Фридманом в 50-е годы, что существует тесная корреляционная взаимосвязь между объемом задолженности в экономике и ВНП, причем эта связь более тесная, чем связь между величиной денежной массу и номинальным ВНП.
Следовательно, посредством контроля за кредитом в экономике, возможно регулировать целевой ВНП, что, через механизм мультипликатора и акселератора, означает воздействие на ставку по инвестициям и поддержание стабильности в экономике.
Какую же цель следует выбрать ЦБ? Итак, ЦБ устанавливает целевые
ориентиры для прироста денежной массы, регулирует размеры внутреннего долга
и кредита, а также устанавливает интервалы для изменения процентных ставок.
На практике, как правило, не удается достичь этих целей одновременно.
Отметим следующие моменты при выборе целей ЦБ:
1. Имеются существенные различия между конечными и промежуточными целями денежно-кредитной политики. Конечные цели выставляются в виде глобальных переменных, таких как темпы инфляции, объем реального выпуска или уровень безработицы. Ставка процента, темп прироста денежной массы, долга или кредита являются промежуточными целями политики.
2. Важно знать, как часто пересматриваются цели. Если промежуточные цели меняются достаточно часто, то в принципе неважно, какая цель использовалась для выполнения основной задачи. Но если промежуточные цели стабильны и не пересматриваются в течение длительного времени, то подобная цель приобретает большое значение.
К примеру, если ЦБ в качестве промежуточной цели ставит прирост денежной массы на 3% в течении 5 лет, то нужно быть уверенным в том, что скорость обращения денег не изменится случайным образом, например, под воздействием политических факторов. В противном случае, фактический объем ВНП будет серьезно отличаться от запланированного.
3. Формирование промежуточных целей дает ЦБ возможность действовать более конкретно в течение планового периода. Установление таких целей помогает также и частному бизнесу, дает возможность предпринимателям лучше понимать, что можно ожидать в будущем. Если
ЦБ декларирует свои цели открыто и действительно им следует, фирмы лучше понимают, какова денежно-кредитная политики, и имеют возможность предсказывать будущий объем выпуска и уровень цен.
Таким образом, ЦБ является ответственным за проведение денежно- кредитной политики в целом.
Идеалом являлась бы такая цель, которую ЦБ мог полностью контролировать. Предположим, что конечной целью ЦБ является определенный уровень ВНП. В случае, если бы денежный мультипликатор и скорость обращения денег были бы неизменны, ЦБ мог бы достичь своей цели, утвердив определенный размер денежной базы в качестве промежуточной цели. Но, поскольку и денежный мультипликатор, и скорость обращения денег не являются постоянными, задача ЦБ очень сложна. Ему приходится выбирать между теми факторами, на которые возможно частичное влияние, и теми, влияние ЦБ на которые очень ограничено.
Рассмотрим общие характеристики денежно-кредитной политики. В развитых
странах она рассматривается как оперативное дополнение к бюджетной
политике, как инструмент настройки бюджетной конъюнктуры. Очень важно,
чтобы при проведении определенной макроэкономической политики эти два
способа – денежно-кредитная политика и бюджетное регулирование – не
вступали в конфликт друг с другом, а действовали согласованно на достижение
макроэкономических целей. К сожалению, в России в 90-е годы это далеко не
всегда было так, и этому существует ряд примеров. В самом начале реформ
1992 года, когда правительство проводило жесткую бюджетную политику, ЦБ вел
мягкую денежно-кредитную политику, что не способствовало стабилизации
ситуации в стране.
На основе денежно-кредитной политики возможно воздействие на денежную
массу и ставку процента, а они, в свою очередь, влияют на потребительский и
инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика, по сравнению с бюджетной,
является более гибкой и оперативной, ее проводит ЦБ, который, по закону о
Центральных банках, практически в любой стране не зависит от правительства
и от политического лоббизма, главной проблемы бюджетной политики.
Каковы минусы денежно-кредитной политики? Ее ограничения связаны с тем, что денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенной воздействие на экономику через коммерческие банки, регулируя размер избыточных ресурсов и денежный мультипликатор. Таким образом, денежно-кредитная политика определяет размер денежной массы, но не может заставить коммерческие банки повысить или понизить выдаваемые кредиты в обязательном порядке. Если бюджетная политика напрямую воздействует на экономических субъектов через субсидии, льготы и государственные закупки, то денежно-кредитная политика действует мягко, опосредованно, через коммерческие банки, повышая или понижая способность выдавать кредиты, что не обязательно влияет на реально сложившуюся ситуацию.
В настоящее время в России используется 5 инструментов денежно-
кредитной политики, причем 3 из них являются стандартными для всех стран, а
2 – характерными для российской ситуации.
1. Политика обязательного резервирования.
2. Уровень процентной ставки ЦБ.
3. Операции на открытом рынке. Достаточно мягкий инструмент, широко используется в странах с развитой экономикой. В России не развит.
4. Валютная политика
5. Условия рефинансирования коммерческих банков.
Последние два пункта, хотя и используются в других странах, но не так широко, как в России.
Валютная политика является самостоятельной отраслью, и мы будем рассматривать лишь ту ее часть, которая является инструментом денежно- кредитной политики.
Проследим, каким образом меняется денежная масса, если ЦБ меняет
политику в области обязательного резервирования. Рассмотрим пример со
стабильными вкладами и резервами в условиях повышения ставки обязательного
резервирования.
|№ |Вклад |Фактич. резервы |R |ОР |ИР |?M2 |
|1 |20 |5 |10% |2 |3 |30 |
|2 |20 |5 |20% |4 |1 |5 |
|3 |20 |5 |25% |5 |0 |0 |
|4 |20 |5 |30% |6 |-1 |-33 |
Если ЦБ изменяет ставку по обязательным резервам, то это скажется на избыточных резервах и повлияет на способность банков создавать дополнительные деньги. Таким образом, этот механизм воздействует на денежную массу очень сильно, и в развитых странах установленный норматив стараются не менять, чтобы избежать сильных потрясений на межбанковском рынке. Этот инструмент применяется в критических ситуациях.
Более часто используется второй инструмент – изменение процентной ставки. В развитых странах учетная политика, проводимая ЦБ с помощью установки и пересмотра процентных ставок, делится на 2 вида:
1. Ставка по редисконтированию (переучету ценных бумаг).
2. Ставка по рефинансированию.
В России нет первой ставки, так как до настоящего времени ЦБ не практиковал переучета ценных бумаг. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – это процентная ставка, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам, берущим у него ссуду. Плата за подобный кредит и определяется ставкой рефинансирования. Беря ссуду в ЦБ, коммерческие банки увеличивают свой резервный счет, и ставка рефинансирования выступает в качестве издержек получения избыточных резервов. Если ЦБ снижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению у него кредитов, увеличивает избыточные резервы и достигает повышения денежной массы за счет коммерческих кредитов. Увеличение ставки рефинансирования приведет к снижению избыточных резервов, падению кредитования и снижению количества денег в экономике.
Наиболее широко в развитых странах используется третий инструмент
денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке, покупка и продажа
Центробанком ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Если ЦБ
приобретает ценные бумаги у коммерческого банка, его резервы увеличиваются:
|Актив |Пассив |
|Резерв |20 р. |Вклад |100 р. |
|Ценные бумаги |50 р. | | |
|Кредит |30 р. | | |
После того, как ЦБ приобрел все ценные бумаги,
|Актив |Пассив |
|Резерв |70 р. |Вклад |100 р. |
|Ценные бумаги |0 р. | | |
|Кредит |30 р. | | |
появились избыточные резервы.
При покупке ЦБ ценных бумаг у населения, операция все равно идет через коммерческий банк:
|Актив |Пассив |
|Резерв |20 р. |Вклад |100 р. |
|Кредит |80 р. | |+ 50 р. |
|Ценные бумаги |+ 50 р. | | |
Лекция 9. Денежно-кредитная политика в России.
Норма обязательных резервов
Впервые норма обязательных резервов стала использоваться в качестве инструмента денежно-кредитной политики с появлением в апреле 1989 года коммерческих банков и началом формирования двухуровневой банковской системы. В Государственном Банке СССР был образован фонд регулирования кредитных ресурсов, зачислению в который подлежали резервы всех вновь созданных коммерческих банков. После того, как союзные республики были преобразованы в суверенные государства, 30 апреля 1991 г. в России был создан Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов) на основе депонирования части привлеченных коммерческими банками ресурсов.
Первоначально норма обязательного резервирования R была установлена
для всех вкладов в размере 2% от суммы привлеченных средств. С 1 февраля
1992 г. начинается активная политика по изменению нормы обязательного
резервирования, причем вводится дифференциация этих норм в зависимости от
сроков привлечения средств. Поскольку главной проблемой 1992-1994 гг. были
высокие темпы инфляции, то ЦБ повышал R для связывания денежной массы и
снижения инфляции.
До февраля 1992 года эти нормы менялись трижды и причем все время в
сторону повышения. Но в период 1992-1994 гг. коммерческие банки могли
практически без всяких санкций нарушать требования ЦБ. Тому существует
масса примеров, и очень часто за нарушением не следовали никакие ответные
меры. В феврале 1992 г. были установлены следующие значения R:
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Счета до востребования |10% |
|Обязательства свыше 1 года |5% |
В январе-феврале ЦБ приходит к выводу, что необходимо увеличить норму
обязательных резервов. В феврале-марте происходит увеличение всех ставок на
5 процентных пунктов:
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Счета до востребования |15% |
|Обязательства свыше 1 года |10% |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11