Федеральной программе выделены три принципиальных этапа формирования новой( более эффективной модели участия России в международном разделении труда(
Первый (1996-1997 гг() и второй (1998-2000 гг() этапы предусматривают не столько расширение экспорта( сколько поддержание его устойчиво высоких объемов на основе оптимального использования имеющихся конкурентных преимуществ и мировой конъюнктуры( постепенного расширения ассортимента вывозимой продукции(
Решающим со всех точек зрения является третий этап (2001-2005
гг()( в течение которого будет обеспечена диверсификация российского
экспорта( в том числе за счет широкого выхода на внешние рынки
отечественных поставщиков готовой( в первую очередь наукоемкой( продукции(
Доля последней в структуре экспорта страны предположительно достигнет 10-
15% и приблизится к уровню промышленно развитых государств(
Таким образом( у России( как у великой торгующей державы( ещё есть шанс( Однако для этого развитие промышленного экспорта необходимо рассматривать как задачу общенационального значения( что подразумевает включение в эту работу органов федеральной и местной власти( предпринимательских союзов и общественных организаций( непосредственно экспортеров( Общими усилиями Россия сумеет занять достойное место в международном разделении труда( способствуя тем самым прогрессу всего мирового хозяйства(
3. Торговый режим и внешнеторговая политика
На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-
импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по
регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают
задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ.
Однако есть и негативные стороны ( недоработанность многих аспектов
нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии
отдельных решений. Но работа в этом направлении идет. Примером может
служить изданный в 1995 году закон "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности".
Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой
деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм
международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров
России.
В целях интеграции экономики России в мировую экономику
Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством
таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы
) и нетарифного регулирования ( в частности, путем квотирования и
лицензирования ) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы
государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем
вмешательства и установления различных ограничений органами государственной
власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений.
Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:
1) обеспечения национальной безопасности РФ;
2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на
внутреннем товарном рынке;
3) защиты внутреннего рынка РФ.
В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах.
В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту
Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой
является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение
его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки(
наукоёмких товаров( технологий( Механизм реализации программы
предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта(
пополняемого за счет получения бюджетных ссуд( формируемых путем отчислений
от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование
экспортноориентированных проектов(
Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта( Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств(
Среди других важных решений( касающихся стимулирования российских производителей экспортных товаров( необходимо также отметить проект постановления Правительства РФ “ О создании системы кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов”(
3.1 Внешнеторговая деятельность российских предприятий
Термин "внешнеторговая деятельность" подразумевает сложный механизм
взаимоотношений, возникающих в поцессе купли-продажи товаров на мировом
рынке.
Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам.
Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо то
варов за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к
необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет
товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной,
чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте. Нередко
случается, что фирмы выступают на внешнем рынке и в качестве торговых посредников между продавцами и покупателями в разных странах.
Участие фирмы в международной торговле требует понимания
дополнительных трудностей, которые с этой деятельностью связаны.
Необходимо также знать, какую роль играют банки в обеспечении средств и процедур в преодолении этих трудностей.
По сравнению с обычным бизнесом внутри страны, международная торговля порождает дополнительные риски как для покупателя, так и для продавца, а именно:
- риск времени и расстояния;
С точки зрения импортера, когда товар доставляется на большое расстояние, продолжительный период перевозки может вызвать значительное запаздывание между заявкой на поставку и получением товара. Дополнительные задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки со стороны экспортера объемного пакета документов для перевозки. Фактор удаленности поставщика довольно опасен для импортера также в отношении соблюдения сроков поставки после предоплаты.
Со стороны экспортера неблагоприятным является то, что, например, предоставление коммерческого кредита на оплату товара по внешнеэкономической сделке может потребоваться на больший срок, чем могло бы при продаже товара в своей стране. В результате, при наличии большого числа иностранных покупателей, неизбежно возникает необходимость в дополнительном оборотном капитале.
Кроме того, экспортеру, вероятнее всего, придется хотя бы
первоначально нести расходы по доставке товара за границу. Если же поставка
произведена, а получатель отказывается от товара, возникает множество
дополнительных сложностей, ведь клиент находится в другой стране.
Экспортер в этом случае должен принять решение, что делать с товаром. Если
покупатель получил товар, то неоплаченный долг может преследоваться в
судебном порядке. Однако, поскольку контракты часто предусматривают
проведение судебных разбирательств в стране импортера или в третьей
стране, то для осуществление данных юридических процедур потребуются
дополнительные расходы.
Любой вариант дальнейших действий продавца будет связан с
убытками. Продавец может отправить товар назад, либо заняться поиском
нового покупателя на данный товар, что все равно не будет достаточным
для покрытия возникших расходов.
- валютный риск. В международной торговле экспортер обычно выставляет
счет покупателю в иностранной валюте, либо покупатель оплачивает товар в
валюте своей страны, которая является иностранной для экспортера. Часто
валютой платежа становится валюта третьей страны, например, доллары США
или немецкая марка. В связи с этим, одной из проблем импортера является
необходимость получения иностранной валюты для осуществления
платежа, а у экспортера может возникнуть необходимость продажи полученной
иностранной валюты за валюту своей страны. Услуги по продаже и
покупке иностранной валюты за валюту страны экспортера или импортера
оказывают банки. В России это банки с валютной лицензией. Однако
покупка или продажа иностранной валюты не столь безопасны для фирмы, как
может показаться на первый взгляд. Причина этому - нестабильность
показателей валютных курсов. Возможность неблагоприятного изменения
обменных курсов иностранной валюты на валютном рынке и является
потенциальным валютным риском для каждого из контрагентов.
Конечно, в случае изменения курсов в пользу одной из сторон есть шанс получить прибыль, однако, опасность понести убытки, в частности, для российских организаций в связи с падением курса рубля, более реальна.
Существенно снизить валютный риск внешнеэкономических сделок можно при помощи установления цены в контракте в такой валюте, изменение курса которой выгодно для данной фирмы. Для экспортера такой валютой является валюта, курс которой повышается в течение срока действия контракта. Для импортера выгодна валюта, курс которой снижается. Конечно, при заключении контракта не всегда есть возможность выбирать валюту, так как интересы партнеров в этом вопросе могут быть противоположны, и, следовательно, выбрав валюту, придется уступить по какому-либо иному пункту договора, а это не всегда приемлемо.
В связи с этим, распространенной практикой в международных торговых отношениях стал выбор в качестве валюты контракта одной из наиболее надежных в мире валют (USD, DEM), показатели курсов которых относительно стабильны на мировом валютном рынке. Такая валюта контракта будет безопасна для обеих сторон.
Оградить себя от валютных рисков есть возможность у фирм,
внешнеторговые платежи и поступления которых осуществляются в одной и той
же иностранной валюте. Однако обменный курс иностранной и отечественной
валюты не будет таить существенной опасности для фирмы лишь в том случае,
если поступления на валютный счет и платежи с него происходят согласованно.
Такая ситуация возможна при условии, что фирма в значительной мере
занимается и импортом, и экспортом. Большинство же внешнеторговых
организаций работает лишь по одному из направлений, поэтому возможность
использования такой схемы ограничена.