выпускающий.
Целесообразно выбрать ту валюту, которая нелегально обслуживает большинство денежных потоков.
2. Гарантирование резервов обеспечения валюты. Наиболее радикальное и жесткое решение, редко применяющееся на практике – установка жесткого соответствия объемов денежной массы объемам валютных резервов ЦБ. Второй вариант – обеспечение валютными резервами не денежную массу, а денежную базу. Общий смысл резервного обеспечения заключается в том, чтобы объем денежной базы менялся вместе с объемом валютных резервов. Если прироста валютных резервов не происходит, то ЦБ не имеет права наращивать денежную базу.
3. Уровень валютного курса. Валютное управление вводится либо одновременно с девальвацией национальной валюты, либо фиксируя уже сложившийся на рынке валютный курс. Так как поддержание более высокого курса национальной валюты требует большего объема резервов, то уровень фиксации валютного курса обычно зависит от их наличия. При недостатке золотовалютных резервов сильно искушение установить заниженный валютный курс, но это приведет к инфляции в будущем. В связи с этим, государства при введении валютного регулирования часто прибегают к международному кредиту с целью повышения золотовалютных резервов и для того, чтобы избежать необходимости девальвации перед вводом валютного управления.
Следствием ввода валютного регулирования является отказ от
самостоятельного проведения денежно-кредитной политики. ЦБ не сможет
диктовать условия денежно-кредитной политики, так как их диктует рынок.
Власти теряют контроль над процентной ставкой и денежными агрегатами.
Денежную массу определяют золотовалютные резервы.
Валютная политика в России
Многие страны с переходной экономикой предпринимали попытки провести
финансовую стабилизацию одновременно с началом рыночной трансформации.
Россия не пошла по этому пути, и макроэкономическая политика в начале 90х
годов не отличалась жесткостью, не удалось достичь реальной финансовой
стабилизации, и уровень инфляции оставался высоким гораздо дольше, чем в
других посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы.
Серьезных попыток стабилизировать ситуацию власти не предпринимали до 1995
г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11