Лекции по макроэкономике
p>
|Банк Б |
|Актив |Пассив |
|Резерв |50 р. |Вклад |80 р. |
| |+ 30 р. | |+ 30 р. |
|Кредит |80 р. | | |

Если бы у банка А не было в наличии дополнительных резервов, то он не смог бы осуществить перевод без нарушения инструкций ЦБ. Таким образом, главная задача банка – обеспечение платежеспособности, и для этого коммерческие банки должны, помимо обязательных резервов, иметь резервы про запас для обеспечения платежей между банками.

Отношение резервов к депозитам определяет предпочтения банков, и, как правило, это соотношение гораздо больше, чем норма обязательного резервирования. На размер re накладываются определенные ограничения:

1. Минимальные резервные требования, установленные ЦБ.

2. Желание иметь избыточные резервы. Страховой спрос на деньги – если у коммерческого банка нет избыточных резервов и он не может удовлетворить спрос на наличность или осуществить платежи своих клиентов, то он должен будет занять средства в ЦБ или у других коммерческих банков.

3. Процентная ставка ЦБ для коммерческих банков, берущих у него в долг. В России эта плата за кредит носит название “ставка рефинансирования”, в других странах – “учетная ставка”.

4. Ставка межбанковского кредита. Стоимость получения денег на межбанковском рынке.

5. Упущенные процентные поступления. Поскольку избыточные резервы, хранящиеся на резервном счете в ЦБ, не приносят дохода, то, храня деньги на счете и не выдавая кредитов, коммерческий банк теряет прибыль. Соответственно, чем выше потерянная прибыль, тем меньше желание хранить деньги на расчетном счете, и избыточные резервы снижаются. Размер упущенной прибыли зависит от рыночной ставки процента, под который ссуда выдается предприятиям.

Таким образом, мы можем выразить re как функцию от вышеперечисленных факторов:

Где i – рыночная ставка процента за кредит (упущенная выгода) iцб – ставка рефинансирования ЦБ iмбк – ставка межбанковского кредита, сильно зависит от i и iцб. r – норма обязательного резервирования

? - характеристика неопределенности притока и оттока банковских вкладов. Чем больше неопределенность, тем больше избыточных резервов.

Если растет i, то re падает. Увеличение упущенной прибыли побудит банки к уменьшению резервов.

Если растет iцб или iмбк, то re также растет. Это связано с повышением издержек в случае нехватки ресурсов, что приводит к росту запасов.

Рост r также вызывает повышение re.

Теперь рассмотрим более сложную схему денежного мультипликатора, учитывая избыточные резервы на счетах в ЦБ. Ранее мы исходили из наиболее простой модели, по которой все ИР выдавались в виде ссуд. Следующее предположение в новой модели денежного мультипликатора – предпочтения населения, которое само решает, какую часть от своих денежных доходов оно предпочитает иметь в виде наличных, а какую – в виде вкладов. Поэтому очень важным становится соотношение наличности и вкладов:

В этой формуле учитываются лишь самая ликвидная часть депозитов – вклады до востребования. Это соотношение зависит от привычек населения, доступности вкладов, наличия и распространенности чековых книжек, банковских рисков, процентов по счетам до востребования, разветвленности сети уличных банкоматов. Таким образом, это ограничение на денежный мультипликатор связано с тем, что часть денег население не несет в коммерческие банки.

Теперь выведем формулу денежного мультипликатора с учетом вышеизложенных ограничений. Для этого введем понятие денежной базы, или базы денежного обращения.

Денежная база – это наличность и резервы коммерческих банков в ЦБ.

Определим значения равновесной денежной массы и мультипликатора. Во- первых, рассмотрим равновесие между предложением и спросом на деньги.

Во-вторых, рассмотрим равновесие между предложением и спросом на денежную базу.

Если выполняются оба равновесных уравнения, мы оказываемся в состоянии денежного равновесия, так как население держит свои денежные доходы в соответствии сих предпочтениями по нормативу наличность/депозиты, а банки – точно по нормативу резервы/депозиты. Денежный мультипликатор численно выражает общее увеличение массы денег, созданное приростом денежной базы на
1 денежную единицу. Таким образом, отношение денежной массы и денежной базы дает нам денежный мультипликатор.

Или

Из последнего уравнения видно, что денежная масса зависит от денежной базы с учетом мультипликатора, который выражает предпочтения населения и коммерческих банков.

Каково практическое применение денежного мультипликатора? Денежная база – это сумма резервов коммерческих банков в ЦБ и наличных денег в обращении. Таким образом, ЦБ, контролируя размер денежной базы, может контролировать и размер денежной массы, если мультипликатор постоянен или предсказуем. Но мультипликатор меняется достаточно часто, так как меняются предпочтения населения или коммерческих банков, соответственно, ЦБ, контролируя денежную базу, не всегда точно может определить размер денежной массы.

Готовность банков кредитовать меняется еще и от циклов деловой активности. Предположим, что в экономике наблюдается период экономического роста, промышленного бума. В это время банки готовы активно кредитовать, так как ссуда приносит процентный доход, а риск невозврата очень незначителен.

Совокупный спрос растет за счет увеличения инвестиций и роста потребительских расходов населения. Возможность спровоцировать инфляцию велика, и в этот период надо немного сдерживать готовность коммерческих банков выдавать большой объем ссуд.

Рассмотрим ситуацию кризиса в экономике. В этом случае банки не хотят кредитовать, что ведет к снижению инвестиций и потребительских расходов.
Это еще более усугубляет экономический кризис.

Итак, банковская система оказывает значительное влияние на объем денежного предложения, где возникает эффект денежного мультипликатора, и, следовательно, банки могут усиливать циклические колебания в экономике.

Нормальную ситуацию развития вокруг тренда 1 банки усугубляют увеличившимся размахом деловых циклов 2. Таким образом, банковская система способствует нестабильности экономики страны. Для предотвращения этого ЦБ обязан регулировать деятельность коммерческих банков и следить за объемом денежного предложения.

Целенаправленное и эффективное регулирование деятельности банков и проводимая ЦБ денежно-кредитная политика должны привести к уменьшению размаха циклических колебаний в экономике и максимально приблизить развитие к определенному тренду, приведя экономику в состояние 3.

Что является ориентиром в денежно-кредитной политике, проводимой ЦБ?
Дискуссия по этому поводу идет уже достаточно длительное время, и проблема не разрешена до сих пор. Одни утверждают, что ЦБ должен регулировать ставку процента, которая складывается в экономике, другие говорят, что ЦБ должен устанавливать объем денежной массы.

Если ЦБ стремится зафиксировать некоторый уровень процентной ставки, то он должен предложить такой объем денег, на который будет предъявляться спрос при данной ставке.

Если же ЦБ стремится установить на каком-либо уровне объем денежной массы, то он должен позволить процентной ставке меняться таким образом, чтобы уравнять спрос и предложение на деньги.

Отсюда же следует вывод, что ЦБ не может одновременно фиксировать ставку процента и объем денежной массы. Поэтому требования небольшой денежной массы при низкой процентной ставке невыполнимы. В реальной экономике проще регулировать величину процентной ставки, чем денежную массу. По статистике, в изменениях денежной массы существуют временные лаги, и самое главное в регулировании – это не причины технического характера, а изменения предпочтений населения и банков, непостоянство денежного мультипликатора. В виду этих причин регулирование денежной массы очень сложно. Попытки ЦБ регулировать оба фактора одновременно не приносят успеха, и надо точно представлять, в какой конкретной ситуации наиболее эффективен каждый из методов.

Лекция 8. Денежно-кредитная политика.

В каком случае наиболее эффективным является фиксирование процентной ставки, а в каком – денежной массы? Для ЦБ основной макроэкономической целью является достижение определенного уровня ВНП. И главный вопрос звучит так: «Какой из инструментов является наиболее эффективным в достижении этой цели?» В качестве временного периода при рассмотрении эффективности подобных инструментов обычно берется краткосрочный – от 3х до 9 месяцев.
Для ответа на данный вопрос применяется анализ американского экономиста
Пуля. Им были сделаны следующие выводы:

1. Если желаемый объем ВНП зависит от меняющегося инвестиционного спроса, который трудно предсказать заранее, то в данном случае в качестве целевого ориентира выбирается постоянный объем денежной массы, а процентная ставка колеблется. Эти изменения процентной ставки благоприятно воздействуют на стабилизацию инвестиционного спроса, от которого зависит целевой уровень ВНП. ЦБ в этом случае руководствуется монетарными целями по установлению желаемого уровня денежной массы.

2. Если целевой ВНП зависит от спроса на деньги или скорости их обращения, то необходимо фиксировать процентную ставку, а денежную массу либо снижать, либо повышать для достижения желаемого уровня процента. Подобный способ регулирования денежно-кредитной политики был применен в США дважды – в 1982 и 1985 годах. Осенью 1982 года в начале экономического кризиса и в середине 1985, когда стало очевидным вхождение экономики в состояние депрессии, Федерально-

Резервная система США (аналог ЦБ) повысила ориентиры по денежной массе. В обоих случаях причина заключалась в изменении спроса на деньги, а именно – в снижении скорости их обращения. Осенью 1982 экономика была в состоянии глубокого спада. Опасаясь еще большего ухудшения экономической ситуации, ФРС резко увеличила темпы прироста денег в экономике для компенсации очевидного уменьшения скорости их обращения. Это способствовало преодолению экономического спада, так как увеличение денежной массы привело к снижению процентных ставок и к фиксированию инвестиционного спроса на нужном уровне, обеспечивающем рост ВНП и выход экономики из кризиса. В середине 1985 года отмечался небольшой, но стабильный экономический рост и из-за неожиданного снижения скорости обращения денег ФРС ожидала приостановку общего оживления в экономике. Таким образом, в середине 1985 года возможным было начало нового спада в экономике, что и заставило ФРС вмешаться, подняв размер денежной массы и сделав ориентиром своей политики низкий фиксированный процент. Несмотря на неблагоприятные прогнозы, дополнительная эмиссия денег не привела к всплеску инфляции, и в оставшийся период

1985 года наблюдался умеренный экономический рост.

Таким образом, анализ Пуля позволяет определить тот момент, когда ЦБ должен менять цели и ориентиры денежно-кредитной политики. Для своевременного отслеживания этого момента необходимо иметь отлаженный статистический аппарат по сбору информации о денежных агрегатах и скорости обращения денег.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать