- форвардные контракты на покупку валюты;
- валютные опционы;
- кредиты в иностранной валюте.
Каждый из этих механизмов приводится в действие посредством банков.
Форвардный валютный контракт представляет собой договоренность с
банком продать или купить определенное количество иностранной валюты
по фиксированному обменному курсу для предоставления этой валюты в
будущем. Такая фиксация курса валюты на определенную дату устраняет
валютный риск для фирмы.
Похожей формой страхования от валютного риска является валютный опцион. Данный вид договоренности предоставляет его держателю больше свободы. Опцион дает право (именно право, а не обязанность) купить или продать в будущем определенное количество иностранной валюты по фиксированному курсу обмена в момент истечения или до истечения периода действия данного опциона.
Наконец, импортер может взять в банке кредит в иностранной валюте, в которой он планирует рассчитываться за поставляемый товар. В этом случае импортеру нет необходимости приобретать иностранную валюту за национальную, а значит и отсутствует какая-либо чувствительность к валютному риску. Этот способ страхования, пожалуй, наиболее реален на сегодня для российских фирм.
Кредит в иностранной валюте может быть удобен и экспортеру,
ожидающему поступления экспортной выручки. Получив иностранную валюту в
качестве кредита, экспортер может обменять ее на национальную валюту по
текущему обменному курсу и использовать ее как замену отвлеченных оборотных
средств. Погашение же кредита производится из будущих поступлений в той же
иностранной валюте. При этом следует помнить и то, что в настоящее время
для получения кредита в российском банке потребуется предоставление
полного товарного или другого обеспечения.
- законодательный риск. Полная ясность экономических взаимоотношений
между экспортером и импортером может быть достигнута только при условии
знания и понимания правил и законов стран, в которых находятся торговые
партнеры. Вопросы такого рода обычно решаются полностью лишь после
длительных и благоприятных деловых взаимоотношений. Действительно,
правительственные постановления, касающиеся международной торговли, могут
стать серьезным препятствием для обеих сторон, а при незнании этих
постановлений, оказаться значительным фактором риска. Существуют следующие
законодательные ограничения в сфере экспорта-импорта:
- валютный контроль - это правительственные ограничения на движение иностранной валюты, которые ставят целью защитить национальную валюту. К таким мерам можно отнести, например, обязанность экспортеров в России продавать 50% валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
- лицензирование экспортных и импортных операций;
- торговые эмбарго - это запрещение правительством экспорта или импорта определенных видов товаров, что может преследовать (относительно импорта) цель защиты собственных производителей тех же товаров, либо иные, в том числе и политические цели;
- импортные квоты: страна может наложить ограничения на суммарное количество некоторых видов товаров, которое может быть импортировано в течение определенного периода;
- импортные пошлины;
- стандарты качества: каждое правительство устанавливает для ввозимых товаров свои стандарты качества и безопасности.
Действительно, международная торговля порождает более высокие риски для торговых партнеров по сравнению с торговлей внутри страны. Однако, экспортно-импортные операции часто более выгодны, хотя и требую дополнительных организационных и финансовых затрат. Вопрос же снижения рисков при внешнеэкономической деятельности напрямую зависит от того, какие условия торговли предусматривает внешнеэкономический контракт и того, насколько эффективно стороны умеют использовать существующие финансовые инструменты международных расчетов.
Это обстоятельство определяет необходимость более тщательного анализа контракта, как базиса внешнеторговых отношений.
3.2. Проблемы внешнеэкономической деятельности России
Происшедшие за последние годы перемены во внешней торговли России приобрели радикальный характер.
Главная отличительная особенность этих перемен - демонополизация
внешнеэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи
организаций, фирм, предприятий. К сожалению, перемены сопровождаются и
негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с
государствами бывшего Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ). Если к концу
80-х годов на страны – члены СЭВ приходилось более 50% внешнеторгового
оборота России, то сейчас эта цифра уменьшилась втрое. Российские
товаропроизводители до сих пор не могут занять твердые позиции на рынках
стран с развитой рыночной экономикой. Попытки закрепиться на рынках этих
стран, продавая товары по более низким ценам, приводит к тому, что против
российских экспортеров начинает действовать антидемпинговое
законодательство. Так, в 1994 году против России было возбуждено около 20
антидемпинговых процедур. И это плохо. Потому что обвинение в демпинге,
т.е. в продаже товара по бросовым ценам с целью закрепиться на рынке,
приводит и к обвинению в недобросовестной конкуренции и соответственно
потере имиджа, не говоря уже об упущенной выгоде. Российский экспорт еще до
распада СССР нередко называли колониальным: более 90% составляли сырье и
материалы.
Динамика мировых цен оказала негативное воздействие на внешнеэкономические связи нашей страны: на основные товары российского экспорта цены упали, а на импортные товары – возросли. Показатели внешнеторгового обмена России в 1994 году оказались более чем в два раза ниже показателей 1990 года.
В структуре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье: 50%
экспорта в стоимостном выражении приходится на топливо-энергетические
товары, 25% - на металлы и алмазы, доля машин и оборудования в общем объеме
продолжает снижаться. При весьма скромном общем объеме экспорта 1994 года
(48 млрд. $) Россия продала за рубеж машин и оборудования лишь на 2,5
млрд.$.Их доля неуклонно снижалась – с 8,7% до 5,3% в 1994 году. Причиной
этого, кроме технической отсталости производственной базы предприятий,
набора кризисов, включая является отсутствие четкой системы государственной
поддержки экспортного производства сложной техники и самих экспортеров.
Идет работа по созданию новой системы регулирования внешнеэкономической
деятельности. Приняты законы о таможенном тарифе, о валютном регулировании
и валютном контроле, Таможеннвй кодекс. С 1 июля 1994 года отменена система
квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг из России (Указ
Президента РФ от 23 мая 1994 года №1007 «Об отмене квотирования и
лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт»). Исключение составляет
продукция, которая экспортируется в соответствии с международными
обязательствами России. Отменяются льготы по обложению вывозными
таможенными пошлинами, кроме льгот, предоставляемых в соответствии с
действующим тарифным и налоговым законодательством.
К сожалению, это открыло дорогу лишь экспорту опять же сырьевому.
Производство машин и оборудования, способных конкурировать на мировом
рынке, требовало прежде всего крупных долгосрочных инвестиций и кредитов,
ставших невозможными в условиях инфляции и всеобщих неплатежей.
Изменившаяся сегодня ситуация в экономике, на финансовом и валютном рынках
сделала реальными такие кредиты – многие коммерческие структуры, банки ищут
теперь сферы приложения капитала на фондовом рынке и даже перспективные
проекты для прямых инвестиций.
Введены новые ставки импортного тарифа, увеличилось количество товаров, подпадающих под тарифное регулирование. Предполагается поэтапное снижение ставок ввозимых пошлин, в первую очередь по товарам, уровень ставок пошлин по которым превосходит 30%.
Но все же постепенно внешнеторговый режим России становится более гибким, активно реагирующим на нововведения в развитии международных экономических отношений. При отсутствии монопольного руководства за внешнеэкономической деятельностью со стороны государства усиливается государственный контроль.
Вместе с тем необходимо отметить, что предприятия и организации,
осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с рядом
проблем и явлений, преодоление которых могло бы способствовать более
успешной работе. Так, законодательные акты по вопросам внешнеэкономической
–деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность.
Приходится как бы вслед разрабатывать различные инструктивные документы и
нормативные акты. Эти так называемые подзаконные акты конкретизируют
основные положения законодательных актов и разрабатываются МВЭС,
Государственным таможенным комитетом, Центральным банком, Государственной
налоговой службой.
Получается, что ведомственные инструкции очень часто являются основными официальными материалами, регламентирующими проведение экспортных и импортных операций.
Хотя вопросы повышения эффективности внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно и отдельно от экономики страны в целом, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь к ним относятся:
. завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;
. совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства;
. принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг;
. налаживание системы кредитования и страхования промышленного экспорта;
. создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок;
. формирование благоприятного правового климата для российского экспорта;
. совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов);
. совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию.
3.3. Роль государства во внешнеэкономических отношениях
Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять
экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации
"О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем
зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление
внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт
стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и
организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей.