Валовой общественный продукт представляет собой совокупность продуктов отдельных предприятий, поступающих через экономический оборот в сферу потребления. Поскольку валовой общественный продукт состоит из продукции отдельных предприятий, связанных между собой разделением труда, он неизбежно включает в себя повторный счет. Одна и та же продукция, например сырье, заготовки, комплектующие детали и узлы и другие изделия, передается другим предприятиям для производства их продукции и поэтому ее стоимость учитывается неоднократно в стоимости валового общественного продукта. Чтобы получить достоверную величину НП, надо избавиться от повторного счета, а для этого нужно подсчитать все материальные затраты в производстве один раз.
Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счета, называется конечным продуктом. Конечный продукт — это часть стоимости валового общественного продукта, используемая на цели потребления населения, восстановление потребленных в течение года средств производства и накопление. По натурально-вещественному составу конечный продукт включает созданные в течение года предметы потребления, средства труда и ту часть предметов труда, которая используется для резервных, страховых и переходящих запасов, а также продукцию на экспорт.
В марксистской теории используется понятие "промежуточный продукт" — часть валового очищенного продукта, который расходуется в течение года на текущие материальные затраты: сырье, топливо, энергию, комплектующие детали и узлы, полуфабрикаты и др.
В соответствии с марксистской методологией вся вновь созданная стоимость
в материальном производстве представляет собой НД. НД имеет две формы:
натуральную и стоимостную. В натуральной форме он представляет собой
предметы потребления для удовлетворения личных потребностей населения и
средства производства для расширения производства. В стоимостной форме НД
выступает как сумма необходимого и прибавочного продукта. Необходимый
продукт обеспечивает воспроизводство рабочей силы и существует в форме
оплаты по труду, выплат и льгот из общественных фондов потребления.
Прибавочный продукт предназначен для расширения производства, т.е. для
закупки средств производства и найма дополнительной рабочей силы, а также
на содержание непроизводственной сферы, создание страховых резервов и
запасов и другие цели.
В ходе осуществляемых в Беларуси экономических преобразований по
формированию социально ориентированной рыночной экономики правительственным
органам следует определять эффективность своей деятельности мерой реального
роста уровня жизни населения, ибо «человек, его права, свободы и гарантии
их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
(ст. 2 Конституции Республики Беларусь). О государственной же и частной
формах собственности в ст. 13 Основного закона говорится, что «государство
предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной
деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и
равные условия для развития всех форм собственности». Государство
гарантирует всем равные возможности использования способностей и имущества
для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической
деятельности, а также право участвовать в управлении предприятиями,
организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и
своего благосостояния.
Анализ отдельных законодательных актов, принятых в последние годы органами
власти нашей страны, свидетельствует о том, что экономическая политика
правительства все больше ориентируется на ограничение со стороны
государства рыночных механизмов развития экономики. Так, почти свернута
программа разгосударствления и приватизации; предприятия негосударственных
форм собственности посредством глобального лицензирования, перманентной
перерегистрации и труднопереносимых методов фискальной, денежно-кредитной,
ценовой политики всячески вытесняются из легального коммерческого оборота.
Три обстоятельства, которые недостаточно учитываются в трансформационный
период управляющими органами республики при принятии решений, сводятся к
тому, что, во-первых, экономическая система страны - это не замкнутая, а открытая
система, рано или поздно интегрирующаяся в мировое рыночное хозяйство. во-вторых, нельзя менять складывающиеся «правила игры» (хозяйственное
законодательство) так часто. Хорош тот закон, который всеми выполняется, а
не тот, который постоянно изменяется и дополняется. Так мы не создадим
правового государства и законопослушных граждан, включая хозяйствующих
субъектов. в-третьих, законодатели не всегда принимают во внимание, что чем лучше
тот или иной закон учитывает материальные интересы населения страны, тем
богаче становится государство. Например, либерализация цен в Беларуси (в
отличие от других стран СНГ и государств Балтии) сочеталась и сочетается с
сохранением регулируемых цен на значительное количество продовольственных и
многих непродовольственных товаров. В результате происходит увеличение
вывоза этих товаров в соседние страны, обостряется дефицит и растут цены на
внутреннем рынке.
Структурные изменения на микроэкономическом уровне приводят к
приспособлению, постепенным переменам и переходу к рыночному хозяйству.
Однако реструктуризация - многоаспектный процесс, охватывающий структуру
собственности, организационную, финансовую, структуры административного
управления, занятости, структуру производства, - без содействия
государственных органов власти превратится в длительный процесс. Рыночная
экономика будет расширяться по мере увеличения доли предприятий с частной
формой собственности, укрепления финансово-хозяйственной автономии
предприятий, легализации их целевой установки на получение максимальной
прибыли на вложенный капитал, развития и расширения конкуренции с другими
предприятиями с целью привлечения покупателей.
Сознательно или интуитивно, но управление экономикой в период всевозрастающего включения в нее элементов рыночного механизма осуществляется хотя и не всегда достаточно успешно, но все же с применением экономических рычагов.
Залогом эффективного государственного управления на макроэкономическом
уровне являются стабилизация цен, достижение полной занятости населения,
рациональные внешнеторговый и платежный балансы, экономический рост. Это
означает, что объектами государственного управления (анализа, прогноза,
контроля и регулирования) выступают: во-первых, уровень, соотношения и динамика цен на товары, работы и
услуги; во-вторых, уровень безработицы, создание новых рабочих мест,
государственная поддержка подготовки и переподготовки кадров в соответствии
с требованиями индустриального развития города и села в Республике
Беларусь; в-третьих,, рациональное государственное регулирование внешней
торговли с помощью финансовых рычагов (налогов, субсидий, таможенной
политики), международных перевозок, займов, туризма, других форм
внешнеэкономических связей; в-четвертых, обеспечение мотивации к экономическому росту, основными
показателями которого являются динамика валового внутреннего продукта и
национального дохода, рост накопления национального богатства.
Не надо быть особенно компетентным в этих вопросах, чтобы понять, что основную роль в решении всех указанных экономических функций государства играют деньги, выступающие и как средство обращения, и как средство измерения стоимости, и как средство накопления. Прочность всего фундамента экономики зависит от эффективности государственного управления: чем эффективнее управление экономикой, тем прочнее национальная валюта, ее конвертируемость, превращение в самый желанный товар, движущий экономический мотив в трудовой деятельности, независимо от собственника средств производства и факторов производства.
Не вызывает сомнения тот факт, что роль денег в механизме функционирования рыночной экономики как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях сегодня становится преобладающей.
В национальном хозяйстве происходит процесс кругооборота доходов и продуктов: потоки денежных доходов движутся навстречу потоку продуктов, обеспечивая обращение на рынках продуктов и ресурсов. Результатом обращения является конечное потребление и накопление в фирмах и на предприятиях, а также в домашних хозяйствах (см. рис.).
Анализ и измерение денежных потоков домашних хозяйств для реализации готовых товаров и услуг, денежная оценка потоков ресурсов и промежуточных товаров, входящих в рынки продуктов и ресурсов, для измерения валового внутреннего продукта и составления баланса национального богатства и являются объектами национальной системы счетоводства.
Под ресурсами понимаются факторы производства, а денежные платежи принимают форму заработной платы, процентного дохода, ренты, налога и т.п.
В СНС ресурсы представлены в правой их части в денежном выражении, а их использование - в левой части.
Под готовыми товарами и услугами подразумеваются товары и услуги для
продажи потребителям, которые их используют для конечного потребления,
частных инвестиций, государственных закупок или на экспорт. В отличие от
готовых товаров и услуг, существуют промежуточные товары, услуги и работы,
которые покупаются на рынке с целью последующего их использования в форме
ресурсов производства других товаров. В нашей терминологии близким понятием
промежуточных товаров являются материальные затраты в процессе
хозяйственной деятельности, представляющие собой перенесенную на готовый
продукт стоимость.
Совокупность промежуточных товаров, рабочей силы, производственных услуг
(материальных и нематериальных) и основного капитала, включая землю,
выступает в форме ресурсов для предпринимательской деятельности, реального
сектора экономики - сектора нефинансовых предприятий. Поток расходов на
ресурсы осуществляется через рынок ресурсов, возвращаясь в сектор домашних
хозяйств в виде НД, т.е. всей суммы заработной платы, рентных платежей
(доходов от собственности), процентных выплат и прибыли. Часть НД в виде
прибыли возвращается домашним хозяйствам потому, что владельцами корпораций
и фирм являются частные лица, а там, где этим занимается государство, очень
трудно ожидать эффективности производства и высокой скорости денежного
оборота.
Правительство осуществляет анализ, контроль и регулирование процессов
кругооборота материальных и денежных ресурсов в секторах экономики,
используя фискальную политику - урезая с помощью налогов потребление или
сбережения в секторе домашних хозяйств. Оно регулирует расходы на частные
инвестиции через государственные займы и ограничения коммерческих и
банковских кредитов. С помощью государственных расходов на содержание
армии, судов, органов охраны общественного порядка, на «бесплатное»
лечение, образование, культуру, строительство и содержание дорог и прочее
правительство урезает и конечное потребление в домашних хозяйствах.
Посредством так называемых трансфертных платежей (пенсий, пособий по
безработице, пособий на детей и т.п.) оно осуществляет социальную поддержку
домашних хозяйств. Только правительство с помощью денежно-кредитной
политики регулирует эмиссию и воздействует на количество денег в обращении.
В практику управления национальной экономикой сегодня прочно вошел термин
«субъект хозяйствования». Однако в реальной жизни имеют место отношения со
многими экономическими субъектами, не подпадающими под определение
самостоятельного субъекта хозяйствования. Таковы, например, филиалы
предприятия, профсоюзные органы, бюджетные учреждения и т.д. Более широким
понятием, которое используется в СНС, является «институциональная единица».
В экономике это юридическое или физическое лицо, которое может от своего
имени владеть активами (имуществом), принимать на себя обязательства,
осуществлять экономическую деятельность и хозяйственные операции с другими
институциональными единицами.
Т.о., товарно-денежные потоки осуществляются институциональными единицами
на микроэкономическом уровне.
Денежная масса в стране зависит от скорости обращения денег, уровня цен и
величины реального НП. Это выражено в классическом уравнении обмена:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12