|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Рублевые счета |7% |
|Счета в иностранной валюте |10% |
В 2000 г. необходимо удержать низкий темп инфляции и способствовать повышению темпов экономического роста одновременно с проведением политики по дедолларизации страны.
Лекция 10. Денежно-кредитная политика в России.
Уровень процентной ставки ЦБ и учетная политика ЦБ.
Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики
является инструментом двойного действия. С одной стороны, она оказывает
воздействие на предложение денег в экономике, а с другой – на ликвидность
финансовой системы страны. Нужно иметь ввиду, что эти влияния
разнонаправлены с точки зрения достижения российской экономикой
оптимального состояния. Уменьшение рефинансирования кредитов, которое
происходит с ростом ставки, сокращает предложение денег, и, следовательно,
оказывает положительное воздействие на снижение темпов инфляции. Но,
одновременно с этим процессом происходит снижение ликвидности банковской
системы, что может вызвать негативные последствия для экономики страны.
Увеличение рефинансирования кредитов уменьшает неликвидность, но
способствует росту инфляции.
В России конца 80х – начала 90х гг. ставка рефинансирования
устанавливалась дифференцировано для разных групп банковских учереждений.
По отношению к 6 спецбанкам Госбанк СССР применял преимущественно
административные методы регулирования уровня процента, а к коммерческим
банкам – в основном косвенные. В 1988-1989 гг. процентная ставка по
централизованным ресурсам была дифференцирована, и колебалась для
коммерческих банков от 5% до 7% годовых, а для спецбанков являлась строго
фиксированной и не зависела от суммы, сроков кредита и состояния денежного
рынка. Кроме того, уровень процентной ставки по активному кредитованию
операций спецбанков устанавливался директивно сверху. Коммерческие банки
устанавливали эту ставку сами, в зависимости от спроса и предложения на
денежные ресурсы. В результате проведения такой политики в конце 80х гг.
преобладающей формой движения кредитных ресурсов среди государственных
спецбанков оставалась система их ведомственного (отраслевого) распределения
при административном управлении уровнем ставки рефинансирования. Рынок
кредитных ресурсов формировали только коммерческие банковские структуры.
В 1990 году был осуществлен переход от отраслевого планирования к территориальному распределению кредитных ресурсов через региональные учреждения Госбанка СССР. Ставка рефинансирования как для трансформированных спецбанков, так и для вновь создаваемых коммерческих банков была унифицирована. Резко уменьшилась доля централизованных кредитов в общем объеме межбанковских ссуд с 93% до 46%, что ослабило влияние официальных ставок на формирование рыночной цены денег.
С 1991 года Центробанком России вводится единая ставка по
рефинансированию всех банковских институтов второго уровня в размере 20%.
Эта ставка неоднократно повышалась начиная с 1992 года, когда в России
начался переход к рыночным методам управления экономикой.
|Период действия |% |Период действия |% |
|01.01.91-09.04.92 |20 |22.06.93-28.06.93 |120 |
|10.04.92-22.05.92 |50 |29.06.93-14.07.93 |140 |
|23.05.92-29.03.93 |80 |15.07.93-22.09.93 |170 |
|30.03.93-01.06.93 |100 |23.09.93-14.10.93 |180 |
|02.06.93-21.06.93 |110 |15.10.93-28.04.94 |210 |
Ставка в 20% в январе 1992 при инфляции 245% черезвычайно низка, и повышения ее в марте и мае были необходимы. Но даже 80%-ный размер ставки не является запретительным при том уровне инфляции. Необходимо было дальнейшее повышение ставки рефинансирования, и в 1993 г. она менялась 7 раз в сторону увеличения и достигла размера в 210% 15 ноября 1993 г.
Такое повышение ставки постепенно ослабляло давление на денежную массу и оказывало свое положительное воздействие. Ситуация резко меняется в феврале 1994, когда впервые за все время реформ месячные темпы роста цен опустились ниже 10%. Это означало переход к положительной ставке рефинансирования.
Период 1992-1993 гг. был черезвычайно выгоден для коммерческих банков, так как позволял получать огромный размер прибыли, перепродавая взятый в ЦБ кредит под 50% предприятиям и фирмам под больший на порядок процент. В это время было создано множество банков, не способствовавших реальному росту экономики, а занимавшихся подобного рода операциями. Для ЦБ это означало истощение денежных ресурсов, дополнительные денежные эмиссии для удовлетворения требований коммерческих банков. Политика повышения ставки рефинансирования была необходима. Этот период перекачки денег из реального в финансовый сектор являлся периодом первоначального накопления капитала.
В 1994 году с переходом к положительной ставке начинается новый этап в
развитии банковской системы. ЦБ реагирует на это постепенным снижением
ставки.
|Период действия |% |Период действия |% |
|15.10.93-28.04.94 |210 |30.06.94-31.07.94 |155 |
|29.04.94-16.05.94 |205 |01.08.94-22.08.94 |150 |
|17.05.94-01.06.94 |200 |23.08.94-11.10.94 |130 |
|02.06.94-21.06.94 |185 |12.10.94-16.11.94 |170 |
|22.06.94-29.06.94 |170 |17.11.94-05.01.95 |180 |
Понижение происходит вплоть до 12 октября 1994, когда происходит резкий скачок от 130% до 170%. В начале года резко уменьшились инвестиционные кредиты, так как при среднемесячном уровне инфляции в 7% ставка рефинансирования находилась в районе 15% в месяц. Поэтому ЦБ активно снижает ставку, для того, чтобы сделать возможным для предприятий получение кредита в коммерческих банках.
С началом валютного кризиса и ростом темпов инфляции ставка
рефинансирования перестает воздействовать на кредитные ресурсы и начинает
использоваться для борьбы с инфляцией. В начале следующего года происходит
очередное увеличение ставки до 200%.
|Период действия |% |
|6.01.95-15.05.95 |200 |
|16.05.95-18.06.95 |195 |
|19.06.95-23.10.95 |180 |
|24.10.95-30.11.95 |170 |
|01.12.95-09.02.96 |160 |
Со сменой руководства ЦБ и приходом Парамоновой начинается ужесточение политики в области обязательного резервирования и развивается противостояние между коммерческими банками и Центробанком. Окончание конфликта в мае 1995 делает возможным смягчение денежно-кредитной политики, и ставка рефинансирования начинает снижаться. Но даже установленная 1 декабря ставка в размере 160% слишком высока для такого уровня инфляции, какой наблюдался в конце года. Ставка рефинансирования является запретительной, так как цена на кредитные ресурсы очень высока.
В 1996 году наметилась позитивная тенденция в снижении темпов
инфляции, и основной макроэкономической целью стало стимулирование
экономического роста. Таким образом, ставка рефинансирования должна
снижаться:
|Период действия |% |Период действия |% |
|10.02.96 - 23.07.96 |120 |21.10.96 - 01.12.96|60 |
|24.07.96 - 18.08.96 |110 |02.12.96 - 09.02.97|48 |
|19.08.96 - 20.10.96 |80 | | |
Данный инструмент денежно-кредитной политики работал на достижение глобальной задачи – экономического роста. Вместе со снижением нормативов обязательного резервирования была достигнута согласованность работы всех инструментов на достижение общей задачи.
В 1997 году до ноября продолжалась благоприятная тенденция развития
экономики и происходило дальнейшее снижение ставки рефинансирования.
|Период действия |% |
|10.02.97 - 27.04.97 |42 |
|28.04.97 - 15.06.97 |36 |
|16.06.97 - 05.10.97 |24 |
|06.10.97 -10.11.97 |21 |
|11.11.97 - 01.02.98 |28 |
Начиная с 11 ноября 1997, политика в области ставки рефинансирования резко меняется, так как начинается Азиатский кризис. Норма обязательных резервов по валютным счетам увеличивается, а ставка поднимается до 28%. Так можно было ликвидировать последствия мирового кризиса.
В это время с рынка ГКО уходит иностранный капитал, и доходность бумаг
резко растет, вызывая повышение давления на государственный бюджет.
Возникает достаточно сложная ситуация с острой нехваткой средств на
обслуживание внутреннего долга. ЦБ пытается пойти навстречу бюджету и
поддержать доходность ГКО на прежнем уровне, проводя их скупку.
Итак, до осени 1997 г., во время благоприятной экономической ситуации,
происходит снижение ставки рефинансирования. Рост доходности ГКО, связанный
с оттоком иностранного капитала, побуждает ЦБ к активной скупке ценных
бумаг. Но и на валютном рынке ситуация достаточно сложна, и у Центробанка
не хватает средств на одновременную поддержку курса рубля и доходности по
ГКО. Для компенсации недостатка резервов Центробанк повышает норму
резервирования и пытается лишить коммерческие банки сверхприбыли,
получаемой в результате покупки ГКО на взятые кредиты, путем повышения
ставки рефинансирования.
|Период действия |% |Период действия |% |
|02.02.98 -16.02.98 |42 |27.05.98 - 04.06.98|150 |
|17.02.98 - 01.03.98 |39 |05.06.98 - 28.06.98|60 |
|02.03.98 -15.03.98 |36 |29.06.98 - 23.07.98|80 |
|16.03.98 - 18.05.98 |30 |24.07.98 - 09.06.99|60 |
|19.05.98 - 26.05.98 |50 | | |
2 февраля 1998 ставка поднимается до 42%, затем идет ее медленной снижение. В мае 1998 становится понятно, что проблема не решена и доходность ГКО по-прежнему растет. Резкое увеличение ставки рефинансирования сначала до 50%, а затем до 150% (запретительный уровень) приводит к тому, что коммерческие банки практически полностью прекращают кредитование. Для преодоления данной ситуации ставка вновь снижается.
После кризиса августа 1998 ставка рефинансирования на время теряет
роль инструмента денежно-кредитной политики, и ее использование для
воздействия на экономику возобновляется в середине 1999 г.
|Период действия |% |
|10.06.99 - 23.01.00 |55 |
|24.01.00 - 06.03.00 |45 |
|07.03.00 - 20.03.00 |38 |
|21.03.00 - 09.07.00 |33 |
|10.07.00 - |28 |
Валютная политика
При рассмотрении валютной политики как инструмента денежно-кредитной политики, надо иметь в виду, что проведение валютной политики не является самоцелью государства. Показатели валютного рынка должны рассматриваться как подчиненные приоритетам достижения желаемых макроэкономических параметров. Достижение основных целей макроэкономической политики – темпов инфляции, размеров ВНП и уровня безработицы – должно быть задачей валютной политики.
Традиционные ориентиры действий государственных органов по управлению валютным рынком таковы:
1. Уровень и динамика курса национальной денежной единицы.
2. Структура и сальдо внешнеторгового баланса
3. Состояние основных сегментов финансового рынка и, прежде всего, движения капитала.
4. Борьба с отмыванием денег и неуплатой налогов. Контроль за оттоком средств за рубеж через коммерческие банки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11