Россия добилась снижения инфляции и стала привлекательным объектом для иностранного капитала, но азиатский кризис обнажил проблемы, которые не были решены. В конце 1997 г. Россия столкнулась с последствиями этого кризиса.
Следствием всех этих факторов явилось то, что, несмотря на низкую
инфляцию и жесткую денежно-кредитную политику, стали возникать серьезные
экономические проблемы. Главные последствия этого – ожидание того, что
власти либо прибегнут к эмиссии для инфляционного обесценения своих
обязательств, либо просто откажутся от них. Эти ожидания привели к падению
ценности рублевых активов, что еще более сузило возможности для проведения
нормальной бюджетной политики. Азиатский кризис и резкое падение цен на
нефть на мировом рынке сыграли важную роль в раскрутке этого процесса.
Однако, главная причина – не внешний, а внутренний фактор.
Урок проведения политики финансовой стабилизации следующий: режим фиксированных валютных курсов не может поддерживаться без проведения комплекса сопутствующих мероприятий. Введение в 1995 г. не квазификсированного курса, а валютного управления могло бы повысить уровень дисциплины платежей в рамках финансовой системы и действительно повлиять на изменение ситуации, приведя к стабилизации.
Лекция 12. Бюджетная политика.
В переводной литературе само понятие бюджетной политики часто заменяется синонимом «фискальная политика». Этот термин остался от тех времен, когда в мировой макроэкономической науке главенствовали кейнсианские идеи, и, соответственно, огромное внимание уделялось государству, бюджету и бюджетной политике. В России термин «фискальная политика» обычно понимается уже и включает в себя лишь налоговую политику, тогда как в других странах понятие фискальной политики включает в себя не только сбор денежных средств, но и их последующее распределение.
Бюджетная политика – это воздействие на совокупный спрос с помощью системы государственных заказов (контрактов), налогообложения и трансфертных платежей. Трансферты – различные льготы и ссуды, которые передаются на безвозмездной или частично возмездной основе различным организациям, территориям и слоям населения.
Основные понятия этой сферы были разработаны в 30-е годы Кейнсом,
который впервые заговорил серьезной разработке бюджетной политики в
качестве инструмента выхода из экономического кризиса. Если до Великой
Депрессии суть бюджетной политики сводилась к достижению бездефицитности
бюджета, то Кейнс опроверг этот постулат и доказал, что манипулирование
государственными доходами и расходами и создание дефицита бюджета при
определенных макроэкономических предпосылках может сыграть положительную
роль в выводе экономики из кризиса. Кейнс доказал, что в условиях кризиса
создание дефицита бюджета будет способствовать преодолению депрессии. Этот
вывод основывался на теории потребления, разработанной им же, и на
следующих понятиях:
. Основной психологический закон потребления
. Предельная склонность к потреблению и сбережению
. Мультипликатор дохода
Для доказательства утверждений Кейнса рассмотрим вначале упрощенную закрытую модель без учета мирового рынка. Основным является следующее уравнение:
Xn в этой модели не учитывается по причине отсутствия мирового рынка,
а государственные расходы G будут рассматриваться в ходе доказательства. По
Кейнсу, потребление является функцией от величины дохода:
Обозначим
Расходы всей экономики равняются ее доходам и определяют количество произведенных и приобретенных благ – ВНП. Из уравнения следует:
Используя основной психологический закон – потребление увеличивается с ростом дохода, но не так сильно, как растет сам доход, получаем в самом общем случае следующую картину:
В этом случае получается, что при нулевом доходе население ничего не потребляет. На деле, это, разумеется, не так, и необходимо ввести автономное потребление a – наименьший необходимый уровень потребления, необходимый для поддержания физического существования.
С учетом этого, окончательный вариант будет выглядеть следующим образом:
В этом случае уравнение потребления можно записать как каноническое уравнение прямой, где c – предельная склонность к потреблению. Она показывает, какая часть из прироста дохода пойдет на прирост потребления.
Или
Но линейный характер потребления является лишь частным случаем. В более общем случае кривая выгладит так:
В любой экономике доход делится на 2 части – потребления и сбережения,
Y=C+S. Аналогично предельной склонности к потреблению с, можно выделить и
предельную склонность к сбережениям s.
Перейдем к рассмотрению макроэкономического равновесия по методу кейнсианского креста.
Линия соответствия совокупных доходов и расходов является ломаной в точке достижения максимального объема производства ВНП*. Макроэкономическое равновесие достигается, когда совокупный спрос равняется совокупному предложению СС=СП. В этом случае СС=ВНР, СП=ВНП.
Упрощением этой модели является постоянный объем инвестиций
I=const=I0.
Точка равновесия, таким образом, определена и достаточно далеко отстоит от максимально возможного уровня производства. Но, так как спрос равен предложению, то в самой экономической системе не существует никаких механизмов, которые справились бы с безработицей и привели бы к полной занятости. Главный вывод, сделаный Кейнсом из своей макроэкономической теории и теории потребления, таков: макроэкономическое равновесие возможно при безработице, что отрицает классическая школа.
Состояние полной занятости наступит в том случае, если график C(Y) сдвинется вверх. Но существует также и множество других положений, и полная занятость – лишь один из частных случаев:
Если экономическая система действует так, что равновесие может установиться в условиях высокой безработицы, то нет ничего присущего механизму равновесия, что могло бы сдвинуть точку равновесия. Если же к этой системе мы прибавим государственные расходы, пусть даже вызвав дефицит государственного бюджета, то такая бюджетная политика будет способствовать ликвидации безработицы и выходу из кризиса, приближаясь к объему производства, равному максимально возможному.
Итак, благодаря государственным расходам мы подняли ВНП на максимально возможный уровень ВНП*. Кейнсианский подход заключается именно в этом – в изменении макроэкономического равновесия с помощью государственных расходов.
Мы доказали, что бюджетная политика влияет на ВНП. Теперь необходимо
выяснить размер этого воздействия в количественном выражении. Для этого
введем понятие мультипликатора дохода, позволяющего сделать вывод о росте
ВНП с увеличением дохода.
Мультипликатор показывает, в какой зависимости находится прирост дохода Y от прироста инвестиций I. В самом простом виде его можно выразить из формул
Теперь вычислим результат смещения равновесия из (Y,I) в (Y+(Y,I+(I).
Отсюда
Так как 0 < с < 1, то
Это значит, что увеличение инвестиций влечет за собой увеличение дохода, причем в большей степени, чем прирост инвестиций. Коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода Y и порождающим этот прирост увеличением объема инвестиций I, и является мультипликатором.
Эффект мультипликатора не имеет ничего общего с производственным
эффектом инвестиций. Понятие производственной функции, которая бы показала
зависимость между инвестициями, другими факторами производства и объемом
ВНП, не используется. Эффект мультипликатора связан с лавинообразным
увеличением совокупного спроса, вызванного ростом объема производства и,
соответственно, объема дохода в смежных отраслях.
Рост инвестиций, к примеру, в сельскохозяйственной отрасли, производящей помидоры, приведет к росту спроса на орудия труда, требуемые этой отраслью. Это повлечет за собой рост дохода производителей орудий труда, которые, в свою очередь, этот дополнительный доход разделят на две части в соответствии со своими c и s, сберегая одну часть, а другую тратя на приобретение хлеба. Те, кто производит хлеб, точно также распорядятся дополнительным доходом, потратив какую-то его часть на развлечения и т.д. В экономике резко возрастает совокупный спрос из-за увеличения потребления в экономике. Изначальной причиной этого многократного увеличения стал прирост инвестиций в сельскохозяйственную отрасль.
Рассмотрим численный пример. Пусть в нашей экономической системе
С=30+0,5Y, I=100.
Первоначальный размер Y равняется
Y=30+0,5Y+100 Y=260.
Увеличение инвестиций (I=50 приведет к
Y=360 (+100) в соответствии с мультипликатором
Либо по другой формуле
Механизм этого таков:
|(Y | |50 |25 |12,5 |
|(I |50 | | | |
|(C | |25 |12,5 |6,25 |
Изначальный прирост инвестиций увеличил совокупный доход на 50 ед. Ѕ этого дохода, в соответствии с предельной склонностью к потреблению, была потрачена и увеличила доход еще на 25 ед. и т.д.
Выведем формулу мультипликатора из этого соотношения:
(Y=(I + (I(c + (I(c2…
Используя формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии, имеем
Т.е. то, что и получали ранее.
Лекция 13. Бюджетная политика.
Для дальнейшего рассмотрения эффекта мультипликатора необходимо
отметить, что он действует в период неполной занятости или депрессии.
Именно при таком состоянии экономики изменения в инвестициях (I влияют на
номинальный национальный доход или на ВНП из-за изменения реального объема
производства через эффект мультипликатора. Если же экономика работает в
условиях полной занятости, то изменения в инвестициях воздействуют на
номинальный национальный доход через изменение уровня цен. В период полной
занятости эффект мультипликатора не действует, и создаваемый приростом
инвестиций дополнительный совокупный спрос приводит не к расширению объемов
производства, а к созданию инфляции. Проиллюстрируем это графически с
помощью кейнсианского креста и модели совокупного спроса/предложения:
На моделях видно, что экономика в состоянии полной занаятости находится на вертикальных отрезках прямых, и дополнительные инвестиции приводят к сдвигу кривой совокупного спроса, не изменяя максимально возможного ВНП*. Вместо этого происходит увеличение расходов экономики и рост цен.
Итак, в условиях полной занятости мультипликатор является источником инфляции и не воздействует на объемы производства.
Рассмотрим ситуацию, когда экономика не находится в состоянии полной занятости. Пусть имеет место кризис, и ВНП
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11