Национальная экономика
p> В период до 2005 г., учитывая тяжелое финансовое положение предприятий базовых отраслей (автомобиле-, тракторо- и станкостроение, сельхозмашиностроение, деревообработка, химическая и нефтехимическая, легкая и пищевая промышленность) для увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции, не исключается необходимость их государственной поддержки. Более интенсивно и целенаправленно предполагается осуществлять государственную поддержку предприятий технологических укладов (электроника, точное машиностроение, приборостроение и др.).

Важными направлениями структурной политики явятся концентрация сил и средств на ее эффективных направлениях, ориентация на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства. Это прежде всего информационные технологии, микроэлектроника и оборудование для ее производства, приборостроение, точное машиностроение, новые материалы различного назначения, техника для быта, биологические и тонкие химические технологии, продукты для медицины и сельского хозяйства, мембранные технологии как наиболее эффективные для экологии и ресурсосбережения (очистка производственных жидких сред и стоков, извлечение ценных компонентов, сушка).

Темпы развития топливно-энергетического комплекса определяются уровнем потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) отраслями материального производства, непроизводственной сферой и населением. Особое внимание будет уделено повышению эффективности энергетических производств и использования
ТЭР, а также обеспечению энергетической безопасности страны, увеличению использования местных видов топлива и активизации энергосберегающей политики.

В перспективном топливно-энергетическом балансе республики предусматривается увеличение доли природного газа до 65%, наращивание производства электроэнергии на базе парогазовых технологий, расширение использования газа в жилищно-коммунальном секторе и сокращение доли использования мазута до 11%.

Производство потребительских товаров. По абсолютному большинству товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и изделий легкой промышленности спрос населения может обеспечиваться за счет отечественного производства, для чего предстоит увеличить производство и расширить ассортимент конкурентоспособных товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения - как простейших, так и технически сложных.

Объем производства потребительских товаров в 2005 г. возрастет к уровню
2000 г. в 1,3 раза.

Основными целями развития агропромышленного комплекса являются преодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого эффективного развития АПК, переоснащение его материально-технической базы, что повысит уровень самообеспечения продуктами питания, увеличит экспорт сельскохозяйственной продукции и укрепит продовольственную безопасность страны.

Важнейшими мероприятиями первого пятилетия (2001-2005 гг.), требующими первоочередной реализации, являются:
- переход на интенсивные наукоемкие технологии, предусматривающие существенное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и качества продукции, снижение энергозатрат и пестицидной нагрузки на окружающую среду;
- последовательное обновление активной части основных производственных фондов путем насыщения хозяйств и предприятий новой высокопроизводительной техникой и современным оборудованием;
- совершенствование региональной, внутриотраслевой и межотраслевой специализации и структуры производства;
- существенное повышение материальной заинтересованности товаропроизводителей в результатах своего труда;
- обеспечение экономии ресурсов, в первую очередь энергетических;
- реализация приоритетных программ: «Дети Беларуси» (подпрограмма

«Развитие индустрии детского питания на 1997-2005 годы»),

«Государственная программа обеспечения населения республики рыбой и морепродуктами на 1998-2005 годы», «Республиканская программа освоения мощностей комплексов по выращиванию и откорму крупного рогатого скота мощностью 5-10 тыс. голов откорма в год на 1999-2001 годы»,

«Республиканская комплексная программа по племенному делу в животноводстве на 1997-2005 годы», «Республиканская программа развития птицеводства на 1998-2002 годы», «Республиканская комплексная программа

«Лен» на 1998-2003 годы».

В целом стратегическая линия развития этого комплекса будет базироваться на реализации «Программы повышения эффективности АПК».

Реализация инвестиционных проектов и программ требует соответствующего наращивания мощностей строительного комплекса. В 2001-2005 гг. в строительном комплексе должны быть решены задачи создания и внедрения ресурсосберегающих экологически чистых технологий и материалов, новых архитектурно-конструктивно-планировочных систем объектов строительства, обеспечивающих снижение в 1,5-2,0 раза массы зданий и сооружений и повышение их теплозащитных качеств; развития импортозамещающих производств, в том числе путем создания совместных предприятий с инофирмами для выпуска современной строительной техники, средств малой механизации, стеновых, теплоизоляционных, полимерных экологически чистых материалов и на их основе
- комплексных облегченных конструкций.
В строительном производстве получат развитие современные технологии с высокой степенью механизации и ресурсосбережения. На этой основе необходимо снизить материалоемкость строительства в 2001-2005 гг. не менее чем на 15-
20%.

Товарная продукция промышленности строительных материалов и конструкций
(ПСМК) в 2005 г. возрастет на 30-40% I уровню 2000 г., в том числе выпуск цемента - на 40-50%, стекла полированного - в 1,9 2,0 раза. Это позволит не только обеспечить внутренние потребности, но и увеличить экспорт продукции
(стекло, стеновые и кровельные материалы, облицовочная керамическая плитка, цемент).

Потребность в жилище относится к числу первостепенных жизненных потребностей человека. Национальная жилищная программа страны предусматривает реализацию конституционного права на жилье для всех групп и слоев населения при обеспечении социальных гарантий для малообеспеченных граждан, насыщение и регулирование рынка жилья, повышение потребительских и эксплуатационных качеств жилых помещений.

Особое внимание при решении проблем жилищного строительства будет уделяться вопросам привлечения внебюджетных источников его финансирования, стимулированию долгосрочных накоплений средств граждан в системе
«стройсбережений» и обеспечению их сохранности; развитию системы облигационных жилищных займов; совершенствованию систем субсидирования и кредитования, в том числе ипотечного.

Предусматривается расширение строительства жилья на селе, что обусловлено стратегическими целями развития агропромышленного комплекса и сложившейея неблагоприятной социально-демографической ситуацией в сельской местности. В малых и средних городах будет увеличена доля индивидуального жилищного строительства.

Главными целями развития транспорта являются формирование эффективной, надежно функционирующей и конкурентоспособной на международном и внутреннем рынках транспортной системы, обеспечивающей потребности народного хозяйства и населения в перевозках и услугах; максимальное использование возможностей по экспорту транспортных услуг, а также развитие транспортных и коммуникационных услуг.

Грузооборот транспорта народного хозяйства предполагается увеличить с
99,5 млрд. ткм в 2000 г. до 112-117 в 2005 г., пассажирооборот транспорта общего пользования - с 25 до 26-27

Главными задачами развития отрасли торговли и общественного питания, платных услуг в прогнозируемом периоде являются: стабильное обеспечение населения социально значимыми товарами, дальнейшее совершенствование методов организации торговли, улучшение финансово-экономического положения предприятий торговли, способствующее наполняемости потребительского рынка товарами в широком ассортименте. Решение этих задач предусматривается осуществлять за счет поиска новых форм взаимоотношений торговли и промышленности: заключение долгосрочных соглашений, маркетинговое обслуживание предприятий промышленности организациями торговли, развитие фирменной торговли, создание торгово-промышленных и торгово-финансово- промышленных групп, торговых домов, развитие франчайзинга. Получат дальнейшее развитие прямые хозяйственные связи организаций торговли с колхозами, госхозами и фермерскими хозяйствами по поставке продуктов животноводства и растениеводства для продажи городскому населению на взаимовыгодных условиях.

В общественном питании предполагается восстановить и расширить сеть предприятий при учреждениях, высших и средних учебных заведениях, промышленных предприятиях.

В соответствии с прогнозными расчетами объем платных услуг за 2001-2005 гг. возрастет в 1,4-1,5. Наиболее быстрыми темпами будут развиваться производственные услуги, связанные с обслуживанием отраслей народнохозяйственного комплекса (услуги транспорта, связи, предприятий по товаропродвижению).Предусматривается значительное увеличение услуг населению, обусловленное рационализацией его быта, организацией досуга, развитием здравоохранения и образования.

Главным направлением внешнеэкономической деятельности на перспективу является осуществление эффективной единой промышленной, внешнеторговой и макроэкономической политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции. Приоритетными направлениями должны стать: активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоемкой высокотехнологичной продукции поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов; развитие инфраструктуры экспорта; расширение номенклатуры к увеличение экспорта товаров и услуг; рационализация структуры импорта.

При формировании государственной политики в области международного сотрудничества предполагается руководствоваться принципами сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров и приоритетных направлений.

Основной задачей в сфере внешнеэкономической деятельности на период до
2005 г. является закрепление белорусских предприятий-экспортеров на имеющихся сегментах рынков стран ближнего и дальнего зарубежья, а также их дальнейшее расширение.

Взаимоотношения со странами СНГ, прежде всего с РФ, останутся приоритетными во внешнеэкономической деятельности.

Со странами Таможенного союза первоочередными мерами будут: переход на единые принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле и торговле с третьими странами, сближение таможенных тарифов, мер нетарифного регулирования, проведение единой акцизной политики.

Приоритетным направлением в развитии интеграционных связей со странами дальнего зарубежья является торгово-экономическое сотрудничество с государствами Центральной и Восточной Европы, со странами Балтии, Польшей, что обусловлено их географической близостью и сложившимися взаимовыгодными связями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать