СМР производится двумя способами: подрядным и хозяйственным.
Подрядный способ строительства является наиболее эффективным, он состоит в том, что строительство осуществляется хозрасчетной, самостоятельной, специализированной на строительных работах подрядной организацией, которая обладает собственной материально-технической базой, механизмами, транспортными средствами, своим оборудованием, жилищным фондом, постоянными кадрами строительства.
Хозрасчетный способ строительства ведется силами и средствами той же хозяйственной организации, для которой предназначается строящийся объект.
Статистические данные показывают, что СМР черной металлургии составляют примерно 60-68%, машиностроительной менее 50%, пищевой – менее 40%, а в жилищно-коммунальном хозяйстве – 96-97%.
II СЕМЕСТР
Тема: Экономические органы по планированию (прогнозированию) народного хозяйства.
1. Структура экономических органов по планированию социально- экономического развития н/х.
2. Система министерства экономики РБ
1. Государство должно присутствовать в общественном хозяйственном процессе. Не может быть рационального хозяйства без государства. Есть функции, которые могут быть выполнены только государством. Предприятие должно быть самостоятельным в своих решениях, но:
1) не во всех
2) принимать собственные решения с учетом определенных рамок
Государство также не может быть абсолютно свободным в своих решениях.
Характер взаимоотношений между государственным аппаратом и предприятиями –
партнерство.
Различают две формы воздействия государства на экономику:
1) прямая форма
2) косвенная форма
Размещение и строительство предприятий играет большую роль в реализации
государством следующих направлений экономического воздействия:
1) структурной политики (регулирование пропорций общественного воспроизводства)
2) регулирование территориальных пропорций (региональная политика)
3) пропорции между производительным капиталом и экономической инфраструктурой (развитие инфраструктуры)
4) краткосрочного антициклического регулирования (изменение темпов и объема государственных строительных инвестиций)
5) социальной политики (решение жилищной проблемы, в более широком плане создание благоприятных условий для воспроизводства рабсилы)
6) экологической политики (строительство специальных природоохранных сооружений и огрничение строительства, разрушающего окружающую среду)
Структура Госплана БАССР
1. Сводный отдел
2. Отдел промышленности
3. Отдел с/х
4. Отдел капстроительства
5. Отдел бытового обслуживания населения
6. Отдел жилищного и коммунального хозяйства
7. Отдел просвещения, культуры, здравоохранения
8. Отдел балансов, стройматериалов, топлива, энергетики
9. Отдел лесного хозяйства и окружающей среды
10. И т.д.
Количество отделов может увеличиваться и уменьшаться. В современных
условиях Госплан переименован в Министерство экономики.
Структура Министерства экономики РБ
1. Отдел экономико-правовой работы
2. Сводный отдел экономической реформы
3. Отдел проблем социальной защиты населения
4. Сводный отдел экономики и прогнозирования
5. Сводный отдел балансов н/х и финансов
6. Отдел прогнозирования и экономического регулирования и балансов продукции с/х
7. Отдел перерабатывающей промышленности и строительства в отраслях АПК
8. Отдел лесопром-ого комплекса и охраны окружающей среды
9. Отдел государственного регулирования и поставок
10. Отдел регулирования и инвестиций строительных работ
11. Отдел прогнозирования и инвестиций, развития производственной и непроизводственной инфраструктуры
12. Отдел размещения производительных сил
13. Отдел прогнозирования и экономического регулирования потребительского рынка
14. Информационно-аналитический отдел
Основной задачей РБ в современных условиях является разработка социально-
экономических прогнозов функционирования н/х республики и важнейших его
сфер деятельности; определение прироритетов и пропорций социально-
экономического развития республики и его регионов. В этих целях
Министерство разрабатывает:
1) концепции экономического и социального развития на перспективный период как основу формирования прогнозов социального и экономического развития республики
2) осуществляет регулирование развития экономики, направленное на обеспечение необходимых пропорций социально-экономического развития республики;
3) устранение социальной напряженности путем создания эффективной системы экономического регулирования рыночных отношений.
Министерство и его отделы составляют паспорт на 5 лет. Состоит из
различных отделов. В паспорте дается краткая характеристика природно-
климатических условий района, города. Далее характеризуется историческое
развитие города, района, административно-территориальные преобразования.
Характеристика экономических проблем составляется в табличных материалах:
численность населения (городское, сельское); характеризуется национальный
состав населения; отдельная таблица отводится к характеристике числа
адмиистративно-территориальных единиц (число городов, рацонов, поселков).
Таблицы распределения трудовых ресурсов по годам, по отраслям. Таблицы
численности и состава трудовых ресурсов города и района также по годам. В
таблице имеется также характеирстик движения населения города,
характеристика отраслей города и республики: промышленность (общее
количество промышленных предприятий, формы собственности, производство
продукции в стоимостном выражении, темпы роста промышленности,
производительность труда, экономия ресурсов). Характеризуется территория
города и района. Есть таблицы, характеризующие общую земельную площадь
района. Таблицы, характеризующие основные показатели развития с/х со всеми
показателями. Таблицы жилищно-коммунального хозяйства.
Тема: Плаанирование материального уровня жихни народа..
Материальный уровень жизни (показатели):
1. Сводные показатели
- НД, в том числе фонд потребления
- Реальные доходы на душу населения
- Среднемесячная зарплата рабочих и служащих
- Фонд зарплаты рабочих и служащих
- Минимальная зарплата рабочих и служащих
- Реальные доходы колхозника на душу населения
- Денежные и натуральные доходы колхозников (от общественного хозяйства и от личного подсобного хозяйства)
- Общий объем потребления материальных благ и услуг
- Продолжительность рабочей недели
- Продолжительность оплачиваемого отпуска (средняя и минимальная)
- Индекс розничных цен (государственная и кооперативная торговля; на колхозном и вещевом рынках)
- Индексы тарифов на услуги
- Минимальный потребительский бюджет, рассчитанный из набора потребительских товаров и услуг
2. Розничный товарооборот с подразделением на торгующие системы
3. Жилищно-коммунальное хозяйство
- объем строительства жилья (степень благоустройства)
- обеспеченность жильем населения и развитие коммунального хозяйства
4. Бытовое обслуживание
- развитие сети и объема услуг предприятия и службы быта
- объем услуг на душу населения
Т.о. планируются отдельные показатели.
Тема: Планирование розничного товарооборота.
1. Основные задачи и показатели планового розничного товарооборота.
2. Основные факторы, определяющие объем и структуру покупательных фондов населения.
3. Методология планирования розничного товарооборота.
1. Основными задачами розничного товарооборота являются:
1) систематическое увеличение его объема в целом и на душу населения и улучшение структуры розничного товарооборота за счет роста рыночных фондов продовольственных и непродовольственных товаров и увеличения доли высококачественных товаров в общем объеме розничного товарооборота
2) обеспечение необходимых пропорций между покупательными фондами населения и размером их товарного обеспечения
В объем товарооборота включается: продажа населению товаров из розничной
торговой сети и предприятия общественного питания; печатных изданий из
розничной и торговой сети и по подписке; швейных изделий и обуви,
изготовленных в мастерских, предприятиях из их же материалов, а также
стоимость материалов, стройматериалов; продажа леса на корню; реализация
форменного обмундирования, спецодежды и т.д.
В современных условиях государственная торговля занимает 20%.
Схема баланса денежных доходов и расходов населения.
|Показатели |Отчетный год |Текущий год |
| | |План |Ожидаемы|Выполнени|
| | | |й |е |
|1. Денежные доходы | | | | |
|А) поступление из | | | | |
|государственных и кооперативных| | | | |
|государственных учреждений | | | | |
|Денежные доходы от колхозов | | | | |
|Выручка от реализации с/х | | | | |
|продукции | | | | |
|Пенсии и пособия | | | | |
|Стипендии | | | | |
|Денежные поступления из | | | | |
|финансовой системы (%-ы по | | | | |
|вкладам, страховые возмещения, | | | | |
|ссуды, выигрыши по лотереям) | | | | |
|Итого: | | | | |
|Б) поступления от продажи | | | | |
|товаров и оказанию услуг | | | | |
|населению | | | | |
|Выручка от продажи товаров на | | | | |
|колхозном, вещевом рынке | | | | |
|Доходы по оказанию услуг | | | | |
|Итого: | | | | |
|Всего денежных доходов: | | | | |
|2. Денежные расходы и | | | | |
|сбережения | | | | |
|А) расходы государственных и | | | | |
|кооперативных организаций | | | | |
|Покупка товаров и продукции | | | | |
|общественного питания | | | | |
|Оплата услуг (квартплата, | | | | |
|коммунальные услуги, оплата | | | | |
|платных услуг, оплата путевок,| | | | |
|расходы на посещение театров, | | | | |
|расходы на транспорт) | | | | |
|Налоги и сборы | | | | |
|Взносы по государственному | | | | |
|страхованию | | | | |
|Взносы в общественные | | | | |
|организации и паевые взносы в | | | | |
|кооперацию | | | | |
|Возврат ссуд | | | | |
|Итого: | | | | |
|Б) расходы на покупку товаров у| | | | |
|населения и оплату услуг | | | | |
|Покупка товаров на колх. | | | | |
|Итого: | | | | |
|Всего денежных расходов и | | | | |
|сбережений | | | | |